Ирина Габолаева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Зимушка-зима«
▼ Скачать
Тема: «Зимушка-зима"
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных; познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы, воспитывать чувство эмпатии к родной природе.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе „Зимушка-зима„» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Материал: Иллюстрация зимний пейзаж. Картинки животных (заяц, медведь, белка, лиса, волк). Картинки птиц (снегирь, свиристель, ворона, галка, сорока, дятел, клёст, воробей). Листы бумаги и цветные карандаши. Два рыхлых снежка, шарф.
Ход занятия.
Ребята, послушайте внимательно, я загадаю вам загадку:
Я белым покрывалом всю землю накрываю,
Белю поля, дома, зовут меня …. (Зима).
- О каком времени года мы будем сегодня говорить? (о зиме).
Показываю иллюстрацию зимнего пейзажа.
- Назовите приметы зимы. (Ответы детей).
У меня на столе лежат два снежка. Один я оставляю на блюдце, а второй положу в баночку и закутаю шарфом.
- Как вы думаете, какой из этих снежков растает быстрее? (Ответы детей).
Хорошо, после занятия проверим кто из вас прав.
-Назовите пожалуйста зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль). Молодцы.
Декабрь-первый зимний месяц. Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря - самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться.
Январь-второй месяц зимы. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь - зимы государь» - так в народе говорят.
Февраль-последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают. Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним заморозкам. Вот такая примета.
- Как называют в народе декабрь? (хмурень).
- Почему? (хмурый, бессолнечный, дни короткие, ночи длинные).
- Почему январь называют лютым? (трещат морозы, лютует стужа).
- Что такое оттепель? (это когда припекает солнце и тает снег).
- Что такое примета? (это когда люди что-то заметили).
- Какой день показывает какая будет весна? (2 февраля).
- Почему февраль называли ветродуем? (дует сильный ветер). Молодцы.
- Отдохнём? (да).
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише, деревцо всё выше, выше.
Присаживайтесь.
- Ребята, а что же происходит зимой с животными? (Ответы детей).
Холодно зимой зверям. Зайцы, одеты в белоснежные пушистые шубки, что б ни волк, ни лиса, ни охотник не заметили их на белом снегу, грызут кору ольхи и осины, прячутся в ямках под кустами.
Показываю картинку зайца.
Медведи сладко спят в берлогах.
Показываю картинку медведя, спящего в берлоге.
Белки прыгают по веткам деревьев, грызут еловые шишки, добывая из них семена, а в сильные морозы прячутся в дупла и спят, свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом.
Показываю картинку белки.
Лисы ищут мышиные норки, выслеживают мышей, бегают по снегу, пугают мышек, своим топотом выгоняя их из нор.
Показываю картинку лисы.
Бродят по лесу злые и голодные волки. Все звери попрятались в норы, зарылись в снег, волкам трудно отыскать добычу. Они по ночам тоскливо воют. Голод гонит его ближе к жилью. Волки надеются поживиться телёнком или ягнёнком.
Показываю картинку волка.
- Чем питаются зимой заяц и белка? (грызут кору осины и ольхи, шелушат шишки).
- На кого охотится лиса? (на мышей).
- Что делает медведь? (спит).
- Что делает волк? (воет, идёт ближе к жилью, чтобы поживиться телёнком).
Украшают лес зимой гости с севера – свиристели и снегири. Грудка у самца – снегиря ярко красная. Когда эта птица нахохлится, то становиться похожа на румяное яблочко.
Стынут ветки на морозе, у сосны и ели.
Что за чудо? На берёзе – яблоки поспели.
Подойду поближе к ней, и глазам не верится,
Стайка алых снегирей облепила деревце.
Голодно зимой птицам. Они перебираются из леса поближе к жилью, прячутся от морозов и метелей под крышами и за ставнями домов.
- Каких зимующих птиц вы знаете? (Ворона, воробей, синица, сорока и т. д.).
Не боятся зимы вороны, галки, сороки, дятлы, клесты и воробьи, ведь корма им хватает, а сытость даёт им тепло. Птицы лущат еловые и сосновые шишки.
Показываю картинки птиц.
- Чем питаются зимой птицы? (семенами деревьев, лущат шишки).
- Как люди помогают птицам? (вешают кормушки, кормят птиц).
Зимой и у детей много забав.
- Что можно делать зимой на улице? (кататься на коньках, санках, лыжах; лепить из снега снеговика, строить крепость; играть в снежки и т. д.).
Давайте сядем за столы, и нарисуем то, что можно делать на прогулке.
Дети садятся за столы.
Перед работой разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик дедушка, показываем большой палец.
Этот пальчик бабушка, - - - - - указательный
Этот пальчик папочка. - - - - - средний
Этот пальчик мамочка - - - - - безымянный
А вот этот пальчик - я - - - - - мизинец
Вот и вся моя семья. сжимаем и разжимаем кулачки.
Дети под музыку рисуют.
Выставка рисунков. Дети рассказывают, кто что нарисовал (3 – 4 человека). Молодцы.
А сейчас давайте посмотрим, какой снежок растаял быстрее. Убираем шарф, что мы видим? Снежок, лежащий на блюдце, растаял значительно больше. Почему?
Чтобы ответить на этот вопрос надо провести опыт.
Зажигаем свечку и пробуем подержать над ней руку. Горячо? Да. Что нужно сделать, чтобы не жгло? Или убрать руку, или заслонить её чем-нибудь от огня. Например, тем же шарфом.
- Почему теперь руке не горячо? Шарф не пропускает тепло от свечи к руке, задерживает его.
- Почему не растаял завёрнутый в шарф снежок? Шарф не пропустил комнатное тепло к снежку.
- Зачем человек зимой надевает шубу?
Мы говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло? Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу, или не пускает к нему холод.
Итог:
- О чём мы сегодня говорили?
- Что вам понравилось больше всего?
Молодцы, посмотрите, пожалуйста, выставку картин на тему «Зима».