Лучший педагог года

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для детей 6–7 лет с ОНР

Елена Погодина
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для детей 6–7 лет с ОНР

Учитель-логопед Погодина Елена Валерьевна

МДОУ детский сад комбинированного вида № 129

Педагогический стаж 28 лет

Стаж работы по специальности 21 лет

Квалификационная категория высшая

Направление методической разработки: развитие фонетико-фонематического строя речи

Группа: подготовительная к школе, дети с ОНР

Тема НООД: «Звуки «Ч» и «ТЬ»

Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для детей 6–7 лет с ОНР» размещена в разделах

Представленный конспект имеют многофункциональный характер. Игры и упражнения, использованные на занятии, подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики.

Цель: систематизировать представления детей о сходстве и различии звуков «ч» и «ть» по акустическому и артикуляционному признаку.

Задачи:

Коррекционно-образовательные

• Закрепить умение дифференцировать согласные звуки «ч» и «ть» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, посредством выполнения игровых упражнений;

• Продолжать формировать умение составлять предложения по опорным словам к предложенной схеме, произносить грамматически верные высказывания с вопросительной интонацией.

Коррекционно-развивающие задачи:

• Развивать фонематическое восприятие посредством различения звуков, смешиваемых в произношении;

• Развивать мыслительные операции (анализ, синтез) через формирование навыка слогового и звукобуквенного анализа слов, через подбор слов-предметов к словам-признакам с учетом родовой принадлежности, через анализ предложений.

Коррекционно-воспитательные

• Формировать навык контроля над собственной речью, умения работать самостоятельно.

Оборудование: панно «Звуки в домиках», панно «Домики-буквы», панно «Расскажи, как произносим» экран, предметные картинки: черепаха, спички, печь, чайник, одуванчик, мяч, часы, удочка, чемодан; схема предложения из полосок-символов, полоски-символы; Р/ М: наборные полотна с материалом, кассы с буквами.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Дети играют в игру «Посчитай слова в предложении» Считают слова, загибая пальцы, и называют короткое слово-предлог.

Черный котеночек выскочил из-под крылечка.

Девочка чистит ботиночки в коридоре.

Танечка хочет купить в магазине часики.

Коричневый шарф лежит на лавочке.

У мальчика Ванечки новые саночки.

Четыре синички слетели с веточки.

Чистое белье висит на веревочке.

2. Повторение Дети вспоминают звук, с которым познакомились на прошлом занятии. Дают ему характеристику (панно «Звуки в домиках»). Вспоминают, из каких элементов состоит буква «Ч», на что она похожа.

Логопед проводит игровое упражнение «Найди слова по заданию»

Ребята ищут картинки (на наборном полотне, в названиях которых звук «ч» стоит в начале, в середине и в конце слова (опорные полоски)

3. Уточнение произношения звуков. Их различение и выделение из слогов, слов, фраз. Логопед предлагает послушать предложения и угадать в них звуки, которые часто встречаются. Дети повторяют предложения хором и индивидуально.

Тетя Тина стирает Катино платье. («ТЬ») У четырех черепах по четыре черепашонка. («Ч») Логопед обращается к детям с вопросом: «Как называется буква-домик, в которой живет звук «Ч», а звук «ТЬ»?».

Предлагает детям самим сформулировать тему занятия. Что за звуки они будут сегодня различать?

Ребята устанавливают сходство звуков «Ч»-«ТЬ», подбирая квадраты-символы. Логопед предлагает ребятам догадаться, чем же они отличаются. Дети рассказывают, что они произносятся по-разному: разное положение губ, языка (панно «Расскажи, как произносим»)

Дети встают за стульчики, превращаются в волшебников и меняют звуки в игровом упражнении «Измени слог» (меняют звук «ть» на звук «ч» в слогах и наоборот). Повторяют два слога.

тя – ча

тё – чо

тю-чу

ти – чи

чо – тё

чу – тю

чак – тяк

чик – тик

ать – ач

оть – оч

уть – уч

ить – ич

Логопед вносит полосу-символ слова и просит ребят догадаться, где теперь они будут различать звуки (в словах).

Игровое упражнение «Измени слово». Логопед просит детей хорошо работать губками и языком, меняя звуки в словах.

Слова: мяч – …мять; речка – …редька; вечер – …ветер; печка – …Петька;

печь – …петь; зачем – …затем; честно – ….тесно.

Дети корректируют ошибки сверстников.

Работа с раздаточным материалом

Логопед рассказывает о том, что есть слова, в которых могут спрятаться сразу два звука. Они очень сложные, их трудно говорить.

Дети берут из касс буквы-домики «Ч» и «Т» (кассы букв, полоску-символ слова. Проводится игровое упражнение «Узнай звуки: что сначала, а что потом». Ребята выкладывают на полоске буквы в определенном порядке и строят индивидуальные высказывания: «В слове «птичка» я услышал сначала звук «ть», а затем звук «ч». Дети повторяют слово 3 раза.

Слова: птичка, чтение, аптечка, мычать, учитель, течение

Логопед задает вопрос: «Как называется коробка, в которой хранятся лекарства?» Предлагает поиграть со словом «ап-теч-ка»

Дети индивидуально, с направляющей помощью логопеда, осуществляют слоговой и звуковой анализ слова, а затем выкладывают его из разрезной азбуки. Проверяют у соседа правильность выполнения задания. Вспоминают, что буква «е» указывает на мягкость согласного «ч». Слышится звук «э», а пишется буква «е».

Физкультминутка «Изобрази чистоговорку» Дети изображают произвольными движениями и эмоциями содержание чистоговорки. Логопед обращает внимание детей на правильную артикуляцию звуков, просит выделять их четко.

Ти-чи-ти-чи – Дочка, надо подмести?

Ча-тя-ча-тя – Катя, чашка горяча?

Чи-ти-чи-ти – дети, в печке калачи?

4. Работа с предложением

На демонстрационной карточке схема предложения. Дети анализируют ее по словам. Отвечают на вопросы полными предложениями.

- Сколько предложений надо составить? (одно)

- С какой интонацией нужно произнести предложение? (с вопросительной)

- Сколько слов в предложении? (четыре)

- Как называется первое слово (слово-предмет, второе (слово-действие, третье (слово-признак, четвертое (слово-предмет?

Логопед произносит для каждого ребенка свои слова-помощники, предлагает их повторить и запомнить. Дети смотрят на схему предложения и индивидуально составляют предложения, включая слова-помощники. Соблюдают вопросительную интонацию, четко произносят звуки.

Чемодан, тяжелый, папа – Папа несет тяжелый чемодан?

Читать, книга, Тима – Тима читает интересную книгу?

Котенок, кипяченое, молоко – Котенок лакает кипяченое молоко?

Пальтишко, чистить, девочка – Девочка чистит грязное пальтишко?

Качать, зайчонок, Светочка – Светочка качает игрушечного зайчонка?

Грибочек, бельчонок, крошечный – Бельчонок нашел крошечный грибочек?

Бабочка, дети, увидеть – Дети увидели разноцветную бабочку?

6. Итог занятия.

Логопед предлагает детям назвать пару звуков, с которыми они играли. Парные это согласные или нет? Почему? Почему же именно эти согласные дети различали на занятии? Дети объясняют, высказывают свои мысли. Логопед интересуется у детей, кто же сегодня путал в слогах, словах, предложениях эти звуки, а кто не путал. Кому нужна помощь? Отмечает активных детей. Объясняет, что учиться без ошибок нельзя. Все кто учатся, обязательно ошибаются. Приободряет затрудняющихся детей.

Приложение

1. Демонстрационный материал

Панно «Звуки в домиках»

Панно «Домики-буквы»

Панно «Расскажи как произносим»

Символические обозначения

Полоски-символы: предложение, слово-предмет, слово-действие, слово-признак;

Треугольник: короткое слово-предлог;

Квадраты-символы: звуки:

Полоски-символы: место звука в слове.

Схема предложения из полосок- символов

Предметные картинки к игровому упражнению «Найди по заданию»

2. Раздаточный материал

Наборные полотна с символами

Квадраты-символы: звуки;

Полоски-символы: слоги, слова, предложение

Игровое упражнение «Узнай звуки: что сначала, а что потом».

Например: слова «птичка», «течение»

Слоговой, звукобуквенный анализ слова

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие по волшебному листу» «Путешествие по волшебному листу».Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе. Хабарова Альбина Александровна Цели:.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Конспект итоговой НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «В гости к обезьянке»Конспект итоговой НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «В гости к обезьянке» Цель: Закрепить знания детей о том, что предложения состоят из слов, каждое слово состоит из звуков (гласных и согласных); закрепить знания.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква М» ТЕМА:"ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С НОВОЙ БУКВОЙ"М" ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:закрепить знание детей о согласных и гласных звуках русского языка,закрепить.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова» Программное содержание: - продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, - учить различать твердые и мягкие согласные звуки,.

Конспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамотеКонспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте Занятие 1. Буква АЗадачи: закреплять правильное произношение звука А – изолированного и в словах, учить различать звуки на слух, произносить.

Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.

Конспект занятия по подготовке и обучению грамоте «Мы помогаем Незнайке»Конспект занятия по подготовке и обучению грамоте «Мы помогаем Незнайке» Конспект занятия по подготовке и обучению грамоте «Мы помогаем Незнайке» Цель: Обобщить знания детей по теме звук – слог – слово – предложение.

Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группыНепосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе групп остается актуальным и важным. Обучение.

Открытое итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. логопед - Попова Наталья Анатольевна Цели:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для детей 6–7 лет с ОНР
Опубликовано: 12 января 2020 в 11:37
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД