Юлия Козлова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Осень» в подготовительной группе
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «Почему осенью листья опадают»
Занятие будет полезно педагогам дошкольных учреждений, которые используют в своей работе технологию проблемного обучения.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Осень“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: Сформировать понятие о явлениях живой и неживой природы, учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
1) Сформировать умение опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
2) Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
3) Сформировать умение определять зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
4) Развивать внимание, мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи).
5) Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Предварительная работа:
1) На прогулке наблюдать с детьми за тем, как опадают листья с деревьев.
2) Сбор листьев разной формы и окраски.
3) Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки».
4) Беседы об осени.
5) Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. • Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. • С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина; • Разучивание стихов и поговорок об осени; • Пение песен об осени и слушание музыки; • Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;• Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография).
6) Наблюдение за деревьями на прогулке.
Ход занятия.
Вводная часть:
Предложить детям послушать красивую музыку Вивальди «Времена года» Осень.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о каком времени года мы с вами будем сегодня говорить.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года … ( Дети: осенью зовется)
Воспитатель: А какие осенние месяцы вы знаете?
Предполагаемые ответы детей (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- А какой бывает осень? (ранней, поздней, золотой)
- Сейчас какая осень? (поздняя)
- Какой месяц осени идет? ( Дети: октябрь)
Воспитатель: Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли “листопадом”, «грязником», потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.
Воспитатель: Осень красивое время года! А почему? ( Дети: потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные)
- А какие приметы осени вы знаете?
Дети: Птицы улетают в теплые края. Часто идут дожди, пасмурно, холодно. Люди одевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки). С деревьев опадают листья - начался листопад. Осенью в садах и огородах собирают урожай, день стал короче, а ночь-длиннее.
Воспитатель: А вы молодцы ребята много знаете примет осени. Я часто думаю, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?
Ученые про это знают много.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто такие ученые? ( Дети: это человек, который исследует, изучает объект и делает открытие).Ребята, я предлагаю вам сегодня побыть учеными. Вы хотите?
Мы с вами будем заниматься изучением растительного мира и работать мы будем с вами в лаборатории. Многие ученые считают, что листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают
- А вы, ребята, как считаете? Объясните, почему вы так считаете.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
Ответы детей (нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории)
Воспитатель: А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья? ( Дети: Листья не только украшают деревья, благодаря листьям дерево дышит)
Проблемный вопрос:
Воспитатель: А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
- Давайте рассмотрим. Чтобы лучше рассмотреть лист,
что нам понадобится для наших исследований?
(Лупа, микроскоп, зелёные листья)
Опыт № 1: Исследование строения листа с помощью лупы
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка. (Ответы детей).
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой
Физминутка
«Дует ветер нам в лицо»
Проблемный вопрос:
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Опыт «Почему лист зеленый?»
- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
-Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? ( Дети: На ткани появились зеленые пятна).
- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений). Хлорофилл вырабатывается в листьях под воздействием солнечных лучей.
Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью?
Дети: Оранжевые, красные, коричневые.
Опыт: Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Эксперимент «Как листья опадают»
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья, падают быстрее и больше кружатся). Сопротивление воздуха у больших листьев больше, поэтому они и падают медленнее, а у мелких листьев сопротивление к встречному воздуху меньше, поэтому они падают быстрее.
Воспитатель: Подведём итоги нашей исследовательской работы
Мы с вами предполагали, что листья опадают потому, что они плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.
- Сегодня ребята, мы можем на ученом совете подвести итог нашего исследования.
- Из каких частей состоит лист?
- Почему листья зелёные?
- Почему листья меняют свою окраску и опадают?
- Как листья опадают?
Воспитатель: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осеннем явлении «Листопаде». Мне понравились ваши ответы, за это я хочу вам выдать сертификаты и присвоить Вам звание младшего научного сотрудника лаборатории.
Рефлексия:
Воспитатель: А Вам понравилось быть учеными? О каких явлениях природы вы ещё хотели бы узнать? (почему идёт дождь, снег, откуда берётся радуга). Мы с вами еще не раз будем учеными, будем проводить разные исследования в нашей лаборатории.