Ольга Турыльдина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Сравнение лисицы и собаки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Сравнение лисицы и собаки»
Задачи:
1. Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида собаки и лисы.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
2. Выявить представления детей об особенностях жизни этих животных (где живут, чем питаются, как добывают пищу, как передвигаются).
3. Развивать умение сравнивать объекты природы.
4. Систематизировать знания детей с помощью моделей.
5. Формировать навык правильному употреблению слов, активизировать словарь детей.
6. Закрепить умение составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблиц.
7. Развивать мышление. Формировать навык думать, отстаивать своё суждение, развивать память.
Материалы: ПК, телевизор, картинки с изображением норы и будки, изображения лисы и собаки, условные обозначения моделей признаков зверей, магнитофон, квадратные листы бумаги для оригами, карандаши, мнемотаблицы для составления описательного рассказа о лисе и собаке, ребус, поезд и смайлики для рефлексии, обруч, маска лисы, конверт, посылка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько гостей пришло к нам на занятие! Поздороваемся с ними. (дети здороваются)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Раздается телефонный звонок.
Воспитатель: Здравствуй, Лисичка! Что случилось, почему ты плачешь? Подожди, я сейчас переведу твой видеозвонок на экран, чтобы ребята тебя тоже слышали и видели.
Лиса: Никто меня не любит, все обзывают хитрой плутовкой, а я хорошая! Вот, если бы хоть где-нибудь нашелся мой родственник! Он бы за меня заступился, не дал в обиду!
Воспитатель: Не расстраивайся, Лисичка, есть зверь, с которым вы похожи! А кто это, ты сейчас узнаешь. Мы с ребятами тебе все расскажем. Не расстраивайся.
Лиса: Вот здорово! Я потом своему родственнику письмо напишу и приглашу к себе в гости.
Воспитатель: Чтобы узнать, кто же является родственником лисы нужно разгадать этот ребус. Посмотрите внимательно на экран. Что вы видите? (ответы детей) Это ребус. Запятые обозначают, что нужно у первого слова убрать последние буквы. Давайте попробуем: первое слово «сыр», если убрать последние 2 буквы что остается? (С) Верно, буква С. Что у нас дальше? (буква О) Если соединить «С» и «О», то получится «СО». Дальше что изображено? (бак и буква «А») Верно, а теперь давайте соединим все слоги и буквы. Получилось слово СОБАКА. Молодцы, ребята! Вы отгадали! Родственник лисы – это собака!
Лиса: Это, конечно, здорово! Но чем же мы похожи с собакой? Ведь мы такие разные!
Воспитатель: А вот сейчас и узнаешь. Мы с ребятами составим 2 рассказа: один про тебя, а другой про собаку. В этом нам помогут наши чудо - подсказки. (работа с мнемотаблицами) Готовы, ребята? Кто хочет рассказать про лису? (вызывается 1 ребенок, остальные дети слушают и подсказывают, если нужна помощь)
Лиса: Это мне и так понятно. А вот теперь про собаку расскажите!
Воспитатель: Не торопись, Лисичка, сейчас все узнаешь. Кто хочет рассказать про собаку? (вызывается 1 ребенок, остальные дети слушают и подсказывают, если нужна помощь)
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Вы наверное устали? А хотите со мной сделать зарядку? Тогда вставайте в круг и повторяйте за мной.
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась,
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапкой стала –
Шейку, плечи и бока.
Вот какая красота!
А потом ладошкой
Пошлепала немножко.
Ну, красавица – лиса!
До чего же хороша!
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте расскажем Лисичке чем она похожа на собаку и чем отличается. Для этого вам, ребята, нужно будет взять на столе по одной карточке с условным обозначением и поместить ее на доску в центр, если это общий признак, либо рядом с тем животным, которому это подходит. (дети по очереди подходят к столу, берут карточку и выполняют задание)
Воспитатель: А знаете ли вы, как называется лисий дом? (нора)
Верно, нору лиса роет среди камней, корней деревьев или в расщелинах скал. Но любит лиса занимать чужие норы. Особенно нравится ей нора аккуратного барсука.
Так вот, поселяется лиса рядом с барсучьей норой и начинает шуметь, разбрасывать вокруг норы мусор. Аккуратный барсук не выдерживает таких беспорядков и покидает свой просторный, ухоженный дом, в который тут же заселяется лиса.
Весной у лисицы появляются детеныши : 4,5 или 6 щенят. Да-да, лисьи детеныши зовутся щенятами. Чьи еще детеныши зовутся щенятами?
Новорожденные щенята слепые и глухие. Но вот подрастают малыши, хвостики у них «распускаются» - становятся длинными и пушистыми. Лисята очень прожорливы, поэтому их матери и отцу приходится изрядно потрудиться, чтобы досыта накормить всех лисят. Когда наступает лето, мама-лиса берет лисят на охоту и показывает, когда, как и кого ловить, что съедобно, что нет и как убегать или затаиваться при опасности. В конце лета лисята оставляют родителей и начинают самостоятельную жизнь.
Чего только не едят лисы: белок, зайцев, оленят, птиц и их яйца, птенцов, мышей, ящериц, змей, лягушек, насекомых. Еще любят лисы фрукты, ягоды, шиповник и мед. Но чаще всего удается лисе пообедать мышкой.
Лисы и собаки – близкие родственники. У них даже голоса похожи: лисы, как и собаки, лают, тявкают.
Лисичка : Ребята, вы такие молодцы! Так много знаете! А любите ли вы играть?
Воспитатель: Конечно! И сейчас мы тебе покажем нашу любимую игру, которая называется «Лиса и соколята». Для начала нам нужно выбрать лису, а поможет нам в этом считалочка:
«Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть!
Тут сорока прилетела
И тебе водить велела!»
Остальные ребята будут – соколята. Соколята летают друг за другом, а лиса в это время спит у себя в норе. Когда музыка остановится лиса выходит на охоту. Соколята должны в это время быстро присесть на корточки, то есть спрятаться. Кто не успел – того лиса поймала и утащила к себе в норку. Все понятно? Тогда начали!
Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь на места. А сейчас скажите – кА мне как называется дом у лисы? А у собаки? (ответы детей) Верно. Перед вами изображения лисы и собаки, а также схемы слов, за которыми спрятаны изображения их домиков. Для того, чтобы понять где чей дом, нужно поделить на слоги слова «ЛИСА» и «СОБАКА». (делят на слоги) В слове «ЛИСА» 2 слога, значит ее дом там, где прямоугольник – слово поделен на 2 части. Верно? Давайте проверим. (переворачиваю схему) Все правильно! Поселите лисичку в норку. А в слове «СОБАКА» сколько слогов? Значит ее дом там, где прямоугольник – слово поделен на 3 части. Проверим. (переворачиваю схему) Все верно! Поселите собаку в будку. Какие вы молодцы!
Ну, что, Лисичка, теперь ты знаешь, что у тебя есть родственник и это собака.
Лисичка : Спасибо большое, ребята, за вашу помощь! Теперь я точно напишу письмо и позову собаку к себе в гости.
Воспитатель: Лисичка, мы с ребятами хотим, чтобы тебя никто не обижал и поэтому подарим тебе небольшие сувениры на память о том, что ты была у нас в гостях. Верно, ребята? Сейчас мы сделаем маленьких собачек из бумаги и отправим их лисичке в конверте.
Воспитатель: Проходите, ребята, за столы. Перед вами листы бумаги квадратной формы. Вам нужно будет сложить его пополам по диагонали, уголок к уголку, развернуть и сделать тоже самое с другими уголками. Положите получившийся треугольник перед собой так, чтобы сгиб у вас оказался вверху. Затем нужно завернуть с двух сторон уголки так, чтобы получились уши. Вот так. И теперь нам осталось согнуть оставшийся уголок, подтяните его немного вверх. Вот так. Пригладьте все получившиеся сгибы. А теперь нарисуйте нос и глаза на мордочке вашей собачки. Вот и все! Наши сувениры готовы. Принимай, Лисичка!
Лисичка : Спасибо, ребята! А я вас тоже хочу отблагодарить. Вот вам от меня угощение. Ждите посылку. До свидания!
Стук в дверь. Получаем посылку, отдаем конверт с собачками.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Для того, чтобы узнать что вам в занятии понравилось больше всего, а что не понравилось, я предлагаю поиграть в игру «Поезд». У вас есть по два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначено все то, что мы делали на занятии (разгадывали ребус, составляли рассказы, находили отличия и сходства, делили слова на слоги, выполняли оригами) Я вам предлагаю опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Если хотите, то можете использовать только один жетон. (выполняют)
Спасибо! Наше занятие окончено. До свидания!