Папки-передвижки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Бобры и бобровый заповедник»

Шестакова Лариса
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Бобры и бобровый заповедник»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель.

Развивать любознательность, познавательную активность детей в процессе формирования представлений о воронежском бобровом заповеднике и его обитателях бобрах.

Задачи.

Стимулировать развитие у детей любознательности и познавательного интереса к объектам живой природы.

Показать значимость заповедников в жизни человека и причины их создания

Дать реалистические знания о жизни бобров, об особенностях их поведения, питания, внешнем виде.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Бобры и бобровый заповедник“» размещена в разделах

Вовлекать детей в содержательное общение, диалог.

Побуждать рассуждать, высказываться, отвечать на заданные вопросы.

Воспитывать чувство гордости за свой родной край, бережное отношение к живой и неживой природе, желания защитить и сохранить окружающую среду.

Материалы и оборудование:

Карта Воронежской и Липецкой областей. картинки с изображением трав, синяя ткань (для изображения реки, набор палочек (разного размера, эмблемы с контурным изображением бобра.

Презентация к занятию.

Словарная работа.

* Активизировать словарь детей по теме «Заповедник» .

*Обогащать словарь за счё т слов : заповедник, запруда, плотина.

Предварительная работа:

* чтение художественной литературы по данной теме;

* беседы о заповедном крае, о лесных обитателях нашего края;

* рассматривание иллюстраций, фотографий.

* наблюдение на прогулке;

* дидактические игры: «Домино», «Лото», «Когда это бывает», "Чьи детки», «Кто как прячется», «Кто как кричит».» Чей домик» и др.

Ход О. Д.

-Воспитатель: Ребята, вам только что всем прикрепили эмблемы, как вы думаете, кто на них изображён?

Ответы детей:

Воспитатель: Да, это действительно бобр. А что вы знаете об этих удивительных животных?

Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы ребята. А хотите узнать, как живут бобры?

Давайте с вами рассмотрим карту. На этой карте - на границе Липецкой и Воронежской области расположился заповедник.

(воспитатель показывает карту, а дети рассматривают её.)

Воспитатель : Как вы думаете, почему на карте нарисован бобр?

Ответы детей.

Воспитатель: В заповеднике живёт много разных животных; и лоси, и олени, и косули и другие животные. Но создан был заповедник, прежде всего из-за бобров. Из-за красивого и прочного меха бобры были почти уничтожены. И чтобы совсем эти добрые, красивые зверьки не исчезли с лица Земли, в этом месте, в лесу поселили и впервые стали разводить бобров. Поэтому и имя дано данному заповеднику - «бобровый».

А кто подскажет, для чего люди создают заповедники?

Ответы детей: (Чтобы животные там могли жить спокойно, и их никто не трогал.)

Воспитатель. Совершенно верно.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Воспитатель: Заповедник - это место, где природа имеет право жить, как ей хочется. Например это может быть лес, луг или река; где растут редкие травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники. Там обитают редко встречающиеся животные, птицы, насекомые, рыбы; и где они находятся под охраной человека, а посторонним вход на их территорию - запрещён. А вход разрешён только его сотрудникам или научным работникам.

А, вот что можно делать в заповеднике, а что нельзя мы сейчас и проверим!

Я задаю вопросы, а вы, если это делать можно - поднимаете руки вверх, а если нельзя - приседаете.

Игра «Можно – нельзя»

• Ломать деревья и ветки (нельзя).

• Сажать больше деревьев (можно).

• Развешивать скворечники (можно)

• Ходить и топтать на лугах цвете (нельзя).

• Ходить только по тропинкам (можно).

• Рвать большие букеты цветов (нельзя).

• Любоваться ими (можно).

• Оставлять мусор в лесу (нельзя).

• Бросать мусор в речку (нельзя)

А кто из вас продолжит дальше?

• Собрать мусор в яму и закопать его (можно).

• Разжигать костры в лесу (нельзя).

• Беречь лес от пожара (можно).

• Ловить лягушек, насекомых (нельзя)

• В лесу шуметь и включать громкую музыку (нельзя).

• Слушать пенье птиц (можно).

• Разорять муравейники (нельзя….

Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь мы знаем, что в лесу можно делать, а что нельзя.

Загадка.

В тихой заводи речной,

В знатной шубе меховой,

Плотины строят мастера,

Без молотка и топора,

Из берез, ольхи, осины,

Из сучков, травы и глины,

Трудолюбивы и бодры,

Строители плотин.

(бобры.)

Ответ детей:

Посмотрите внимательнее на это удивительное животное, разве он не восхитителен. Какой красавец!

Расскажите о нём. Как же выглядит бобр?

Дети : Описывают бобра. (Бобр - дикое животное, мордочка зверя тупая; глазки и ушки маленькие; ноги короткие; мех - красно коричневого цвета; хвост - голый, плоский, покрыт большими роговыми чешуйками)

Воспитатель. Речной бобр ростом чуть больше одного метра, примерно - такой как вы, а вес у него немного больше, чем у вас. Мех бобра состоит из жестких, грубых волос и мягкого подшерстка. Благодаря особым свойствам шерсти бобр остается сухим даже под водой. Бобры могут ходить на двух лапах. Так они ходят, когда в передних лапках переносят какие-нибудь предметы – сучки деревьев, камни. А матери могут таким образом переносить детенышей.

Воспитатель. Обратите внимание на хвост бобра. Что он вам напоминает? (лопату, весло)

Если бобр почувствует опасность, он бьёт хвостом по воде - предупреждает об этом других бобров.

Бобры поселятся по берегам медленно текущих лесных рек и озёр. Очень важно, чтобы у водоёмов было много кустарников, - деревьев, таких как - ива, тополь, осина, липа, и обилие водной и прибрежной растительности. Как вы думаете, почему?

Ответы детей: (Чтобы прокормить себя и своё семейство)

Воспитатель. А чем же питаются бобры?

Ответы детей: (корой деревьев, травой и т. д.)

Воспитатель: Вы всё правильно сказали. А какой бы травкой вы угостили бобра? Ваш выбор.

Игра «Выбери растение для бобра»

Воспитатель: Вы совершенно правильно выбрали и назвали растения, а почему вы не выбрали вот эти растения?

Ответы детей: (Эти растения ядовиты.)

Воспитатель: Из травянистых растений бобры любят осоку, кубышку, камыш, крапиву, щавель и множество других. Во время еды бобр держит ветку в передних лапах.

Бобры – семейные животные, и чем больше семья, тем больше еды требуется этим речным грызунам. Они запасают ветки деревьев, которые складируют на дне водоема. Для лекарственных целей - бобры заготавливают кору хвойных деревьев, чаще всего сосны, которую потом поедают зимой. Бывает так, что быстрое течение реки не позволяет делать запасы на зиму, так как все заготовленные корма уносятся течением. В этом случае бобры вынуждены каждую ночь выходить на берег и добывать корм на суше. Но, так как бобры медлительные, неповоротливые животные, то они становятся легкой добычей четвероногих хищников, главным образом волков.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где же живут бобры?

Ответы детей. (в норах и хатках)

Воспитатель. Если берег у реки высокий, то бобры просто вырывают себе норы с множеством ходов. А если берег низкий, то бобры устраивают запруды. Они используют свои крепкие передние зубы, чтобы свалить деревья и отгрызть ветви. Потом бобры толкают или тянут ветки к реке и, перегораживая её, строят плотину. Звери замазывают илом и глиной щели между стволами и ветвями. На этой запруде семья бобров строит из ветвей, брёвен и ила хатку. Вход в жилище всегда находится под водой. Свое жилище звери всегда содержат в чистоте. Все недоеденные остатки пищи выбрасываются в воду, которая уносит их вниз по течению.

Живут речные бобры в природе около 15 лет. Весной на свет у семьи бобров появляются покрытые мехом 3-6 полуслепых бобрят, но через два дня бобрята уже хорошо видят, и сразу - же начинают плавать. Вплоть до конца лета мать кормит их молоком. Еще неопытные, слабые детеныши остаются жить с родителями на зиму. Дети, как правило, уходят из родительской хатки только через 2 года

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами на секундочку представим, что мы - бобрята.

Музыкальная динамическая пауза «Наш бобёр»

Массаж (дети стоят по кругу)

Утром наш бобёр проснулся (кулачками трут глазки)

Солнцу нежно улыбнулся (массаж губных складок)

В кулачок все пальцы сжал (сжимают пальцы в кулачки)

Растирать он лапки стал (растирают ладошки)

Ручки, ручки растирал (гладит руки от плеча)

Ножки, ножки растирал (каждый себе гладит по коленям)

А потом ладошкой пошлепал немножко (стучат по рукам от плеча к ладошке)

Вот какой красавец он! (ладошки на щечках, качают головой)

Наш бобёр удалой! (руки разведены чуть в стороны, поворот головы вправо, влево)

Воспитатель: Понравилось быть бобрятами, так берите скорее палочки и стройте хатку для бобрят.

Игра «Построй домик для бобра»

Воспитатель. Замечательные получились запруды и хатки, я думаю, что настоящим бобрам это очень понравится.

Воспитатель. А вы знаете, почему бобры строят запруды? Чтобы хатку потоком воды не смыло, да и вода около хатки была чистой. А кто любит чистую воду? Там, где хатки бобров, там всегда много рыбы. да и животные приходят попить чистой воды

А ещё некоторые животные используют запруду-плотину, как мост и могут переходить с одного берега реки на другой.

Бобры очень добрые животные. Они не возражают, если к ним в хатку поселится ондатра или выхухоль. Но при условии, если они не будут им мешать и построят себе «комнатку - камеру». Очень часто в бобровых хатках зимуют даже змеи и ужи!

За своё гостеприимство и доброту бобров любят многие обитатели заповедника.

Воспитатель. А вот человеку бобры тоже приносят пользу. Знаете какую? Ни за что не догадаетесь. У бобра около хвоста есть хвостовые железы, похожие на небольшие мешочки, так вот жидкость, которую бобр выделяет из этих желёз, когда метит свою территорию, используют для приготовления духов и лекарств.

Бобры у многих народов мира пользовались заслуженным уважением за их удивительные способности и трудолюбие, спокойный и серьезный нрав

Эти животные – герои народного фольклора: сказок, басен, поверий. поговорок и т. п.

Не зря в народе говорят:

Слово о бобрах. Как известно, бобры добры. Добротою бобры полны!

Всем, кто хочет себе добра - нужно просто позвать бобра!

Воспитатель. Ребята будьте такими же добрыми, как эти замечательные животные, о которых мы сегодня многое узнали. И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений. Послушайте, какие красивые стихи написал об этом поэт Л. Дайнеко

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Воспитатель. А теперь ребята посмотрите на свои эмблемы. Они помогли вам узнать многое о бобрах

Я предлагаю вам использовать эти эмблемы, сидя вечером дома - раскрасить это удивительное животное и заодно рассказать своим близким о наших друзьях бобрах.

Публикации по теме:

«Путешествие в Керженский заповедник». Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром (старшая группа)«Путешествие в Керженский заповедник». Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром (старшая группа) Цель: познакомить детей старшей группы с заповедником, находящимся на территории округа, закрепить и уточнить знания детей об окружающей.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Животные и их детёныши»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Животные и их детёныши» Цель: обогащение и закрепление знаний детей о животных и их детёнышах. Задачи: Образовательная: продолжать учить детей различать диких и.

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром Цель: Расширение и уточнение знаний о насекомых, их разнообразии, характерных признаках. Задачи: Образовательные: уточнить и расширить представления.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Книга знаний» Цель: формирование у детей представлений о празднике день знаний. Задачи: Образовательные: Расширить знания детей о празднике День знаний;.

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Виды транспорта» Цели: Образовательные: познакомить обучающихся с видами транспортных средств и с терминами «наземный», «водный», «воздушный», «общественный»,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (средняя группа) Тема: Путешествие в жаркие страны. Программные задачи: Расширить и закрепить знания детей о южных странах и повадках животных, живущих в.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Видео Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Насекомые» Цель. Познакомить детей с названиями насекомых и их характерными.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Цель: Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Задачи: - развивать умение устанавливать причинно-следственные.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Зима» Цель: Продолжать формировать первые представления о временах года у детей, их последовательности, дать представление о количестве месяцев,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Пришла в гости обезьянка» 1 младшая группа. Ознакомление с окружающим миром. Программное содержание: Цель: Учить детей отличать зиму от других времен года, запомнить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Бобры и бобровый заповедник»
Опубликовано: 20 сентября 2017 в 22:39
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Бобры и бобровый заповедник»» (включая файлы) размещена пользователем Шестакова Лариса (УИ 1268809) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД