Татьяна Головахина
Конспект занятия по познавательному развитию для детей 5–7 лет Тема: «Путешествие маленьких экологов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе : «Путешествие маленьких экологов».
Цель: Развитие наблюдательности детей, их умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Задачи:
1. Развивать у детей познавательный интерес к миру природы;
2. Уточнить представления детей о значении чистой воды в жизни растений, животных, человека;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для детей 5–7 лет Тема: „Путешествие маленьких экологов“» размещена в разделах
3. Формировать у детей понятия, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связи ведет за собой другие изменения;
4. Развивать связную диалогическую речь, уточнять и расширять словарь;
5. Уточнить знание детьми геометрических фигур, счета до 10;
6. Развивать конструктивный праксис;
7. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство патриотизма, гендерную принадлежность.
Предполагаемый результат:
1. Умение детей сравнить, проанализировать, обобщить и установить причинно-следственные связи, делать вывод.
2. Осознание детьми взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды.
3. Желание детей сохранять природу и оказывать ей помощь.
Материалы: магнитофон, ритмическая и диктофонная запись, гантели и платочки, карточки с заданием по конструированию, наборы геометрических фигур, плакат с изображением загрязненной окружающей среды и инопланетян, карточки с эмоциями, слайды «Загрязнение окружающей среды», плакат «Правила жителя планеты», значки «Маленьких экологов».
Для эксперимента: два контейнера, грунт, две лейки, чернила, губка, два шприца без игл.
Ход занятия:
Первая часть.
Воспитатель: - Здравствуйте ребята, меня зовут Татьяна Викторовна, а ваши имена я вижу. Приятно с вами познакомится. Я пришла сегодня к вам, так как верю, что вы мне поможете решить одну проблему. На мой мобильный телефон поступил сигнал о помощи с неизведанной планеты. Вот послушайте. Звучит запись диктофона: «На нашей планете пропала чистая вода. Причина ее загрязнения нам не известна. Помогите!»
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что там случилось?
Ответы детей.
Воспитатель: - На самом деле, там могло произойти все, что угодно. А вы хотели бы узнать, что же всё-таки там произошло и помочь им?
Ответы детей.
Воспитатель: - Тогда не будем терять время, где находится планета нам известно, осталось подготовиться к полету в космос. А какими качествами должны обладать люди, отправляющиеся в космос!
Ответы детей.
Воспитатель: - Вы, абсолютно правы! Космонавты должны быть сильными, смелыми, выносливыми, умными! Еще они должны четко выполнять поставленную перед ними задачу и внимательно слушать команды! Вы готовы пройти школу юных космонавтов!
Ответы детей.
Воспитатель: - В нашей школе все должны четко выполнять команды! Мальчики должны продемонстрировать свою силу и выносливость, поэтому выполняют упражнения с гантелями. А девочки должны показать нам свою пластичность и красоту, поэтому выполняют упражнения с платочками! Все понятно?
Ответы детей.
Воспитатель: - Тогда, слушай мою команду: - Стройся! Налево! Шагом марш!
Выполнение упражнений с гантелями (мальчики) и платочками (девочки).
1. И. п. стоя, ноги на ширину плеч, руки вдоль тела
Раз - руки вперед; Два - руки вверх; Три - в стороны; Четыре - вернуться в И. п.
2. И. п. стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и прижаты к плечам:
Раз - руки в стороны; Два- И. п. Три- руки вверх; Четыре- И. п.
3. И. п. стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны
Раз- правая рука соединяется с левой ногой; Два- И. п. Три- левая рука соединяется с правой ногой; Четыре- И. п.
4. И. п. стоя, ноги вместе, Раз - приседаем, руки вперед; Два - И. п.
Кладем инвентарь на место, возвращаемся на места.
Воспитатель: - Молодцы! Теперь вы готовы совершить космическое путешествие, только, чего-то не хватает! Как вы думаете, чего?
Ответы детей.
Воспитатель: - Вы правы, у нас нет ракеты! Сейчас мы с вами очутимся в конструкторском бюро. Как вы думаете, что это такое?
Ответы детей.
Воспитатель: - Да, это место где придумывают ракеты. Здесь уже посчитали необходимое количество деталей. Нам выдадут эти сведения, и вам необходимо составить ваши ракеты. Сейчас вы разделитесь на тройки и выполните задание.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: - теперь ответь те, сколько вы использовали треугольников, квадратов, прямоугольников, овалов, а ромбов. А кто может сказать, сколько всего было использовано деталей. Молодцы, а теперь проверти правильность выполнения задания вашими друзьями.
Дети проверяют выполнение задания своими товарищами.
Воспитатель: - Вот все и готово, пора в путь. Наденьте шлемы, пристигните ремни, ключ на старт. Поехали (звучит фонограмма взлетающей ракеты!
Вторая часть.
Воспитатель: - Вот ребята мы и добрались. Давай те же выясним, что у них произошло! Посмотрите вокруг, что вы видите (плакат с изображением планеты и её жителей?
Ответы детей.
Воспитатель: - Вы правы, здесь произошла экологическая катастрофа! А как вы думаете, что это такое?
Ответы детей.
Воспитатель: - правильно, это нанесенный природе вред, который тяжело исправить. Посмотрите на жителей этой планеты. Как вы думаете, довольны ли они, что живут здесь!
Ответы детей.
Воспитатель: - Посмотрите на этого жителя, как вы считаете, что он чувствует, о чем он думает?
Ответы детей.
Воспитатель: - А другие два, инопланетянина?
Ответы детей.
Воспитатель: - Как вы думаете, можно ли им чем-нибудь помочь?
Ответы детей.
Воспитатель: - давайте проведем небольшой эксперимент, который поможет найти ответ на этот вопрос! Перед нами два, одинаковых контейнера с грунтом, мне понадобятся помощники. Сначала мы посмотрим, какая вода поступает к нам, если окружающая среда чистая. Представим, что это дождь (поливаем воду из лейки, он попадает на землю и проходит через неё, собираясь в низине, здесь мы будем добывать воду с помощью насоса (шприц). Посмотрите, какая вода, есть ли в ней видимые изменения?
Ответы детей.
Воспитатель: - Значит, мы можем сделать вывод, что если грунт не загрязнен, то вода, пройдя через него, останется чистой. Теперь, изменим ход эксперимента. На грунт кладем загрязнё нные отходы и проведем то же действие: прольем грунт дождем и соберём насосом воду. Что изменилось? Как повлияли наши отходы на состояние воды.
Ответы детей.
Воспитатель: - Вот мы и нашли ответ на наш вопрос, что произошло с чистой водой на этой планете. А как вы думаете, чем грозит отсутствие чистой воды для жителей этой планеты?
Ответы детей.
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, а на планете Земля существует такая же проблема?
Ответы детей.
Воспитатель: - Давайте посмотрим, ребята, как страдает наша с вами планета от загрязнения окружающей нас среды (показ слайд-шоу на тему «Загрязнение окружающей среды»). Правда же, ребята, ужасная картина? Ответы детей.
Воспитатель: - Давайте подумаем, чем мы можем помочь жителям этой планеты и нашей Земле?
Ответы детей.
Воспитатель: - Вы совершенно правы! Необходимо утилизировать отходы, а что значит утилизировать?
Ответы детей.
Воспитатель: - Правильно, это переработка отходов с целью повторного использования или их полное уничтожение.
Заключительная часть.
Воспитатель: - Ребята, а сейчас давайте придумаем правила, которые помогут нам и жителям этой планеты избежать в будущем экологической катастрофы! Какие будут ваши предложения (создаем правила жителя планеты?
Ответы детей.
Воспитатель: - Теперь ребята, перед тем как бросить фантик на улице, подумайте, как это может отразиться на состоянии нашей планеты!
Воспитатель: - Посмотрите, как изменились лица наших инопланетян! Как вы думаете, что они сейчас чувствуют? О чем думают?
Ответы детей.
Воспитатель: - Вот мы и помогли жителям этой планеты. Теперь нам необходимо возвращаться на Землю! Занимайте места в своих ракетах, ключ на старт. Поехали!
Воспитатель: - Вот мы и вернулись на Землю, надеюсь наше с вами путешествие не оставит вас безучастными к теме загрязнения окружающей среды. Разрешите мне, в память нашего приключения, вручить вам знаки маленьких экологов!