яна каминская
Конспект занятия по краеведению «Масленица годовая — наша гостьюшка дорогая!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию (краеведение) «Масленица годовая-наша гостьюшка дорогая!»
Цель: Познакомить детей с христианским праздником Масленица, углублять интерес к культуре своего народа.
Задачи:
1. Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей умение играть в коллективе, получать удовольствие от игр, умение радоваться победам своих товарищей;
- формирование представления о Родине как месте, где человек родился и где он живет;
Публикация «Конспект занятия по краеведению „Масленица годовая — наша гостьюшка дорогая!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Мой край, мой город. Краеведение
- Темочки
- воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой;
- воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их;
2. Образовательные задачи:
- познакомить детей с разнообразными народными промыслами;
- расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию;
- пополнять словарный запас детей народными словами и выражениями: лакомка, мечи;
-закрепить последовательность дней недели.
3. Развивающие задачи:
- побуждать детей к общению в процессе проигрывания хороводных и русских народных игр, потешек, частушек, закличек, поговорок о Масленице;
- развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира;
- развитие связной речи, внимания, памяти, воображения, наблюдательности.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о народных праздниках, альбома «Праздник в детском саду», прослушивание народной музыки.
Материал к занятию : карусель с лентами, платочки, чучело Масленицы.
Ход занятия:
Воспитатель в русском костюме заходит с приветствием:
Слава дому сему
Слава саду вашему
Мира, счастья вам желаю
И хозяев восхваляю!
Много лет, здоровья вам :
И большим и малышам.
В. - Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы!
В. - Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник — Масленица.
В -А что это за праздник вы знаете? (ответы детей).
В -Вот и пришла я к вам, чтобы поведать вам об этом разудалом празднике и порадовать игрой весёлой.
В. - Мы сегодня позабавимся,
На весёлой карусели покатаемся!
В. - Хотите покататься на весёлой карусели? А чтобы на ней покататься, нам нужно её ленточками украсить. Но ленточки не простые. Сколько дней в неделе, столько и ленточек. Что ни ленточка — то денёчек, то забавушка. И неделя эта непростая, а масленая. Чем дружнее поработаем, тем скорее повеселимся.
В. - Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые напоминают солнце, приглашают гостей и угощают их. В старину на Руси в Масленицу славили языческого бога солнца Ярилу, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла, поэтому символом этого праздника является СОЛНЦЕ!
В. - Согласно легенде, Масленица родилась на севере, отцом её был Мороз. Однажды в суровые морозы человек заметил её, когда она пряталась за огромными сугробами. Он позвал её помочь людям, развеселить их, согреть и накормить. Масленица пришла. Но она оказалась не хрупкой девушкой, какой её увидели сначала, а здоровой бабой, с румяными щеками, коварным взглядом, громко хохочущей.
- Главное угощение праздника — это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла. Празднование начиналось по строго расписанному порядку.
- Итак, начинается Масленица в понедельник — первый день недели — «Встреча Масленицы».
- В этот день устраивались катания с гор, делали куклу — Масленицу, наряжали её и возили в санях от избы к избе. Встречали ее песнями. Первыми были дети.
Под русскую народную музыку (включить запись песни) ввезти чучело Масленицы (все кричат) :
-Встречайте! Встречайте!
Здравствуй, Масленица годовая,
Наша гостьюшка дорогая!
На саночках расписных,
На кониках вороных!
Наша масленица, широка,
В детский сад к нам пришла
И веселье принесла!
В. - Дети, давайте поздороваемся с Масленицей, повторяйте за мной слова.
Масленица — кривошейка,
Встретим мы тебя хорошенько!
С блинцами,
С каравайцами,
С вареничками!
Воспитатель и дети поют песню «Масленица»
Как на масленой недели,
Со стола блины летели,
И сыр, и творог,
Все летело под порог.
Как на масленой недели,
Из печи блины летели,
Весело было нам,
Весело было нам.
Воспитатель и дети привязывают ленту к карусели.
В. - Второй день — вторник, звался «Заигрыши». В этот день дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях.
В. - Вот и мы с вами поиграем в игру: «Яша»
Вначале с помощью считалочки выбирается водящий — «Яша».
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
(Водящему завязывают глаза и сажают в центр круга. Остальные участники становятся вокруг него и водят хоровод, напевая) :
Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Ты грызешь орешки,
Для своей потешки!
В это время «Яша» изображает, что грызет орехи. Когда песенка заканчивается, хоровод останавливается, дети хлопают в ладоши, и «Яша» встает, закрывает глаза. Его раскручивают и поют:
Свои руки положи,
Имя правильно скажи.
После этого «Яша» должен с закрытыми глазами подойти к какому-нибудь игроку и на ощупь определить его. Играющим запрещено давать подсказки «Яше». Если угадать игрока удалось, то они с «Яшей» меняются местами, а если нет, то игра продолжается с тем же «Яшей».
Тот из детей, кто оказался самым ловким в игре, привязывает ленту к карусели.
В. - Третий день — среда «Лакомка».
В. - С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, лакомились блинами и другими масленичными яствами.
В. - Ребята, а кого или что можно назвать лакомкой? (ответы детей). (Человек, который любит лакомиться)
В. - Понятно. Это когда человек любит что-нибудь вкусненькое. А вы любите вкусненькое? Вас тоже можно назвать лакомками. А у нашей Масленицы корзинка полная! На всех хватит. Карусель соберём, да и за лакомство примемся.
В. - О русской Масленице сохранилась поговорка: «Не житьё, а масленица». Как вы понимаете эту поговорку? (ответы детей).
В. - Так говорили потому, что на масленой неделе ходили друг к другу в гости, вволю угощались блинами с медом, маслом, сметаной, икрой вволю.
Физкультминутка.
Давай, дружок, смелей, дружок, (идут по кругу друг за другом)
Кати по снегу свой снежок, («катят» перед собой снежный ком)
Он превратится в снежный ком, (останавливаются, показывают ком)
И станет ком снеговиком, («рисуют» снеговика из трех кругов)
Его улыбка так светла! (показывают руками на лице улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла. (показывают глаза, прикрывают голову, показывают нос)
В. - Четвёртый день был самым шумным – «Разгуляй четверг», «Широкая масленица». В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу, строили снежный городок и брали его боем, катались на конях по деревне, съезжали с гор на санях, лыжах, ряженые веселили народ, угощали блинами, гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
Воспитатель предлагает детям вспомнить и пропеть знакомые частушки.
Воспитатель и дети поют частушки:
1. Эй, девчонки — хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
2. Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!
3. Ешьте! Пейте! Угощайтесь!
И побольше развлекайтесь!
Масленица у ворот!
Открывайте шире рот!
4. Блин с вареньем, блин с икрою!
С родниковою водою!
Праздник солнца к нам пришел!
На душе так хорошо!
5. Мы на масленой неделе
Праздник не нарушили,
Все друзья плясали, пели,
Мы блиночки кушали!
6. Мы кончаем петь частушки,
До другого вечера.
Вы сидите до утра,
Коли делать нечего.
В. - В этот день ещё устраивали соревнования: «Петушиные бои»,
«Прыжки в мешках».
В. - Таким ребятки, был четвертый день. (Привязывают ленту к карусели)
В. - А вот пятница и суббота были днями посещения родных и близких, ходили друг к другу в гости, и, также угощались блинами и всякими вкусностями.
В. - И называлась Пятница — «Тёщины вечеринки» (воспитатель сама привязывает ленту к карусели). На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.
В. - А Суббота называлась — «Золовкины посиделки» (воспитатель сама привязывает ленту к карусели). В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и угощали их. Велись разговоры о житье – бытье. Вспоминали родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.
В. - А в воскресенье, которое называлось – «Проводы Масленицы» или «Прощёное воскресенье».
В. - Ходили друг к другу мириться и просили прощения, т. к. затем наступал Великий пост.
В. - Говорили так: «Прости меня, пожалуйста». «Бог тебя простит», -отвечали на это. Потом целовали друг друга и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: «Прости меня», даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Дети шли к родителям и со словами: «Прости меня, пожалуй, если в чём виноват перед тобой», кланялись друг другу и целовали родителей. Это очень хороший древний обычай. Не стоит о нем забывать.
В. - Давайте и мы поклонимся друг другу и обнимемся в знак прощения наших взаимных обид.
В. - Провожая Масленицу, провожали и зиму. На улице торжественно сжигали соломенную куклу, пепел развевали по ветру, чтобы быстрее пришла весна, чтобы был хороший урожай. Давайте и мы с вами вместе позовё м весну:
Приходи, весна! Приходи, красна!
Давай солнышко — колоколнышко,
Приноси урожай в наш родимый край!
В. - Становись народ в хоровод, окружим почетом нашу Масленицу.
(Общая пляска вокруг чучела Масленицы)
Песня «Эх, Масленица!»
В. - Ну, а теперь, ребята, давайте прощаться с Масленицей.
Прощай Масленица,
Прощай красная!
Наступает пост –
Дадут нам редьки хвост,
А мы редьку не берем,
Кота за уши дерем!
(Затем Масленица уносится)
Привязываем последнюю ленту.
В. - Ребята, что нового вы сегодня узнали?
- Когда его празднуют?
- Какое угощение было главным на Масленицу?
- Что же является символом Масленицы?
- Молодцы! А, чтобы у наших гостей остались добрые и светлые воспоминания о нашем детском саде, мы подарим им вот такие маленькие медальки – солнышки.
В. - А теперь, пора прощаться, да за последнюю игру приниматься.
Игра «Карусель»
Еле — еле — еле — еле
Завертелись карусели
А потом кругом — кругом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра.
В. - Ребята, я всех вас благодарю, вы были сегодня очень активными, внимательными и дружными. А теперь, давайте попрощаемся с нашими гостями.
(Воспитатель и дети уходят.)