Наталья Коршукова
Конспект занятия по познавательному развитию «Русские народные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ознакомление дошкольников с фольклором как средством развития познавательных способностей детей 4-5 лет».
«Русские народные промыслы» в средней группе.
Подготовила: воспитатель Коршукова Н. Н.
Цель:
Развитие познавательных способностей детей средствами фольклора и предметами прикладного народного промысла.
Программное содержание:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Русские народные промыслы“» размещена в разделах
1. Формировать познавательную активность, приобщая детей к национальной культуре средствами фольклорных произведений, и предметами прикладного народного промысла;
2. Вызвать в детях чувство восхищения талантом русского народа и гордость за свой народ.
3. Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству, вызвать у них интерес.
Интеграция по областям: познание, коммуникация, художественная литература, социализация, музыка, физическая культура.
Материал и оборудование: Иллюстрации с изображением природы России, предметы народно-прикладного искусства — матрёшки, хохломские, деревянные ложки, музыкальные инструменты барабан, дудочка, колокольчик, сундучок. мольберт.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня не зря с вами нарядились в русские народные костюмы, и стали Алёнушки и Иванушки.
Воспитатель: И сейчас мы с вами отправляемся в удивительное путешествие по нашей стране России.
(Иллюстрация природа России)
Россия - Всё это наша страна, в которой мы живём.
Россия -танец-хоровод
Березок на полях,
Россия – синий небосвод
В плывущих облаках.
Россия – вьюга – завитки
Серебряной реки.
Россия – нежные цветки –
Ромашки, васильки.
Россия – пенье-ручеё к:
От ласточки привет.
Россия – милый уголок,
Что вечно дарит свет.
Ребята, Россия- это наша с вами Родина, наша земля, самая красивая, самая великая и прекрасная.
Поэтому и в пословице говорится:
«Нет в мире краше России нашей».
Давайте все вместе повторим
Нет в мире краше России нашей.
- Ребята расскажите, какая наша родина — Россия? (большая, красивая, огромная, богатая, сильная, и т. д.)
- И живут в этой стране очень талантливые люди.
Посмотрите, я принесла вам много разных предметов, сделанных русскими мастерами. Мы их сейчас с вами рассмотрим. (Дети подходят к столу, на котором стоит сундучок в нем предметы народно-прикладного творчества— матрёшки, хохломские ложки, воспитатель достает предметы ложки и матрешку.)
Посмотрите! Это вещи нынче
В гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России
Мир преданий и добра
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо – люди – мастера!
- Что вы здесь видите? (Ответы детей.)
- Вам нравятся эти предметы?
(Ответы детей).
Всё, что вы тут видите, делают только в нашей стране — России. И называют этих людей мастерами.
(показ картинки) Вот посмотрите, это мастер он изготавливает ложки.
- Я хочу вам загадать загадки об этих предметах, попробуйте их отгадать и найти у нас на столе.
Загадки
- Предмет, о котором я расскажу, сделан из дерева, покрыт черной краской, а на черном поле ярко-красные ягоды, красивые зелёные листочки и тонкая-тонкая трава с завитками. (Дети находят хохломские ложки, рассматривают её, передают друг другу, комментируя какая она).
- Молодцы ребята, эти ложки называются хохломские.
Повторите (дети повторяют хохломские)
Послушайте про них стихотворение
Роспись хохломская словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий
Всех чудесней наша Хохлома.
Воспитатель: На Руси издавна умели играть на ложках. Обыкновенная с виду ложка из дерева выточена, раскрашена, а если её возьмёшь в руки, она заиграет.
Все дети проходят на стульчики.
Присаживайтесь ребята.
Эй, ребята, молодцы,
Заливные бубенцы,
Ложки выбирайте,
Играть начинайте!
(все дети под русскую - народную музыку играют на ложках)
Молодцы!
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы – дети отвечают хором. (Матрешки)
А эта загадка про матрешек расскажите мне о них.
Дети - Это кукла. Она деревянная, красиво раскрашенная. С ней очень интересно играть — можно разложить и станет сразу несколько кукол, сложить и снова будет одна кукла. (Дети находят матрёшку, рассматривают её, раскладывают, передают друг другу, комментируя какая они).
Заглянем, что же у нас еще есть в сундучке? Мы с вами узнаем, если в игру поиграем, а называется она «Угадай на чем играю».
Дидактическая игра «Угадай на чем играю»
Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, ребят созывает. (Барабан)
Кто отгадал тот и играет на музыкальном инструменте
В лесу выросла, из лесу вынесли,
ножом порезали; в руках плачет,
а кто слушает-скачет. (Дудка)
Кричит без языка, поет без горла,
Радует и бедует, а сердце не чует. (Колокольчик)
- Молодцы ребята, все загадки отгадали.
Воспитатель: Славно вы потрудились! «Делу время, а потехе — час», а сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Как на нашем на лугу».
А для начала мы с вами выберем водящего считалкой. Ребенок считает выбирается водящий.
Тара – бара, домой пора —
Ребят кормить, телят поить,
Коров доить, тебе водить!
Условие игры. (Дети стоят в кругу. В середине круга находиться ребенок, про которого поется в песне. Ребенок пляшет так, как умеет. После слов «поклониться не забудь» он кланяется кому-нибудь, и тот выходит в круг. 1 куплет и припев повторяются несколько раз, имена детей меняются. В заключении поется 2 куплет. Пляшут все дети).
«Как на нашем на лугу»
Как на нашем на лугу
Пляшет Олечка в кругу,
А мы песенку поем
и в ладоши громко бьем.
Оля, Оля веселей!
Своих ножек не жалей
Поклониться не забудь,
выбирай кого-нибудь.
Как на нашем на лугу
Заплясали все в кругу.
мы все пляшем и поем
и в ладоши громко бьем.
Воспитатель: о чем с вами мы говорили? (о России, о ложках, о матрешках). А кто вспомнит пословицу?
(«Нет в мире краше России нашей»)
Давайте еще раз повторим, чтобы хорошенечко ее запомнить.
А что вам еще понравилось? (Ответы детей).
- Нам пора прощаться с вами, а вам в подарок я дарю,
солнышко-колоколнышко.
(воспитатель раздает солнышки и говорит слова)
Солнышко-колоколнышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей –
Телят да ягнят,
Ещё малых ребят.
Давайте помашем нашим гостям и пойдем в группу и со словами вместе с воспитателем уходят.
Ребята помогайте мне, давайте вместе
Солнышко-колоколнышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей –
Телят да ягнят,
Ещё малых ребят.