Людмила Литвина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Наступила осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
«Наступила осень»
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей об осени.
Задачи:
Познакомить детей с природными особенностями осенних месяцев; со свойством воды при низкой температуре; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Наступила осень“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Уточнить признаки осени; упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже;
Активизировать словарь по данной теме;
Развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память.
Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы; формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Дети, сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.
Отгадывание загадки.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…»? (осень)
Беседа об осени.
Осень – это самое золотое время года. Листья на деревьях желтеют, поражаешься разнообразию красок. Приходят дожди, ощущается лёгкая прохлада и ветреность. Дни сокращаются, ночи – продлеваются. Птицы улетают в более тёплые страны. Наступает пора собирать урожай и готовиться к зиме. В народе ходят слухи, что «Весна красна цветами, а осень снопами».
Какими еще словами можно сказать об осени? (разноцветная, дождливая, красочная, золотая, богатая)
Отгадайте загадки:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек. Я —…. (Осень).
Листья в воздухе кружатся, Стало хмуро за окном
Тихо на траву ложатся. Дождик просится к нам в дом
Сбрасывает листья сад — В доме сухо, а снаружи
Это просто… (листопад) появились всюду (лужи)
Опустели наши грядки. Кто всю ночь, по крыше бьет
Огород и сад в порядке. Да постукивает,
Ты, земля, еще рожай. И бормочет, и поет, убаюкивает
Мы собрали… (Урожай) (Дождь)
- Назовите, пожалуйста, осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Сентябрь-первый осенний месяц. Самый богатый месяц плодами, но солнце уже светит меньше и с каждым днем становится прохладней. В народе есть поговорки: «холоден сентябрь, да сыт», «в сентябре днем погоже, а по утрам негоже», поэтому и называют сентябрь в народе «хмурень», «ревун» – дуют холодные ветры (считалось, что «ревут» не только ветра, но и звери в лесу).
Октябрь-второй месяц осени. Сменится щедрый сентябрь октябрем, месяцем. Октябрь, щедрых плодов не дарит и становится еще прохладней, дует ветер и опадает листва с деревьев и кустарников, поэтому месяц называют листопадником. Из-за частых дождей и отсутствия тепла, становится грязно, еще одно название месяца грязень. Октябрь середина осени.
Ноябрь -последний месяц зимы. Ноябрь в народе называют полузимник, потому что становится холодно, часто выпадает снег. Дни становятся короткими, солнце светит мало, все перелетные птицы улетели, звери спрятались по норкам, медведь залег в берлогу в спячку. Так же ноябрь называют грудень из-за груд замершей земли и опавших листьев, перемешанных со снегом. В ноябре ночь зиму ставит, приносит первую зимнюю, «грудную» дорогу и открывается санный путь, уже выпадает не дождь, а только снег. Ноябрь - последний месяц осени или предзимье.
Сейчас мы превратимся с вами в ветер.
Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»
Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя)
Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны)
Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают)
Деревцо все выше, выше. (Дети встают на носочки, тянутся вверх)
Беседа о возникновении снега.
Воспитатель: Откуда же берется снег?
Дети: Он подает из тучи.
Воспитатель: Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака влага превращается в твердые кристаллы льда.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать, как появляется лед на лужах? (Ответы детей).
Тогда я предлагаю вам поставить эксперимент.
Эксперимент «Появление льда?»
Воспитатель: возьмем формочку, нальем воду, поместим ее в холодное пространство/ холодильную камеру. Оставим на некоторое время.
Результат. (демонстрация подготовленных кубиков льда) Вода превратилась в лед.
Вывод: Лед – это замершая вода.
Сейчас время поиграть в игры с листочком (передаем лист)
«Какая погода может быть осенью?»
Предлагаю вариант (если дети затрудняются) : Если на улице идёт дождь, то погода…
дождь – (дождливая); пасмурно – (пасмурная); ветер – (ветреная); ненастье – (ненастная); холод – (холодная, грязь – (грязная, золото – (золотая).
«Назови ласково»
1. дождь – (дождик, лист – (листочек, лужа – (лужица, ветер – (ветерок, зонт – (зонтик, туча – (тучка, дерево – (деревце)
Теперь, ребята, давайте назовем осенние явления.
«Назови действие»
• Осенью дождь (льет, моросит)
• Цветы (увядают, засыхают)
• Листья на деревьях (желтеют)
• Солнце светит, но (не греет)
• Люди урожай (собирают)
• Листочки с деревьев (опадают, облетают)
• Перелетные птицы (улетают)
• Зайчик серую шубку, на белую (меняет)
• Все звери к зиме (готовятся)
• Осенью насекомые (прячутся, исчезают)
- Молодцы! Хорошо знаете осенние явления.
Основные изменения осенью – это смена жарких дней на прохладные, длинных световых на короткие, ясных солнечных на пасмурные. Осенью — это постепенное наступление холодов и подготовка к зиме. Прохладная и дождливая погода заставила людей надеть тёплые куртки, ветровки, шапки, сапоги, перчатки.
- Зачем человек осенью надевает резиновые сапоги? Берет с собой зонт?
Мы говорим: «не промочи ноги, не промокни» просто из-за сырой погоды, нужно надевать непромокаемую одежду и защищать себя от дождя, чтоб не переохладиться и не заболеть.
Ребята, какие вы молодцы! Знаете все ответы на вопросы.
Рассматриваем листочки. Наблюдаем за результатом эксперимента. Подводим итог занятия.
- Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? (Дети передают друг другу листочек).