Виктория Иващенко
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Животные Крайнего Севера»
Пояснительная записка.
Цель:
Дать разностороннее представление о животных Крайнего Севера;
Задачи:
-изучить с детьми среду их обитания;
-упражнять в узнавании животных севера;
- учить описывать характерные черты животных с помощью составления
короткого рассказа;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Животные Крайнего Севера“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- воспитывать любознательность, интерес к разнообразию природного мира;
Материал: глобус, приглашение, звезда
Содержательная часть.
Деятельность педагога Деятельность обучающегося
Первый этап занятия
Организационный (2 минуты)
Цель этапа: создание позитивного настроя на работу, благоприятной эмоциональной атмосферы Цель: подготовка к занятию, включение в учебную деятельность
Воспитатель приглашает детей встать в круг: Здравствуйте, ребята!
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
Собрались все дети в круг!
Я – твой друг, и ты мой друг! Я очень рада, видеть вас сегодня таких красивых, добрых и в хорошем настроении! Дети стоят с воспитателем в кругу, взявшись за руки, садятся на стульчики.
Второй этап. Мотивация детей на предстоящую деятельность (5 минут)
Цель этапа: подведение обучающихся к постановке цели занятия, создание мотивации, определение темы. Цель этапа: заинтересованность темой занятия, определение собственных целей
Ребята, сегодня я обнаружила в нашей группе вот такую коробку, но что в ней мы сможем узнать, лишь отгадав загадку:
Реки, горы и поля, ох огромная Земля.
Но на нем вся поместилась,
В шарик меньше превратилась.
Ты его крути, верти, точку мира в миг найди.
- Правильно, ребята! Достает из коробки глобус. К нему прикреплено письмо. Посмотрите, здесь какая- то записка.
Это приглашение: Здравствуйте, дети! Мы- животные крайнего севера! Мы знаем, что вы – очень хорошие ребята и хотим с вами познакомиться. Приглашаем вас в гости. Мы очень не любим жару! А просто обожаем холод! Ждем вас за Северным полярным кругом. В Арктике. Мы отметили это место для вас на глобусе. До встречи!
Ребята, отправимся в путешествие?
Тогда одеваемся потеплее (имитация одевания) и передаем друг другу полярную звезду.
Дети дают ответ: глобус
Дети смотрят на глобусе, куда им предлагают отправиться. Ответ детей
Дети встают у стульчиков, имитируют одевание теплой одежды, передают звезду.
3 этап. Основной. (13 минут)
Вот мы и оказались с вами в Арктике. Арктика – это крайний север Земли. Ух, как холодно! Здесь очень суровый климат. Холодные края! Здесь полярные ночи сменяются полярными днями. Во время полярного дня Солнце может не опускаться за горизонт на протяжении многих дней. Полярная ночь устанавливается в Арктике в зимний период, когда Солнце не появляется из-за горизонта более одних суток. (СЛАЙД 2, 3) Присаживаются на стульчики, внимательно просматривают слайды
Добро пожаловать! Я – Белый Медведь! Меня еще называют Полярный медведь! Я быстрый, ловкий, легко плаваю и ныряю! Густая и плотная шерсть защищает меня от намокания в воде и от холода! Цвет шерсти служит для меня великолепной маскировкой. Кожа имеет черный цвет, окрас шерсти изменяется от белого до желтоватого (летом желтеет). В спячку я впадаю не каждый год на 50-80 дней (СЛАЙД 4,5)
А я –морж! Мое тело крупное, массивное, шкура толстая, покрыта морщинами и складками. Я питаюсь рыбами, креветками, моллюсками, осьминогами. (СЛАЙД 6)
Я- красавец северный олень. Мои уникальные копыта меняются в зависимости от времени года. С приходом тепла они становятся мягче, а зимой мягкие подушечки исчезают. Это помогает не скользить на льду и эффективнее раскапывать ногами снег в поисках ягеля. Я великолепно плаваю, благодаря жёстким волосам, растущим возле копыт, я не только не проваливаюсь в снег, но и практически не оставляю на нём следов. Я употребляю в пищу всё, что нахожу — листья, грибы, ягоды, мох и лишайники. Люди издавна одомашнили северных оленей. При виде людей мы не разбегаемся, а, наоборот, собираемся вместе. Олени от людей получают соль и защиту, в то время как люди получают от животных молоко, рога, шерсть и ездовую силу.
Особая шерсть с густым подшерстком позволяет нам переносить температуру до –60С. Мы даже умеем менять цвет глаз! Летом глаза северных оленей подвержены почти постоянному воздействию солнечного света и становятся золотистыми, а зимой становятся голубыми.
(СЛАЙД 7, 8)
Всем привет, я песец- полярная лисица. В защиту от холода у меня пушистая шерсть, короткие уши, это все необходимо, чтоб выжить в такой низкой температуре. Песцы живут в норах, и в снежной буре они могут вырыть туннель в снегах, для создания убежище. У песцов есть красивая белая (иногда сине-серый) шубка, которые действуют как очень эффективный зимний камуфляж. (СЛАЙД 9, 10)
Полярный волк. Чтобы выжить, волк приспособился есть любой корм, который только попадается. Я хорошо приспособлен к жизни в Арктике: могу годами жить при минусовой температуре, месяцами не видеть солнечного света и неделями оставаться без пищи.
Я люблю играть, предлагаю вам немного подвигаться. (СЛАЙД 11) (ФИЗКУЛЬТМИНУТКА)
Выполняют физкультминутку (2.1)
Горностай. Я шустрый, прожорливый, хищный зверёк с вытянутым телом и пушистым хвостом. Питаюсь животной пищей. Дерзко нападаю на жертву, превосходящую меня по величине, могу даже ловить рыбу. (СЛАЙД 12)
А сейчас нам пора возвращаться. Возьмем полярную звезду и отправимся обратно в садик. Дети передают полярную звезду друг другу
4 этап. Закрепление и анализ изученного материала. (3 минуты)
-Ребята, скажите, каких животных мы повстречали на крайнем севере?
- выберите лишнее животное. Почему оно лишнее?
Дети перечисляют животных крайнего севера
Потому что горностай, северный олень, песец – животные крайнего севера, а лиса – нет.
5 этап. Рефлексия (3 минуты)
Ребята, если вам понравилось наше путешествие, хлопните в ладоши, если нет, топните.
2.1 В Арктике белой, в белой пустыне (шаг на месте)
Белый медведь грузно ходит по льдине (перешагивание с ноги на ногу)
Белая крачка по небу летит (взмах крыльями)
Белый белек возле мамы лежит (кружение на месте)
Айсберг белеет в белом тумане (подъем рук вверх вниз)
Белые стаи белух в океане (плавательные движения руками)
Белой метлой ветер вихри метет (покачивание рук из стороны в сторону)
Белую песню про Север поет. (прыжки на месте)