Анджела Рахматулина
Конспект занятия по познавательному развитию для детей дошкольников «Школа маленького пешехода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование основ безопасного поведения на дороге и в транспорте.
Задачи: учить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте, закрепить представления о том, как важно правильно ходить ездить по городу, углубить знания о правилах дорожного движения.
Предшествующая работа: экскурсия к светофору, беседа по теме, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
Материалы: атрибуты к игре, иллюстрации транспорта.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для детей дошкольников „Школа маленького пешехода“» размещена в разделах
Ход занятия
Воспитатель: С каждым годом в нашей стране растет число дорожно – транспортных происшествий. Все чаще и чаще жертвами ДТП становятся дети. Происходит это потому что, с вами дети не понимают той опасности, которую представляет собой автомобиль. Мы живем в маленьком городе. Наш город очень красивый. Здесь живете вы и ваши родители. И важно не только любить наш город, но еще быть примерными пешеходами. Как называется наш город?
Дети: Кореновск.
Воспитатель: Верно. Наш город – Кореновск. Городок наш небольшой, но в нем столько всего важного, интересного. В нашем городе много улиц, проулков, проездов, есть даже бульвар. На каждой улице нашего города много домов, есть магазины, детские сады, школы, промышленные предприятия. И поэтому по улицам нашего города днем и ночью ездят машины. Они подвозят продукты к магазинам, перевозят различные грузы, возят людей к месту работы и учебы, собирают мусор и чистят снег. Транспорта в городе очень много. И весь транспорт имеет свое назначение.
Ребята, а вы какой транспорт бывает?
Дети: Пассажирский и грузовой.
Воспитатель: Правильно, ребята. Транспорт бывает разный: пассажирский, грузовой, специальный, оперативный или экстренный. Вот посмотрите иллюстрации. Какой транспорт изображен на картинке?
Дети: Пассажирский
Воспитатель: Правильно. Это транспорт, которые ездит по дорогам нашего города и перевозит пассажиров называется пассажирский.
Вот послушайте загадки:
Дом по улице идёт,
На работу всех везёт.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
Дети: автобус
Если очень вы спешите,
Срочно в службу позвоните,
Укажите свой маршрут,
Вас с комфортом довезут.
Куда захочешь, колеси,
Доставит быстро вас.
Дети: такси
Ездит только по маршруту,
Но если захочешь сойти,
Водитель в любую минуту
Остановит где нужно, в пути.
Её называют все в шутку
По-доброму, просто…
Дети: маршрутка
Воспитатель: Молодцы, отгадали все загадки. Ребята, а еще при поездке в общественном транспорте есть свои правила поведения. Хотите узнать какие?
Дети: Да.
Воспитатель рассказывает детям правила поведения в транспорте:
- Во время движения ни в коем случае не трогайте дверь руками. Ждите, пока на остановке их не откроет водитель;
- Нельзя высовываться из окна. На оживленной дороге может задеть встречный транспорт;
-Нельзя приставать к водителю с разговорами. Он следит за дорогой, чтобы не попасть в ДТП.
- Нельзя вставать на сиденье ногами, размахивать руками – водитель может резко затормозить и вы упадете;
- Нельзя громко разговаривать, петь песни, кричать – это мешает другим пассажирам.
Как бы ни был труден путь,
Ты в дороге вежлив будь
Место старшим или старым
Уступить не позабудь!
Воспитатель: Ребята запомните эти правила и выполняйте их всегда. Будьте культурными и воспитанными пассажирами.
Воспитатель: Посмотрите на эту картинку. Какой вид транспорта на ней изображен?
Дети: Грузовой.
Воспитатель: Верно, дети. Транспорт, который перевозит различные грузы, называется грузовой. Ребята, посмотрите сколько много у меня интересных картинок. И я предлагаю вам поиграть.
Игра «Поставь машину в гараж»
Давайте сейчас каждый из вас выберет по одной картинке с изображением автомобиля, который ездит по улицам нашего города. А еще у меня есть два гаража. И вам надо будет поставить машины в гаражи. Пассажирский транспорт в зеленый гараж, а грузовой - в красный. Дети разбирают картинки, рассказывают какой транспорт изображен на картинке, и помещают свою машину в соответствующий гараж.
Воспитатель: Ребята, вы все молодцы! Хорошо справились со своим заданием! Скажите а вы знаете, как называется человек, который управляет транспортом?
Дети: Водитель, шофер.
Воспитатель: Сейчас мы с вами побудем немного водителями
Физкультминутка «Мы водители»
Мы — шоферы
Качу, лечу
Во весь опор (дети шагают)
Я сам-шофер (имитируют управлением рулем)
И сам – мотор (круговые движения плечами)
Нажимаю на педаль (сгибают ногу в колене)
И машина мчится в даль. (бег на месте)
Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, что есть пассажирский транспорт, который возит пассажиров и грузовой, который перевозит и доставляет грузы. Но есть еще виды транспорта. Вы помните, когда мы с вами ходили гулять на стадион, мы проходили мимо стройки. На нашей улице строят большой магазин и там работает много разных машин. Можете назвать какие машины мы там видели?
Дети: Подъемный кран, трактор.
Воспитатель: Да все верно. Там был и большущий подъемный кран, и сильный экскаватор, и мощная бетономешалка, и конечно же огромные самосвалы.. Эти все машины называются спецтранспорт. Специальный транспорт предназначен для помощи людям в больших стройках, в ремонте дорог, в уборке улиц. Чтобы вы лучше запомнили спецтранспорт, я предлагаю вам поиграть.
Игра «Собери транспорт»
Детям предлагаются разрезные картинки или большие пазлы. Надо из них собрать машины специального назначения.
Воспитатель: Ребята есть еще один вид транспорта. Вот посмотрите на картинку. Что на ней изображено?
Дети: Скорая помощь.
Воспитатель: Спешат на помощь скорая помощь, пожарная машина, полиция. А ка к вы думаете можно назвать этот вид транспорта?
Дети: Машины для помощи людям.
Воспитатель: Да, это транспорт предназначен для помощи людям, попавшим в сложные жизненные, порой даже критические ситуации. Эти машины должны прийти на помощь быстро, незамедлительно, экстренно, потому что иногда бывает так, что у людей нет ни сил, ни времени долго ждать. Поэтому этот транспорт называется оперативный, или транспорт экстренной помощи.
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем.
Игра «Цветные автомобили».
Дети размещаются вдоль стены комнаты или по краю площадки. Они —
автомобили. Каждому из играющих дается флажок какого-либо цвета
или цветной круг, кольцо. Воспитатель стоит лицом к играющим в
центре комнаты. Он держит в руке три цветных флажка.
Воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета. Все дети, имеющие
флажок этого цвета, бегут по площадке на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются и направляются каждый в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется. Воспитатель может заменить цветной сигнал словесным.
Воспитатель: Ребята наш детский сад находится рядом с большой дорогой на одной из центральных улиц города. На этой дороге постоянное, круглосуточное, оживленное автомобильное движение. Чтобы с нами не приключились никакие несчастья и беды, нам просто необходимо знать правила дорожного движения.
Делаем ребятам предостереженье –
Выучите срочно правила движенья!
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойны были за рулем водители!
Воспитатель: А скажите мне, дети, как надо правильно переходить улицу?
Дети: На зеленый сигнал светофора, переходить в положенном месте, по пешеходному переходу.
Воспитатель: Все совершенно верно. И еще, прежде чем переходить улицу, надо обязательно посмотреть направо, налево, убедиться что нет близко идущего транспорта и только потом переходить дорогу. И конечно же на разрешающий сигнал светофора. Ребята, а что означают сигналы светофора? Кто может рассказать?.
Ребенок: Если свет зажегся красный,
Значит двигаться опасно!
Ребенок: Свет зеленый говорит
Пешеходам путь открыт!
Ребенок: Желтый свет – предупрежденье-
Жди сигнала для движения!
Ребенок: Нужно слушаться без спора
Указаний светофора,
Нужно правила движения
Выполнять без возражений!
Воспитатель: Если вы будете четко выполнять светофорные правила, то с вами не случится никакой беды! А теперь давайте поиграем.
Игра «Светофорик»
У ведущего три круга – красного, зеленого, желтого цвета. Все идут по кругу за ведущим. Время от времени он останавливается и поднимает цветной кружок. Если он поднял зеленый – дети продолжают идти, если желтый – прыгают на месте, если красный – все должны замереть на месте и не двигаться. Кто ошибся – выходит из игры. Побеждает самый внимательный.
Воспитатель: Переходить дорогу надо соблюдая все правила дорожного движения и строго по пешеходному переходу или как мы его называем «зебра».
Ребенок: Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход.
«Зеброй» назван переход
Чтобы двигаться вперед!
Воспитатель: Ребята, вы скоро подрастете, пойдете в школу и станете самостоятельными пешеходами. И конечно же вы запомнили, что правила дорожного движенья нарушать категорически нельзя.
На улице будьте внимательны, дети!
Твердо запомните правила эти.
Правила эти помни всегда
Чтоб не случилась с тобою беда!
И вам желаю всего доброго, а главное- будьте здоровы и берегите себя!