Анна Непринцева
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в разновозрастной группе «Бумажная страна»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.
2. Познакомить детей с историей бумаги.
3. Развивать обследовательские действия, внимание, память, мышление.
4. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
Словарная работа: папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в разновозрастной группе „Бумажная страна“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поделки из бумаги
- Темочки
Оборудование: Квадратные листочки бумаги разных видов (салфетка, цветная, ватман, картон и др). Предметы, изготовленные из бумаги. Емкость с водой, заготовки для аппликации, клей, кисти, салфетки, подставки, доски.
Ход занятия
Ребята, давайте поздороваемся, у нас сегодня гости. Вас ждет увлекательное занятие, слушайте меня внимательно и отвечайте на все мои вопросы. Вы готовы?
Стук в дверь, принесли посылку.
В: Ребята, нам прислали посылку.
А что в нем лежит нам подскажет загадка:
Я белая как снег
Дружу с карандашом
Где он пройдет там заметочку кладет (Бумага)
Правильно ребята, это бумага. Как вы догадались? Какие слова вам подсказали? (ответы детей)
В. Вся бумага одинаковая?
Дети. Нет.
Давайте посмотрим что в этой посылке.
Я в посылку листочки положила.
Ну-ка (имя ребенка) вынь листок и назови.
(Дети достают из посылки листы бумаги, называют и рассказывают, для чего ее используют. Детям предлагается бумага разных видов. Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая, санитарная, альбомная).
Молодцы, все верно назвали
В. Давайте посчитаем сколько видов бумаги мы теперь знаем? (на магнитной доске цифры в соответствии с видами бумаги.)
В. Как вы думаете, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма? (Ответы детей).
Презентация. Из чего делают бумагу?
В. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В Греции писали на сырых глиняных плитках, или на дощечках. На них буквы выдавливали острой палочкой. (Показ иллюстрации).
В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой. (Показ иллюстраций).
На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. (Показ картинки). Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (Показ картинки).
А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. (Показ картинки).
Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай Лунь. Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. (Показ картинки).
Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.
В. Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги. Слушайте задание, пройдите по групповой комнате, найдите и принесите по одному предмету, сделанному из бумаги.
Ребята вы принесли разные предметы, а про какие предметы можно сказать:
-бумажный (конверт, пакет, стаканчик)
-бумажная (салфетка, коробка)
-бумажные (игрушки, цветы)
В. Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).
Дети: бумага не прочная.
Физкультминутка.
В. Поиграем в игру: “Бывает, не бывает”.
Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. ( Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).
В. Какие свойства бумаги вы знаете?
А сейчас проведем первый опыт и попробуем узнать, у кого бумага мнется? (дети мнут бумагу)
У всех бумага смялась? У всех. А всем было легко смять? Нет, а почему как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно? (ответы детей).
Вот видите ребята, с трудом, но все-таки всю бумагу удалось смять. Чем толще бумага, тем она крепче. Сделаем вывод : «Бумага мнется».
А теперь проверим, у кого бумага порвется? (дети отрывают небольшие кусочки бумаги) Вся бумага порвалась?
Сделаем вывод: «Бумага рвется».
Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода.
Положите листочки в воду. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? (достаем тонкую бумагу, она распадается). Толстая бумага тоже намокнет, только для этого потребуется больше времени.
Сделаем вывод : «Бумага намокает и распадается».
В. Нарежу бумагу тонкими полосками. Возьму одну полоску, прижму ее к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что получилось?
Дети. Бумага скрутилась.
В. Бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство.
В: У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу)
В. Вы встречался с ней раньше?
В. Как вы думаете, для чего она нужна?
В. Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.
В. Обследуем копировальную бумагу.
В. Какие стороны у бумаги?
Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги “жирная”, с краской, а другая “матовая”.
Назовите, какие свойства бумаги вы узнали.
Дети. Бумага рвется, режется, мнется, намокает, горит.
В. Значит бумага материал не прочный. Вот поэтому ребята надо бережно относиться к вещам, сделанным из бумаги. Беречь книги, картонные коробочки, в которых лежат игры.
Аппликация из рваной бумаги. «Зимнее дерево»
В. Сегодня вы играли, узнали разные свойства бумаги. Перечислим их еще раз (дети перечисляют – вся бумага мнется, рвется, намокает). Молодцы! Спасибо всем.