Папки-передвижки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Юные ученые. Новосибирский планетарий»

Григорьева Виктория Сергеевна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Юные ученые. Новосибирский планетарий»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Юные ученые. Новосибирский планетарий»

Интеграция видов деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, изобразительная, двигательная, восприятие художественной литературы.

Цель: Знакомство с Новосибирским планетарием как местом изучения астрономии; создание социальной ситуации развития дошкольников процессе знакомства с элементарными знаниями по астрономии. Расширение представлений детей о деятельности ученых.

Образовательные задачи:

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе „Юные ученые, Новосибирский планетарий“» размещена в разделах

• Познакомить детей с элементарными знаниями по астрономии.

• Познакомить детей с Новосибирским планетарием.

• Познакомить детей элементарными научными опытами.

Развивающие задачи:

• Развивать у дошкольников познавательный интерес.

• Развивать логическое мышление и поисково-активную деятельность.

• Способствовать развитию навыков взаимодействия, выражения детьми своего мнения.

• Создать условия для развития детей к речевой активности.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать любовь к малой Родине.

• Воспитывать уважение к труду ученых.

• Воспитывать научно-эстетическое восприятие мира.

Планируемый результат: Умение детей слушать, выполнять задания по образцу и правилу, умение оценивать свои действия, делать выводы и простейшие умозаключения, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Оборудование, материалы:

Демонстрационные: Презентация «Новосибирский планетарий», видеоролики «Астрономия для самых маленьких», пластмассовый шарик с магнитом, глобус, 2 конуса, рулетка, лист бумаги формата А3 с изображением орбит движения планет солнечной системы.

Раздаточные: Мяч, рис, фасоль, ракушки, горох, пшено, клей, ножницы, бумага, цветные карандаши,

Литературные: Стихи, загадки.

Музыкальные: Музыкальные фрагменты для перевоплощения и физминутки

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель зачитывает письмо от Городовичка детям:

Воспитатель читает письмо: «Я приветствую вас, мои дорогие друзья! Ребята, как-то гуляя по вечернему Новосибирску, я посмотрел вверх и увидел потрясающую картину.

Дети: Дети обращают внимание на письмо, слушаю текст.

Как вы думаете, что я увидел?

Я сфотографировал и высылаю вам эту фотографию (воспитатель показывает детям фотографию со звездным небом). Такое звездное небо редко бывает в Новосибирске. А вы видели такое небо?

Дети: Высказывают предположения.

Проблемная ситуация:

Мне захотелось узнать, есть такие люди, которые всё-всё знают про звезды, как они называются? А вы знаете?.»

Воспитатель обращается к детям:

-Ребята, как называются люди, которые всё знают про звезды?

Я хочу дать вам небольшую подсказку (воспитатель показывает картинку с изображением астры.)

-Кто знает, как называется этот цветок? На что он похож?

Правильно, на звезду. “Астра” на древнем языке как раз и означает “звезда”. Астра похожа на звезду. Именно от этого слова и произошло слово АСТРОНОМ – ученый человек, который изучает звезды, и многое знает о космосе.

Дети отвечают на вопросы

Воспитатель продолжает читать письмо от Городовичка :

«Ребята, пока нет таких аппаратов, чтобы мы могли отправиться на экскурсию в космос, но есть одно место, где мы можем узнать все о звездах, планетах, космосе. Как называется это место? Дети высказываются

Да, это планетарий. Приглашаю вас юными астрономами, и отправиться в путешествие в Новосибирский планетарий, чтобы узнать много интересного о звездах и планетах! А поможет вам мой друг звездочет!»

Дети: это музей, где говорится всё о космосе, звёздном небе, о Солнечной системе, о Солнце, о планетах.

Основная часть

Воспитатель:

Добрый мудрый Звездочет

В планетарии живет.

С радостью в своем жилище

Всех детей он в гости ждет.

Звездочет: Планетарий - это здание с куполообразной крышей. На купол, с помощью аппарата проецируется звездное небо. Это позволяет нам с вами рассмотреть планеты и звезды, изучить их.

-Ребята, нам с вами очень повезло, в городе Новосибирске есть современный планетарий.

История его создания началась в сентябре 2006 года после проведения первого сибирского астрономического форума. Официальное открытие Новосибирского планетария состоялось 8 февраля 2012 года.

Городской планетарий расположен на южном склоне Ключ-Камышенского плато. Отсюда открывается вид на южную часть города. Именно в южном направлении проводятся основные астрономические наблюдения планет солнечной системы.

Территория, прилегающая к зданию планетария, оформляется в виде ландшафтного парка с астрономическими элементами. Здесь имеются площадки Солнца и планет солнечной системы, а также астероидов и комет, соединенные пешеходными дорожками.

Дети смотрят презентацию «Новосибирский планетарий»

Куполообразное здание с примыкающими к нему двумя башнями-обсерваториями выглядит как космический корабль, приземлившийся на склоне плато.

В здании два этажа. На первом – вход, гардероб, студия для съемки фильмов, административные помещения. На втором этаже находится звездный зал, где демонстрируются учебные и познавательные программы.

Здесь же выход в галерею и обсерватории. Большой холл и кафе-столовая.

Рядом со зданием расположена башня Фуко, где находится маятник длиной 15 метров, он предназначен для демонстрации вращения Земли.

На вершине этой башни имеется открытая наблюдательная площадка, с которой открывается прекрасный вид на окружающую территорию и, особенно, на южную часть горизонта вплоть до Обского моря и города Бердска.

Наш планетарий — это довольно сложный комплекс. Прежде всего — это звездный зал. Он имеет круглую форму и перекрыт белым куполом-экраном. Диаметр купола 16 метров. По международной классификации наш планетарий принадлежит к гигантским. Зал вмещает 120 мест, в том числе еще 4 места для людей с ограниченными возможностями. Обычно на купол с помощью специального проектора, называемого «звездной машиной», проецируется звездное небо.

Но наш планетарий может показывать то, что ни одна «звездная машина» показать не в состоянии: объемные изображения планет, Луны, Солнца, галактик, звездных скоплений, туманностей.

Посетитель планетария может осуществить полет между планетами, «приземлиться» на поверхность Луны или Марса, пролететь сквозь кольца Сатурна. Цифровой планетарий может показать не только полет метеоров, но и катастрофическое падение на Землю крупного метеорита или даже астероида. Он может показать Большой взрыв — рождение Вселенной и «реликтовое» излучение — эхо Большого взрыва.

Ребята давайте представим, что мы в космосе. (ФИЗМИНУТКА).

Над Землёю ночью поздней,

Только руку протяни, (потянулись руки вверх)

Ты ухватишься за звёзды: (Руки вверх, в стороны вниз)

Рядом кажутся они (руки в кулачки сжимать)

Можно взять перо Павлина, (Руки перед глазами)

Тронуть стрелки на Часах, (Руки перед глазами)

Покататься на Дельфине, (ноги вместе, руки вверх, покачаться)

Покачаться на Весах. (наклон вниз, руки машут тик-так)

Над Землёю ночью поздней, (наклон вниз, руки машут тик-так)

Если бросить в небо взгляд, (присесть руки вперед)

Ты увидишь, словно гроздья, (Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться)

Там созвездия висят (Руки вниз, поднять голову вверх потянулись вверх, руки вверх. Руками берем созвездия)

Дети выполняют движения в соответствии с текстом физминутки.

-Ребята, всего на небе можно сосчитать около 6 тысяч звезд, видимых невооруженным глазом. Но если смотреть в специальные приборы мы увидим миллионы звезд.

Как называется такой прибор? Ответы детей

Такой прибор называется телескоп. По размерам они бывают разные - от небольших до гигантских, размером с автобус.

Телескоп - это труба со стеклами, стекла не простые, а увеличительные. Увеличивают даже в 1000 раз. Для таких телескопов строят специальные здания с раздвижной крышей. Вот и в нашем планетарии, кроме звездного зала, есть астрономическая обсерватория, где каждый и ребенок и взрослый смогут не только с пользой для души и сердца провести время у телескопа, но и выполнить многие научно-любительские наблюдения.

Дети: Рассматривание иллюстрации телескопа, астрономической обсерватории.

Ребята, а вы знаете какая самая крупная звезда нашей галактики? Это солнце. Вокруг солнца расположены планеты солнечной системы.

Вы знаете, как они называются?

Ответы детей

Давайте, познакомимся с семьёй звезды Солнце.

В семье звезды Солнце 9 планет.

Все планеты по порядку

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон

Дети: проговаривают считалочку за воспитателем

Планеты намного меньше Солнца по размерам. Они не излучают свет, а согреваются теплом и светом своей звезды Солнце. В семье всегда царит порядок: никто не толпится, никого не толкает. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой кружит вокруг звезды Солнце.

Просмотр познавательного видеоролика для малышей «Планеты солнечной системы»

Самая близкая к Солнцу небольшая планета Меркурий. Следующая планета-Венера. За Венерой наша планета Земля, на которой живем мы с вами. Дальше красная планета-Марс. За Марсом гигантская планета Юпитер (самая большая планета Солнечной системы). За Юпитером - Сатурн. Его окружает тонкое кольцо. Затем идет планета Уран. Самая маленькая из планет-гигантов-планета Нептун. И самая удаленная от Солнца планета – холодный Плутон (он так далеко находится от Солнца, что до него практически не доходит тепло и свет звезды. Поэтому на Плутоне очень холодно, и он покрыт льдом).

Мы с вами как юные ученые – астрономы, тоже можем выполнить научные опыты.

1 опыт. Создание модели солнечной системы.

-Давайте возьмем лист бумаги с изображением Солнечной системы, чашку с предметами, которые заменят нам планеты.

Солнце - мяч (10 см, тогда

Меркурий - пшено

Венера - рис

Земля - рис

Марс - горох

Юпитер - ракушка

Сатурн - ракушка

Уран - фасоль

Нептун - фасоль

Дети выкладывают на листе с изображением орбит вращения планет модель Солнечной системы. Сравнивают с помощью воспитателя размеры планет по отношению к Солнцу.

2 опыт. Небо другой планеты.

Если посмотрите на ночное безоблачное небо, то увидите Луну. Какая она? Сегодня она может выглядеть как буква «С», а через несколько дней она будет круглой, в разные периоды месяца Луна выглядит по-разному. Рассматривать Луну очень интересно. Одним она кажется загадочной, другим забавной, если внимательно присмотреться, то можно разглядеть на ней веселую рожицу. Луна это спутник нашей Земли и она у нас одна.

Хотите ли вы увидеть небо другой планеты? Ответы детей

Для этого не обязательно становиться космонавтом и лететь в космос. Представить, как будет выглядеть небо, например, с Юпитера вам поможет обычное оконное стекло. Надо лишь наклеить на него несколько кружочков бумаги. Таких же, как видимый размер нашей Луны. Ведь у Юпитера спутников больше 60! Поэтому, выглянув на Юпитере в окошко в любое время суток, мы будем видеть несколько лун. И выглядеть это будет примерно вот так. Просто и волшебно!

Дети вырезают из черной и красной бумаги несколько кружков разного размера и наклеивают с помощью клейстера на окно.

Звездочет:

-Ребята, а вы заметили, что все планеты и в том числе наша Земля круглые. Почему же мы тогда не падаем с нее? Действительно, есть такая невидимая сила, которая, удерживает, притягивает всё к Земле.

:-А вы хотите проверить, держит ли нас эта сила. Подумайте, как мы можем это сделать? Правильно, попробуем подпрыгнуть повыше вверх и задержаться в воздухе

Звездочет: Ну что, получается? Ничего не получается? Все время падаете на Землю? Да, человек летать не может. Его тоже притягивает к Земле какая-то сила. Может быть, он еще что-то притягивать к Земле может?

- Ребята, у нас на столах лежат разные предметы. Давайте проверим, что же будет происходить с ними, когда мы их подбросим.

Дети выполняют опыт

Звездочет: Вы, ребята, молодцы, провели огромную работу, Я попробую показать вам, как и почему все это происходит.

(Звездочет на пластмассовый шарик ставит металлическую фигурку человека. При вращении шарика фигурка падает. Затем в пластмассовый шарик кладется магнит (при детях). При вращении шарика – фигурка не падает.

Звездочет: А сейчас я открою вам секрет: планета Земля ведет себя как огромный магнит. Она стремится притянуть все вниз, к своему центру. Это явление называется силой земного притяжения или тяготения.

Что бы могло случиться, если бы не было этой силы? Не будь силы тяготения, тела не смогли бы удерживаться на поверхности Земли, и улетали бы в космос.

Ответы детей

Звездочет: Ребята, сила притяжения на Земле в 6 раз больше, чем на Луне. Как это понять? А вот как. Для этого нам понадобится рулетка и два разноцветных конуса.

Всем захотелось на Луну

Попрыгать там как кенгуру!

Заключительная часть

Итоги образовательной деятельности

Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие.

- Где же мы сегодня побывали?

- Что такое планетарий?

-Как называется человек, изучающий космос и звезды?

-Что нового вы сегодня узнали?

Рефлексия- Если бы вы встретили гостей из космоса – инопланетян, как бы вы рассказали о нашей Земле?

- Можно ли рассказать о нашей планете с помощью рисунков?

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи» Тема: "Овощи" Цель: Уточнить и систематизировать знания детей об овощах. ЗадачиОбразовательные: Обогащать и уточнять словарь по теме. Упражнять.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимующие птицы» Цели: Формирование  экологической культуры у детей; привитие любови к птицам и воспитание бережного отношения к ним. Задачи: 1. Развивать.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Дружная семья»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Дружная семья» Цель: обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге).

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Мой родной город» Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы. Цель: ознакомление детей с историей родного города. Развивать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздушное путешествие» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Воздушное путешествие». Елена Владимирова Цель: Закрепление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Органы чувств»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Органы чувств» Тема: "Органы чувств" Цель: Закреплять знания детей об органах чувств человека: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Развивать и гармонизировать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Елена Владимирова Цель: Закрепление и уточнение знаний.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы в зимнем лесу» в подготовительной к школе группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы в зимнем лесу» в подготовительной к школе группе Цель: закрепить в сознании и детей признаки зимы, расширить представления о птицах, их жизни в зимнее время. Воспитывать желание заботиться.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Космос»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Космос» Цель: Расширить представлений детей о космосе, его освоении. Задачи: Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Что такое сутки» Что такое сутки?. -Знаете ли вы, из чего складываются сутки? Из ночи и дня. Недаром говорится: "День и ночь - сутки прочь". В сутках 24.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Юные ученые. Новосибирский планетарий»
Опубликовано: 17 августа 2023 в 17:10
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Юные ученые. Новосибирский планетарий»» (включая файлы) размещена пользователем Григорьева Виктория Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД