Елена Погодина
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для детей 6–7 лет с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед Погодина Елена Валерьевна
МДОУ детский сад комбинированного вида № 129
Педагогический стаж 28 лет
Стаж работы по специальности 21 лет
Квалификационная категория высшая
Направление методической разработки: развитие фонетико-фонематического строя речи
Группа: подготовительная к школе, дети с ОНР
Тема НООД: «Звуки «Ч» и «ТЬ»
Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для детей 6–7 лет с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
Представленный конспект имеют многофункциональный характер. Игры и упражнения, использованные на занятии, подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики.
Цель: систематизировать представления детей о сходстве и различии звуков «ч» и «ть» по акустическому и артикуляционному признаку.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
• Закрепить умение дифференцировать согласные звуки «ч» и «ть» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, посредством выполнения игровых упражнений;
• Продолжать формировать умение составлять предложения по опорным словам к предложенной схеме, произносить грамматически верные высказывания с вопросительной интонацией.
Коррекционно-развивающие задачи:
• Развивать фонематическое восприятие посредством различения звуков, смешиваемых в произношении;
• Развивать мыслительные операции (анализ, синтез) через формирование навыка слогового и звукобуквенного анализа слов, через подбор слов-предметов к словам-признакам с учетом родовой принадлежности, через анализ предложений.
Коррекционно-воспитательные
• Формировать навык контроля над собственной речью, умения работать самостоятельно.
Оборудование: панно «Звуки в домиках», панно «Домики-буквы», панно «Расскажи, как произносим» экран, предметные картинки: черепаха, спички, печь, чайник, одуванчик, мяч, часы, удочка, чемодан; схема предложения из полосок-символов, полоски-символы; Р/ М: наборные полотна с материалом, кассы с буквами.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Дети играют в игру «Посчитай слова в предложении» Считают слова, загибая пальцы, и называют короткое слово-предлог.
Черный котеночек выскочил из-под крылечка.
Девочка чистит ботиночки в коридоре.
Танечка хочет купить в магазине часики.
Коричневый шарф лежит на лавочке.
У мальчика Ванечки новые саночки.
Четыре синички слетели с веточки.
Чистое белье висит на веревочке.
2. Повторение Дети вспоминают звук, с которым познакомились на прошлом занятии. Дают ему характеристику (панно «Звуки в домиках»). Вспоминают, из каких элементов состоит буква «Ч», на что она похожа.
Логопед проводит игровое упражнение «Найди слова по заданию»
Ребята ищут картинки (на наборном полотне, в названиях которых звук «ч» стоит в начале, в середине и в конце слова (опорные полоски)
3. Уточнение произношения звуков. Их различение и выделение из слогов, слов, фраз. Логопед предлагает послушать предложения и угадать в них звуки, которые часто встречаются. Дети повторяют предложения хором и индивидуально.
Тетя Тина стирает Катино платье. («ТЬ») У четырех черепах по четыре черепашонка. («Ч») Логопед обращается к детям с вопросом: «Как называется буква-домик, в которой живет звук «Ч», а звук «ТЬ»?».
Предлагает детям самим сформулировать тему занятия. Что за звуки они будут сегодня различать?
Ребята устанавливают сходство звуков «Ч»-«ТЬ», подбирая квадраты-символы. Логопед предлагает ребятам догадаться, чем же они отличаются. Дети рассказывают, что они произносятся по-разному: разное положение губ, языка (панно «Расскажи, как произносим»)
Дети встают за стульчики, превращаются в волшебников и меняют звуки в игровом упражнении «Измени слог» (меняют звук «ть» на звук «ч» в слогах и наоборот). Повторяют два слога.
тя – ча
тё – чо
тю-чу
ти – чи
чо – тё
чу – тю
чак – тяк
чик – тик
ать – ач
оть – оч
уть – уч
ить – ич
Логопед вносит полосу-символ слова и просит ребят догадаться, где теперь они будут различать звуки (в словах).
Игровое упражнение «Измени слово». Логопед просит детей хорошо работать губками и языком, меняя звуки в словах.
Слова: мяч – …мять; речка – …редька; вечер – …ветер; печка – …Петька;
печь – …петь; зачем – …затем; честно – ….тесно.
Дети корректируют ошибки сверстников.
Работа с раздаточным материалом
Логопед рассказывает о том, что есть слова, в которых могут спрятаться сразу два звука. Они очень сложные, их трудно говорить.
Дети берут из касс буквы-домики «Ч» и «Т» (кассы букв, полоску-символ слова. Проводится игровое упражнение «Узнай звуки: что сначала, а что потом». Ребята выкладывают на полоске буквы в определенном порядке и строят индивидуальные высказывания: «В слове «птичка» я услышал сначала звук «ть», а затем звук «ч». Дети повторяют слово 3 раза.
Слова: птичка, чтение, аптечка, мычать, учитель, течение
Логопед задает вопрос: «Как называется коробка, в которой хранятся лекарства?» Предлагает поиграть со словом «ап-теч-ка»
Дети индивидуально, с направляющей помощью логопеда, осуществляют слоговой и звуковой анализ слова, а затем выкладывают его из разрезной азбуки. Проверяют у соседа правильность выполнения задания. Вспоминают, что буква «е» указывает на мягкость согласного «ч». Слышится звук «э», а пишется буква «е».
Физкультминутка «Изобрази чистоговорку» Дети изображают произвольными движениями и эмоциями содержание чистоговорки. Логопед обращает внимание детей на правильную артикуляцию звуков, просит выделять их четко.
Ти-чи-ти-чи – Дочка, надо подмести?
Ча-тя-ча-тя – Катя, чашка горяча?
Чи-ти-чи-ти – дети, в печке калачи?
4. Работа с предложением
На демонстрационной карточке схема предложения. Дети анализируют ее по словам. Отвечают на вопросы полными предложениями.
- Сколько предложений надо составить? (одно)
- С какой интонацией нужно произнести предложение? (с вопросительной)
- Сколько слов в предложении? (четыре)
- Как называется первое слово (слово-предмет, второе (слово-действие, третье (слово-признак, четвертое (слово-предмет?
Логопед произносит для каждого ребенка свои слова-помощники, предлагает их повторить и запомнить. Дети смотрят на схему предложения и индивидуально составляют предложения, включая слова-помощники. Соблюдают вопросительную интонацию, четко произносят звуки.
Чемодан, тяжелый, папа – Папа несет тяжелый чемодан?
Читать, книга, Тима – Тима читает интересную книгу?
Котенок, кипяченое, молоко – Котенок лакает кипяченое молоко?
Пальтишко, чистить, девочка – Девочка чистит грязное пальтишко?
Качать, зайчонок, Светочка – Светочка качает игрушечного зайчонка?
Грибочек, бельчонок, крошечный – Бельчонок нашел крошечный грибочек?
Бабочка, дети, увидеть – Дети увидели разноцветную бабочку?
6. Итог занятия.
Логопед предлагает детям назвать пару звуков, с которыми они играли. Парные это согласные или нет? Почему? Почему же именно эти согласные дети различали на занятии? Дети объясняют, высказывают свои мысли. Логопед интересуется у детей, кто же сегодня путал в слогах, словах, предложениях эти звуки, а кто не путал. Кому нужна помощь? Отмечает активных детей. Объясняет, что учиться без ошибок нельзя. Все кто учатся, обязательно ошибаются. Приободряет затрудняющихся детей.
Приложение
1. Демонстрационный материал
Панно «Звуки в домиках»
Панно «Домики-буквы»
Панно «Расскажи как произносим»
Символические обозначения
• Полоски-символы: предложение, слово-предмет, слово-действие, слово-признак;
• Треугольник: короткое слово-предлог;
• Квадраты-символы: звуки:
• Полоски-символы: место звука в слове.
Схема предложения из полосок- символов
Предметные картинки к игровому упражнению «Найди по заданию»
2. Раздаточный материал
Наборные полотна с символами
• Квадраты-символы: звуки;
• Полоски-символы: слоги, слова, предложение
Игровое упражнение «Узнай звуки: что сначала, а что потом».
Например: слова «птичка», «течение»
Слоговой, звукобуквенный анализ слова