Елена Свирида
Конспект занятия по познанию в старшей группе «Театры и музеи Москвы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:Театры и музеи Москвы.
Цель занятия :
1) познакомить детей с известными в Москве, да и во всем мире, Большим театром, театром кукол им. С. В. Образцова и Государственной Третьяковской галереей;
2) познакомить с правилами поведения при их посещении;
3) приобщать детей к русской национальной культуре;
4) способствовать развитию эстетического вкуса.
Материалы к занятию :
Публикация «Конспект занятия по познанию в старшей группе „Театры и музеи Москвы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Москва - столица России
- Москва. Конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
иллюстрации с изображением большого театра, кукольного театра, Государственной Третьяковской галереи; запись отрывка из оперы П. И. Чайковского «Иоланта» - «Гимн свету»; записи отрывков (танцы лебедей)» 2действие «Кода» (окончание); репродукции с картин «Утро в сосновом бору» И. И. Шишкина, «Московский дворик» В. Д. Поленова.
Ход образовательной ситуации:
. 1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
- Ребята, кто из вас был в Москве?
- Кто был в Кремле и на Красной площади?
- Сегодня мы продолжим прогулку по городу. Красива Москва, много в ней интересных мест. Обо всем и не расскажешь. Мы сегодня посетим три самые известные достопримечательности Москвы.
Давайте составим план нашей экскурсии. Хотите? А сможете?
-2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о том, что можно увидеть в театре, а что в галерее.
- Мы должны определить, что и в каком месте будем смотреть.
На столе три иллюстрации: здания Большого театра, театра кукол и Третьяковской галереи. А также картинки с изображением балерин, оперы, кукол и репродукции картин.
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для преодоления затруднения ;
2) формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины под руководством воспитателя.
-Определите, где и что можно посмотреть.
Часть картинок дети раскладывают, с другими у них возникает затруднение.
-Смогли ли вы разложить картинки и узнать, что и где можно посмотреть? Почему?
-Значит что нам нужно узнать? А как мы это можем узнать? (спросить у воспитателя, посмотреть в энциклопедии, посмотреть в интернете и т. д.)
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
2) рассказать детям о кукольном театре ;
3) прослушать отрывок из оперы;
4) представить себя в роли балерины;
5)организовать активный отдых детей.
В Москове много детских театров, например: кукольный театр имени С. В. Образцова. На фасаде театра – часы. Каждый час бьют они, открываются окошечки и появляются звери, играющие на музыкальных инструментах: мишка – на тарелках, поросенок – на барабане, коза – на гармошке, баран – на балалайке….(показ иллюстрации часов).
В 12 часов дня открываются все окошки, в остальные часы - по одному. В театре есть музей кукол, которых привезли сюда из многих стран мира.
Есть театры для детей, а есть и для взрослых. Их с удовольствие посещают ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. Повзрослев, и вы будете ходить в эти театры.
Сегодня вы узнаете об одном из самых известных в мире театров. Он находится в Москве. Это Большой театр. Запомните это красивое белое здание с высокими колоннами, наверху здания – скульптурная композиция: человек в колеснице управляет четверкой лошадей.
- Большой театр – это театр оперы и балета. Представьте, в большом зрительном зале большого театра собрались зрители. Гаснет свет, звучит музыка, и занавес открывается. На сцене появляются артисты.
Весь спектакль будет звучать музыка. Весь спектакль артисты будут под нее петь.
Я предлагаю вам послушать отрывок из одной очень известной оперы. В ней рассказывается о девушке по имени Иоланта.
Иоланта жила на берегу моря в доме, похожем на дворец. Возле дома был дивный сад, в котором росли кусты прекрасных роз – белых и красных. К сожалению, видеть этой красоты Иоланта не могла – она была слепа.
…В один прекрасный день появляется юноша. Он рассказывает слепой девушке, что значит видеть. Как прекрасны «солнца блеск и звезд сиянье. Море в плеске голубом». Только при солнечном свете можно познать красу природы и насладиться ею!
- Сейчас вы услышите беседу юноши с девушкой. Но в опере нет привычного для нас с вами разговора. Вы услышите музыку и пение под нее двух людей.
Итак, слушайте «Гимн свету».
- Знаете ли вы, кто сочиняет музыку? (Композитор)
Музыку к опере «Иоланта» написал известный русский композитор Петр Ильич Чайковский.
Заканчивается опера очень хорошо. Девушку вылечивает врач, Прозрев, она с изумлением и восторгом видит мир, узнает отца, близких и прекрасного юношу, который отныне будет ее защитником.
- В Большом театре можно посмотреть балет.
- Что такое балет? Балет, как и опера, - спектакль под музыку.
На протяжении всего спектакля звучит музыка, а артисты балета под нее танцуют.
-Я предлагаю вам послушать музыку из балета «Лебединое озеро». А написал ее тот же композитор – Петр Ильич Чайковский.
«Лебединое озеро» - это сказка о том, как злой колдун превратил прекрасных девушек в лебедей. Но каждую ночь его колдовство теряло силу, и лебеди снова становились девушками, а на рассвете снова превращались в лебедей. Таково начало сказки.
- А что же будет дальше? Будет королевский дворец, бал во дворце, прекрасный принц…. и обязательно добро победит зло.
- Как вы думаете, как выглядит балерина, исполняющая танец лебедя? Это тонкая гибкая девушка в красивом белом платье, похожем на оперение лебедя. Танцуя, балерина часто становится на цыпочки (рассматриваем репродукцию к картине «Балерина»).
- Когда вы будете слушать музыку из балета, постарайтесь представить себе танцующую балерину – лебедя.
Представьте: в теннисном лесу – озеро. В голубой кладке воды отражается луна. По озеру плывут прекрасные белые лебеди. Они подплывают к берегу и превращаются в девушек. Девушки танцуют на берегу озера - грустные танцы.
Физкутминутка:
- Представьте себе, что вы артисты балета.
- Как бы вы станцевали под музыку, которая звучит?
Раздаю детям ленты. Дети танцуют под музыку.
- Итак, мы узнали сегодня много о Большом театре. Кроме Большого, в Москве много и других театров.
- Славится наш город своими музеями.
- Были ли вы когда нибудь в музее?
- Что Вы там видели?
В Москве много разных музеев. Я вам расскажу об одном из них. Называется он Третьяковская галерея.
Презентация «Третьяковская галерея».
Постарайтесь запомнить это красивое красно – белое здание. перед зданием мы видим скульптуру – это памятник П. М. Третьякову.
Третьяков жил давным-давно. Ему очень нравится картина русских художников- мастерам, поэтому он собирал их.
Третьяков построил большой дом и разместил в нём свою коллекцию. Он хотел. Чтобы все люди могли видеть картины и восхищаться их красотой.
В галерее много залов, в залах много картин. Чтобы увидеть их все, одного для будет мало.
Сейчас я покажу вам несколько репродукций с картинами известных русских художников, которые выставляются в Третьяковской галерее.
«Утро в сосновом лесу» автор картины – известный русский художник И. И. Шишкин
. Сквозь высокие сосны едва-едва пробиваются первые лучики солнца. Маленькие медвежата уже вовсю резвятся на упавшем дереве. Заботливая мама-медведица наблюдает за ними. У нее очень строгий, грозный вид. Чем же не угодили ей малыши? Может быть, они сильно расшумелись? В одном из залов галереи вы сможете увидеть эту картину, она намного больше своей репродукции, а медведи на ней, как живые.
«Московский дворик» автор картина - известный русский художник В. Д. Поленов
Вот как выглядел один из московских двориков более 100 лет тому назад: низенькие деревянные домишки, узенькие тропинки.
-Что мы видим во дворе? -Что виднеется там, вдали?
Идет беседа по картинам, задаются вопросы детям…
Это все, что я хотела рассказать вам о Большом театре и Третьяковской галерее, которые находятся в Москве, и вам советую побывать там и видеть эту красоту своими глазами.
-Мы теперь знаем где и что можно посмотреть и сможем выполнить задание. Дети раскладывают картинки и поговаривают. (В театре кукол смотрим кукольные спектакли, в Большом театре –слушаем оперу и смотрим балет, в Третьяковской галерее – картины.)
.5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
1) закрепить знания детей о том, где можно увидеть картины, а где послушать оперу.
-Открываем тетради по закладке и переворачиваем страницу вперёд. (Занятие 20 стр 36).
-Чей портрет мы видим? Что вы можете сказать об этом человеке? Соедините портрет с галереей.
-Как называется следующее здание? Что можно послушать или увидеть там? Соедините Большой театр и оперу.
-Молодцы, закройте тетради.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Народная мудрость гласит: «Кто в Москве не бывал. Красоты не видал».Что это значит?
- В каких театрах и музеях мы сегодня побывали?