Елена Климова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с НЗР «Как готовятся к зиме животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Как готовятся к зиме животные
Программное содержание:
1. Дать детям понятие о приспособительных функциях живых организмов для выживания в разных условиях существования на основе смены цвета окружающей природы, маскировка.
2. Закрепить знания о подготовке людей к зиме.
3. Учить детей понимать взаимосвязь в природе и рассказывать о них, делать простейшие выводы.
4. Развитие связной речи, зрительного восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.
5. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с НЗР „Как готовятся к зиме животные“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
6. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Предварительная работа: просмотр видео фильмов и телепередач о животном мире наших лесов, чтение рассказов В. Бианки, В. Чарушина, И. Соколова-Микитова о диких животных; подвижные игры на прогулке, CD-записи диких животных наших лесов, просмотр видео презентаций о жизни диких животных
Оборудование: магнитная доска, мольберт, CD-проигрыватель, пальчиковый бассейн с желудями, контейнер с трафаретами, восковыми мелками, карандашами; рулон белых обоев, книга «Поведение животных», шаблоны фигурок зайцев разного цвета, игрушка – лиса, три листа ватмана с фоном летнего, осеннего и зимнего поля, верхняя зимняя одежда.
Активизация и обогащение словаря: маскировка, линька, выживание, заготовки, утепление.
Ход занятия
Дети заходят, здороваются с гостями. Звучит музыка, входит Федора.
Федора:
Ой, горе, Федоре, горе!
Зима на носу,
Что теперь я припасу?
На печке все лето валялась,-
На огороде и не появлялась,-
А теперь – то в доме пусто,-
На картошки, ни капусты,
Изба холодная, пустая,
Что мне делать – не знаю?
Голодно и холодно будет зимой
И не от кого помощи ждать никакой
Ох, попала я в беду,-
Пропаду зимой, пропаду.
Ох, горе, Федоре, горе!
Воспитатель: - Федорушка, то у тебя с посудой были неприятности. А теперь новая напасть – боишься, как бы не пропасть? Ну что, ребята, сумеем помочь Федориному горю? Садись, Федора, слушай и запоминай, что к зиме нужно готовить. Хочешь есть калачи – не валяйся на печи!
Дети приносят Федоре овощи, заготовки и объясняют, что это и для чего нужно.
Дети: В этих овощах много витаминов, а зимой они нам очень нужны. Поэтому люди заготавливают выращенный урожай.
Федора: А это зачем? (Дети приносят вату и полоски ткани)
Дети: А это, чтобы в комнате было тепло. Ватой щели в окнах протыкают, а сверху полоски заклеивают.
Федора: Ну, поняла я поняла, почему у меня в избе так холодно!
Воспитатель: А вот, Федора, тебе от меня валенки, варежки, шаль теплая – пуховая, да шуба. Все в зиму сгодится.
Федора: Нет, шуба мне не нужна!
Воспитатель: Да почему же? Она очень теплая!
Федора: Мне белая нужна, а эта черная (коричневая)
Воспитатель: А зачем тебе именно белая шуба нужна?
Федора: Как зачем? Слышала я, что заяц зимой белую шубу одевает, зимнюю. Значит, белая шуба будет теплее, чем эта. Не возьму я вашу.
Воспитатель: Я все поняла! Федора слышала звон, да не знает где он? Ну что, дети, объясним Федоре почему у зайца зимой мех белый, а летом – серо-коричневый? Я надеюсь вы знаете?
Дети: С белым мехом зайчика в лесу трудно увидеть, т. к. все снегом покрыто и зайцу легко от врагов прятаться. Издалека на маленький сугроб под кустиком похож. Лиса пройдет мимо и не заметит зайчика.
Воспитатель: Природа так приспособила зайцев выживать в трудных условиях. Зимой в природе белого цвета много и зайчик осенью линяет, т. е. меняет цвет меха на зимний. Летний серо-коричневый мех выпадает, а на его месте растет белый. Заяц научился маскироваться, т. е. становится таким, какой цвет его окружает.
Я предлагаю сейчас поиграть в игру «Найди зайчишке домик». Федора, хочешь с нами поиграть? Вот три полянки, у вас есть зайчата с разным мехом. Правила очень простые: расселите зайчат по своим полянкам. (По окончанию игры спрашиваю детей, почему расселили своих зайчат именно по этим полянкам).
Воспитатель: Федора, ты почему своего зайца здесь оставила?
Федора: Так летом же тепло и еды много. Пусть здесь живет!
Воспитатель: Дети, это правильно?
Дети: Нет, в белой шубе заяц будет заметен в летнем лесу и его легко заметят враги.
Федора: Ой, жалко мне зайчишку, заберу я отсюда.
(Игра продолжается. Внести игрушку лисы. Она ищет и не находит зайчат.)
Воспитатель: Ребята, а почему лиса не нашла зайчат? (Ответы детей)
Физминутка:
Зайка серый умывается,
Видно, в гости собирается,
Вымыл хвостик,
Вымыл ухо,
Вытер сухо.
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет,
В чехарду играть зовет.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок
А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки.
Воспитатель: Ну что, Федора, нужна тебе белая шуба, как у зайчика? Или нашу возьмешь?
Федора: Не нужна мне белая шуба, мне-то не от кого прятаться. Это зайцу в лесу нужно мас, мас… Забыла!
Дети: Маскироваться!
Федора: Да, да, а мне нужна хоть какая, лишь бы теплая была! (дети Федоре дарят шубу)
Воспитатель: Ребята, а какие еще дикие животные и как готовятся к зиме?
(воспитатель приглашает детей к столу, на котором стоит контейнер с желудями, среди них спрятаны фигурки диких животных)
Воспитатель: Я предлагаю вам игру «Найди животное». Сейчас по моей команде вы опустите руки в пальчиковый бассейн, найдете там среди желудей по одной фигурке дикого животного, скажите, кого нашли и как оно готовится к зиме? (приглашают Федору к игре (Дети по команде воспитателя опускают руки в бассейн и ищут животных)
Воспитатель: Молодцы ребята!
(Воспитатель обращает внимание детей на картину «Осенний лес», нарисованную детьми на прошлом занятии и предлагает расселить животных на картине).
А сейчас каждый из вас выберет трафарет животного, найдет для него место на нашей картине и обведет простым карандашом. Старайтесь не мешать друг другу. Теперь выберите цветные карандаши или восковые мелки и раскрасьте животных. Помните, что картина называется «В осеннем лесу». (По окончанию работы воспитатель и Федора хвалят детей)
Воспитатель: Федора, мы с ребятами дарим тебе эту картину на память о нашем занятии.
Федора: Ой, а как же я все это унесу?
Воспитатель: А мы тебе всё в сумку сложим! А теплую одежду на себя сразу оденешь ( Дети помогают складывать: овощи, заготовки на зиму)
Федора: Ох, тяжелая сумочка
Воспитатель: Ничего, зато сытно и тепло будет зимовать!
Федора:
За науку вам спасибо говорю
И от всей души благодарю
Уж не буду, уж не буду
Я на печке лежать
Буду я на огороде и сажать и полевать.
Буду я к зиме картошку и морковку запасать.
И соленья и варенье заготавливать
И не буду зимой я мороза бояться,
Теперь я знаю, изба должна утепляться!
В гости я вас приглашу
Сладким чаем угощу
Приходите, жду я вас
До свидания, в добрый час.
(дети прощаются, Федора уходит)
Воспитатель вносит книгу «Поведение животных» и предлагает рассмотреть ее детям в вечернее время.