МААМ-картинки

Конспект занятия по познавательному развитию «Гиганты прошлого» в подготовительной группе

Ольга Жуковская
Конспект занятия по познавательному развитию «Гиганты прошлого» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по познавательному развитию «Гиганты прошлого».

Цели: ввести понятие «прошлое» на примере представителей животного мира (динозавры, птеродактили). Познакомить с различными видами древнейших животных и местом их обитания. Дать понятие профессии «палеонтолог» и ввести в словарный запас детей. Способствовать развитию коммуникативных навыков, познавательной активности, мыслительных операций, внимания и памяти. Развивать воображение, логическое мышление, умение рассуждать и доказывать. Воспитывать эстетические чувства и интерес к исследовательской работе. Воспитывать познавательный интерес к работе палеонтологов.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Гиганты прошлого“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Методика проведения:

Воспитатель: Отгадайте загадку и узнаете, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать.

Жили на Земле давно,

В мезозое эти звери,

И ходить на лапах двух,

Хорошо умели.

Дети: Динозавры.

Воспитатель: Правильно, сегодня мы с вами поговорим о динозаврах. Скажите, а кто такие динозавры? Кто знает, когда жили динозавры?

Ответы детей

Воспитатель: Много миллионов лет назад, во времена, которые назывались мезозойской эрой, на Земле жили удивительные животные – динозавры. Это были рептилии, в чём-то похожие на современных рептилий – крокодилов, ящериц, черепах. Но динозавры были особенными. Среди них были гиганты и карлики, мирные травоядные ящеры и самые свирепые хищники из когда-либо живших на Земле. На суше динозавры расселились повсюду, став её полновластными хозяевами. Вот почему мезозойскую эру называют эрой динозавров.

«Динозавр» означает «страшный ящер». Но далеко не все динозавры были большими и страшными. Например, компсогнат был размеров примерно с курицу. Этот проворный динозаврик питался насекомыми.

У динозавров ноги подпирали туловище снизу, как у зверей и птиц. Вот поэтому динозавры могли быстро бегать, причём некоторые из них- на задних ногах.

Динозавры были сухопутными животными, хотя некоторые из них жили вблизи воды и умели плавать. Но в мезозойскую эру на Земле процветали и другие необычные рептилии. Одни из них освоились в море. Тела у них были обтекаемой формы, а конечности превратились в приспособленные для плавания ласты. А в небе, ещё не было птиц, безраздельно властвовали крылатые ящеры – птерозавры. Их крылья были образованы тонкой кожаной перепонкой, натянутой между удлиненными передними конечностями и хвостом.

По сохранившимся скелетам, ихтиозавры внешне удивительно походили на современных дельфинов. Они тоже питались рыбой и кальмарами и были самыми быстрыми пловцами в океане.

Кетцалькоатль («крылатый змей») – самый крупный из летющих ящеров. Размах его крыльев был как у небольшого самолета!

А птерозавр сордес, или «нечисть волосатая», размеров был не больше вороны.

А вы знаете, что у плезиозавров было массивное, как бочка, туловище, короткий хвост и невероятно длинная, гибкая шея, оканчивающаяся маленькой головой с зубатой пастью.

Воспитатель: Ребята, а как мы узнали о динозаврах?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, из раскопок. Все динозавры, морские и крылатые древние ящеры вымерли задолго до появления человека. Но они не исчезли бесследно. В земле сохранились их окаменевшие кости, зубы, куски кожи, отложенные ими яйца, отпечатки их ног. Ученые, которые изучают ископаемые остатки вымерших животных, называются палеонтологами. Благодаря их работе мы сегодня очень многое знаем о динозаврах и их соседях по планете: как они выглядели и жили, какого были размера, чем питались.

В наши дни самое большое сухопутное животное- африканский слон. Но даже он почувствовал бы себя неуютно рядом с диплодоком! Ведь диплодок был втрое выше и вдесятеро длиннее слона. Правда, большая часть его длины приходилась на шею и хвост. Диплодоков и похожих на них на них динозавров называют зауроподами. Эти гиганты питались листьями и ветками растений, проводя за кормежкой большую часть времени. Чтобы жёсткая пища лучше переваривались, они проглатывали камни, которые играли в их желудках роль жерновов.

Брахиозавр был короче диплококка, но выше. Передние ноги его были длиннее задних, поэтому, вытянув шею, он мог дотянуться до веток на высоте пятиэтажного дома. К тому же он мог вставать на дыбы!

Знаете ли вы, что длинный и гибкий хвост диплодока сужался к концу? Взмахивая им, как бичом, этот мирный гигант мог защититься от хищных ящеров.

Игуанодоны были большими и сильными динозаврами с вытянутыми «лошадиными» мордами. Питались они растительной пищей, срывая листья и ветки челюстями в виде роговых пластин. А в глубине у них были зубы, которыми они пережевывали пищу. Обычно игуанодоны передвигались на всех четырёх конечностях, но если надо было прибавить ходу или дотянуться до ветвей на верхушке деревьев, вставали на задние ноги. Роста они были внушительного- втрое выше человека. Три пальца на передних лапах оканчивались копытцами для ходьбы. Гибким мизинцем они могли удерживать веточки. А вместо большого пальца у них был острый костяной шип -грозное оружие обороны.

Гадрозавры, или утконосые динозавры, названы за то, что их широкие и плоские челюсти похожи на утиный клюв. Этим «клювом» они общипывали листву. Головы некоторых гадрозавров украшали костные гребни разной формы. Внутри их были полости, соединенные с ноздрями. Продувая через них воздух. Гадрозавры могли издавать громкие, рокочущие звуки.

Паразауролоф, встав во весь рост, был бы вдвое-втрое выше человека. Он был обладателем самого длинного, изящно изогнутого гребня. Вероятно, трубя в него, самцы так привлекали самок.

У зауролофов гребни были короче. Эти динозавры жили по берегам рек. Между пальцами у них были перепонки, благодаря которым они не проваливались в топких местах и могли плавать.

Физкультминутка «Улыбнись».

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи.

Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)

Приседанья начинай.

Не спеши, не отставай. (Приседания.)

А в конце — ходьба на месте,

Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

Упражненье повтори

Мы руками бодро машем,

Разминаем плечи наши.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Корпус влево мы вращаем,

Три-четыре, раз-два.

Упражненье повторяем:

Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)

Мы размяться все успели,

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Воспитатель: Ребята, а кто знает, как размножались динозавры?

Дети: Откладывали яйца.

Воспитатель: Правильно, динозавры откладывали яйца. Некоторые динозавры просто закапывали яйца в прогретый солнцем песок и оставляли на произвол судьбы. Но были и заботливые родители! «Майазавр» означает «ящер -хорошая мать». Эти утконосые динозавры гнездились очень большими колониями и сообща оборонялись от свирепых хищников. Их детёныши появлялись на свет совершенно беспомощными, и матери кормили их свежей травой.

Воспитатель: Дети, скажите, а как вы думаете, какой формы и какого размера были яйца у динозавров?

Ответы детей

Воспитатель: Яйца динозавров были разной формы. У одних они круглые, как шар, у других – вытянутые. Размер яиц был не слишком велик: даже у гигантских зауропод они были приблизительно с футбольный мяч.

Тираннозавр рекс - король ящеров- тиранов. Он весил больше слона, его задние ноги были высотой в два человеческих роста. Питался тираннозавр и падалью, обычно находя ее с помощью острого нюха.

Аллозавр превосходил размером тираннозавра. Передние лапы у него тоже были довольно короткими, но на них было по рти пальца, вооруженных острыми когтями. Ими он мог удерживать и рвать добычу.

Цератозавр был значительно меньше и легче, но зато проворнее тираннозавра. На носу у этого ящера был небольшой рог. Заостренные костные выросты располагались и над глазами.

Дилофозавр был одним из первых гигантских хищников, живщих задолго до тираннозавра. На его голове красовался раздвоенный костный гребень. У самцов он был выше, чем у самок.

Самыми известными охотниками были дейноних. Они бегали на задних ногах и были вооружены острыми зубами и когтями. Дейноних означает «Ужасный коготь». У такого динозавра один коготь на задних ногах был особенно большими и острым. Чтобы он не тупился, дейноних держал его на бегу поднятым и обычно пускал в ход, настигнув добычу.

Полакант- крупный динозавр, напоминавший своим грозным видом крокодила. Он питался только растительностью.

Эуоплоцефал, атакованный тираннозавром, припадал к земле, чтобы уберечь брюхо, незащищённое бронёй. Его хвост оканчивался увесистой костяной булавой. Взмахнув им, эуоплоцефал мог переломить кости своему грозному врагу.

Самые мелкие цератопсы были размером со свинью, а самым крупным был трицератопс, который весил в двое больше слона. Название этого ящера означает «трёхрогая морда» : два метровых рога у него были над глазами и один покороче- на носу.

У огромного стегозавра головной мозг был не больше яблока. В крестце у него был «дополнительный мозг». Он самостоятельно управлял движением хвоста.

Самым крупным (по сравнению с размерами тела) мозг был у небольшого ночного хищника- троодона. У него были огромные зоркие глаза, позволяющие ему видеть почти в полной темноте.

Эпоха динозавров длилась 165 миллионов лет. Однако около 65 миллионов лет назад все динозавры, птерозавры и морские ящеры исчезли с лица земли. Место динозавров заняли птицы и звери. Началась их эпоха. Сегодня на Земле живут и процветают прямые потомки динозавров. Вы сними хорошо знакомы- это птицы. Ведь пернатые произошли от небольших двуногих хищных динозавров, сохранив много общих черт со знаменитыми предками.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение о динозаврах.

Динозавр – это ящер огромный

Жил когда-то, но мы его помним.

Динозавра давно уже нет –

По костям его создан скелет.

Шея длиннее жирафовой шеи –

С деревьев листву доставать ей умеет.

Бродили мы в парке среди динозавров

Туда непременно пойдём ещё завтра.

Динозавр разместился в дом полностью чтоб,

Надо строить ему дом с большой небоскрёб.

Очень жаль, динозавр не дожил до меня –

Я завёл бы себе его вместо коня!

Очень жаль, динозавр до меня не дожил –

Он бы дом вместо пса у меня сторожил.

Динозавр высок, но опасны высоты –

Вместо мух у него мельтешат самолёты.

Динозавру работать пожарником нужно –

Он без лестниц любого спасёт потому что.

Появляется мель. Что случилось с рекой? –

Динозавры устроили здесь водопой.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, что вы нового узнали о динозаврах?

Ответы детей.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое в старшей группе № п/п месяц неделя тема 1 сентябрь 1 «Вот и осень наступила, воспоминания о лете» 2 «Земной шар на столе» 3 «Мой город» 4 «Портрет Земли».

Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Гиганты прошлого» Познаю мир для детей старшего дошкольного возраста. Гиганты прошлого. Цель: ввести понятие «прошлое» на примере представителей животного.

Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Гиганты прошлого» в подготовительной группе
Опубликовано: 8 января 2015 в 16:49
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию «Гиганты прошлого» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Жуковская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД