Елена Михайловна Матюнькина
Конспект занятия по познавательному развитию «Флаг России» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д. С. Лихачев
Мир детства – это особый мир, со своим видением жизни, со своими фантазиями и переживаниями, с ожиданием чего-то нового и неизведанного, с особой формой отражения действительности. Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, легкая обучаемость, безграничное доверие ко взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему. Патриотическое воспитание детей - это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста — формирование первоначальных представлений о родном крае и уважительного к нему отношения, воспитание социально-нравственных качеств, патриотических чувств, гражданственности и трудолюбия, сопричастности к современным событиям, приобщение к национальным ценностям и культурным традициям. Повседневное использование в работе русских народных сказок и малых фольклорных форм учит детей думать, творить, фантазировать, развивает речевую культуру, воспитывает лучшие качества, присущие нашим предкам, помогает организовать воспитанников, занять чем-то нужным, полезным, увлекательным, позволяет глубже раскрыть образ Родины. Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Флаг России“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Флаг России. День Российского флага, 22 августа
- Флаг России. Конспекты занятий к 22 августа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения – со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, со страной, её столицей и символами.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех населённых пунктах, больших и маленьких, есть много общего:
-повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей, врачи лечат больных, рабочие делают машины и т. д.);
-везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших её от врагов;
-повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
-люди берегут и охраняют природу;
-есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.
Дети растут, уходят из детского сада в школу, взрослеют. О чём они думают, о чём мечтают? Что значит для них Родина, родной край? Понимают ли они, что Родину, как и мать, не выбирают по своему вкусу и желанию? Осознают ли, что впереди у них много дорог, а дорога одна-единственная?
Знакомя воспитанников с родным краем, я стремлюсь, чтобы каждый ребёнок понял, что Родина начинается с уголка земли, где он родился, где прошли первые годы его жизни; с самой родной и нежно любимой женщины – с той, что подарила ему жизнь; с леса, по тропинкам которого ребёнок любил гулять вместе с друзьями, родителями, воспитателями; с крыльца родного дома, с куста сирени под окном. Так с чего же начинается Родина? Ответ на это вопрос взрослый может найти в глубинах своей души, а ребёнок может это почувствовать и навсегда сохранить в своем сердце и памяти только для него одного по-своему понятный и неповторимый образ Родины.
Цель: познакомить детей с флагом Российской Федерации, формировать начальные знания о своей стране.
Задачи:
Воспитательные:
• Воспитывать чувство патриотизма.
• Воспитывать уважительное отношение к флагу нашей страны.
Развивающие :
• Познакомить с начальными знаниями о своей стране.
Обучающие:
• Учить различать основные цвета флага (белый, синий, красный).
• Учить выкладывать цвета флага в определённой последовательности.
• Развивать внимание, память.
Материалы:
Демонстрационный материал, фотографии природы нашей страны; карта России; колокольчик; кубики; полотно для выкладывания флага; фотографии государственных символов РФ, флаг РФ, магнитная доска с флагом и рисунками (белый цвет – голубь, снежинка, ромашка; синий цвет – небо, река, море; красный – сердце, тюльпаны, звезда).
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы о своей стране, заучивание стихотворений.
Ход занятия
I. Организационный момент
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева –друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
II. Основная часть
Введение в игровую ситуацию
Воспитатель: Ребята, нам дети со старшей группы сделали подарок. Хотите посмотреть какой? (карта России). Как вы думаете, что это такое? (ответы детей)
Правильно, это карта. А как вы думаете, что на ней изображено? (Наша страна).
Ребята, это карта нашей страны. А как же называется страна, в которой мы живем? (Россия). Всё верно. Россия - это наша Родина.
Родина – это где мы родились, живем. Это наш дом. Родину не выбирают, она дается человеку от рождения. Все мы россияне. Родина – это города, деревни, леса, реки, моря, горы, степи. Россия самая большая страна в мире. Мы с вами уже читали много стихотворений о нашей стране. Может кто-то хочет рассказать нам одно из них? (Предложить ребёнку рассказать стихотворение)
Ребё нок: Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек!
Умница! Спасибо!
Воспитатель: Ребята, у каждой страны есть свой флаг. Вот флаг России (показ флага).
Какие цвета вы видите на флаге? (Белый, синий, красный).
Давайте более внимательно рассмотрим флаг России. Подходите к магнитной доске. Сверху какой цвет? (белый). Что из картинок нам напоминает белый цвет? Правильно, это ромашка, голубь, снежинка. Дети прикрепляют картинки на белую полосу флага. Белый цвет символизирует – мир.
В середине какой цвет? (синий). Какие картинки напоминают нам синий цвет? Верно, это небо, море, река. Дети прикрепляют картинки на синюю полосу флага. Синий цвет означает небо.
И внизу какой цвет? (красный). Что же нам с вами напоминает красный цвет? Правильно, это сердце, тюльпаны, звезда. Красный – это огонь, отвагу и любовь. Ребята, флаг – государственный символ России. Его нужно беречь, уважать.
Физкультминутка «Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы - высокие,
тянемся на носочках вверх.
Реки глубокие,
присаживаемся на корточки.
Степи широкие,
раскидываем руками.
Леса большие,
руки вверх.
А мы - ребята вот такие!
показываем большой палец.
Молодцы!
Практическая деятельность.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам пройти к столу и посмотреть как из кубиков можно сконструировать флаг России (показывает воспитатель). Посмотрите какой красивый флаг у нас получился!
Конструирование из кубиков «Флаг России»
Воспитатель: Ну что, а сейчас я вам предлагаю сделать каждому свой флаг (индивидуальная работа).
Какие замечательные флаги у вас получились.
Устали? Выходите ко мне сюда, поближе к карте.
Немножко поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Посмотрю на карту я»
Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля. (поочередно соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди).
III. Подведение итогов.
-Ребята, что же нового мы сегодня с вами узнали?
Как называется наша страна? (Россия)
Какой символ России вы знаете? (Флаг России)
Каких цветов полосы флага России? (Белый, синий, красный)
Сюрпризный момент. Ребята, вы все молодцы. Я хочу вам подарить вот такой флаг России, берегите его и уважайте.
Уходят с флагами под песню «Белый, синий, красный».
Литература:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под. Ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Е. М. Дорофеевой. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019г. 336с
2. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. -СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 192 с.
3. Краеведение в детском саду. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2018. – 178 с.
4. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. – 2-е изд. – М. : ТЦ Сфера, 2023. – 128 с. (Детям о самом важном).