надежда маркова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей I младшей группы «Кого мы встретили в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению
с окружающим для детей I младшей группы
«Кого мы встретили в лесу»
Программное содержание:
1. Образовательные:
- учить находить и называть знакомых детям диких животных.
- отвечать на вопросы по содержанию.
- уточнение характерных признаков внешнего вида диких животных и чем питаются животные, которых они знают.
2. Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей I младшей группы „Кого мы встретили в лесу“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
- развивать движения, воображение, речевое общение со взрослыми и друг с другом.
- развивать умение детей передавать простейшие образные действия персонажей (кушать морковку как зайчик, изобразить, как ходит лиса, медведь).
- расширять активный словарный запас детей, совершенствовать грамматическую структуру их речи.
- закреплять свойства снега, понятие «маленький–большой», «длинный-короткий».
- развивать координацию движений, чувство ритма, мелкую моторику рук.
3. Воспитывающие:
- воспитывать интерес к животному миру, к окружающей жизни, любознательность.
- воспитывать положительное отношение к подвижным играм и физическим упражнениям.
Словарная работа:
Расширять ориентировку детей в окружающем, развивать понимание речи и активизировать словарь, обогащать словарь детей : животные (ёжик, волк, белка, внешние признаки животных (большой, маленький, длинный, короткий, пушистый, колючий, длинноухий, пища диких животных (морковь, мед, ягоды, грибы, фрукты, орешки, жилища диких животных (берлога, нора, дупло, глаголы, обозначающие некоторые действия, прилагательными, обозначающими величину, предлогами (на, под, развивать понимание речи.
Оборудование: магнитофон, мольберт.
Демонстрационный материал: картины с изображением зимнего леса, макеты деревьев, ёлочки, игрушки животных (зайчик, лиса, медведь, предметные картинки с изображением диких животных, автор Светлана Вохринцева.
Предварительная работа воспитателя:
Изготовление декорации зимнего лиса, макеты деревьев, ёлочек, подготовка оборудования, заучивание стихотворений, загадок, физкультминуток, составление конспекта, изучение методической литературы: «Стихи и рассказы о животном мире» Громова О. Е., «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет» Картушина М. Ю, «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Савина Л. П.
Предварительная работа с детьми:
Рассматривание с детьми картинок с изображением зайца, лисы, белки, медведя, ввести обобщающее понятие «дикие животные», беседа о характерных признаках внешнего вида диких животных, чем питаются, где живут. С малоактивными детьми провела работу на развитие координации движений, чувство ритма, мелкой моторики рук. С детьми была проведена работа по ориентированию в пространстве, выполнение движений соответствующие тексту (собираться в кружок, кружиться). С активными детьми проведена работа по заучиванию стихотворений А. Барто «Мишка», «Зайка».
Индивидуальная работа на занятии :
Вводной части занятия индивидуальная работа с Эльзой в запоминании времени года, в проговаривании свойств снега. В основной части занятия работа с Ариной, Наташей в развитии координации движений, мелкой моторики рук, с Камиллой в правильном выполнении упражнений, с Гришей в запоминании предлогов (на, под). По ходу занятия проводится индивидуальная работа в случае затруднений в четком проговаривании слов и коротких предложений, выполнении физических упражнений.
Организация детей на занятии :
- водная часть занятия – свободно около воспитателя
- основная часть занятия – свободно передвигаются по группе
Структура занятия :
1 часть. Вводная
- вступительная беседа – 30 с.
- беседа с опорой на декорацию зимнего лиса – 1 мин.
- художественное слово (чтение отрывка стихотворения И. Сурикова «Зима» с выполнением движений в соответствии с текстом) – 20 с.
2 часть. Основная
- беседа (о зайчике, вопросы – 2 мин.
- пальчиковая гимнастика – 15 с.
- игра «Зайка серенький сидит» (выполнение движений в соответствии с текстом) – 40 с.
- беседа, вопросы – 30 с.
- физминутка (пальчиковая гимнастика) – 20 с.
- беседа (о лисе, о медведе с изображением ходьбы) – 2 мин.
- физминутка (потягивание, как мишки) – 20 с.
- чтение стихотворения с выполнением движений в соответствии с текстом – 25 с.
- рассматривание и беседа с опорой на предметные картинки, вопросы, с использованием стишков, загадок – 2 мин.
- итог занятия – 1 мин.
Ход занятия:
Вступительная беседа. Дети стоят вокруг воспитателя в приемной.
- Ребята мы сегодня с вами пойдем в лес и посмотрим, кто живет в лесу. Лес большой и в нем можно заблудиться, поэтому старайтесь двигаться дружно, не обгонять друг друга. А чтобы, весело было идти мы будем петь песенку (заходят под музыку А. Дементьев, Семернин «Простая песенка»).
Зашагали ножки: топ-топ-топ,
Прямо по дорожке: топ-топ-топ.
Ну-ка веселее: топ-топ-топ,
Вот как мы умеем: топ-топ-топ.
- Ну, вот и пришли мы с вами в лес. Посмотрите, пожалуйста, сюда (дети смотрят на декорацию зимнего леса). Какие здесь деревья?
- Миша: большие.
- Скажите, а что на деревьях
- Дети: снег.
- Правильно зимой деревья покрыты снегом (индивидуальная и хоровая работа в проговаривании короткого предложения). А кто знает, какой снег зимой?
- Диана: Холодный, мокрый.
- Скажите, пожалуйста, а снег можно кушать?
- Гриша: нельзя.
- Почему?
- Кристина: можно заболеть.
- Правильно. А сейчас я вам расскажу стихотворение, а вы повторяйте за мной движения (детям читается отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима»).
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
- Молодцы! А теперь давайте пойдем дальше. Посмотрим, какие животные живут в лесу? (дети идут и видят зайчика под ёлочкой). Кто же это сидит под ёлочкой?
- Дети: Зайчик.
- Правильно это длинноухий зайка (детям выполняют движения пальчиками).
1. Исходное положение. Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем. Удерживать пальцы в таком положении на счет до 5-10. упражнение выполнять сначала каждой рукой по очереди, затем – двумя руками одновременно.
2. Исходное положение (см. 1). Сгибать и разгибать указательный и средний пальцы (вниз-вверх) на счет «раз-два».
Зайка серенький сидит и ушами шевелит,
Раз-два, раз-два и ушами шевелит!
- Молодцы! Скажите, пожалуйста, какой у нас зайчик? (детям показывается зайчик).
- Миша: Пушистый.
- Диана: Маленький.
- Правильно зайчик пушистый, маленький, белый, как снежок (детям разрешается потрогать, погладить). Уши у зайца длинные, он очень хорошо слышит. Покажите, какие у зайчика ушки (дети показывают руками, оказывается индивидуальная помощь). Правильно, молодцы у зайчика вот такие длинные ушки.
- А это что? (показываю на хвостик)
- Дети: Хвостик
- Правильно хвостик. Он у зайчика маленький, короткий, беленький, пушистый. Зайчик очень быстро бегает. Скажите, а что любит зайчик кушать?
- Дети: Морковку.
- Правильно, молодцы! А кто покажет, как зайчик кушает морковку? (дети показывают). Молодцы, наверно все дома кушают морковку, она ведь очень полезная.
- Ребята, посмотрите, какой у нас грустный зайчик. Давайте развеселим его, хорошо! Я буду показывать вам движения, а вы повторяйте за мной. Слушайте внимательно.
Зайка серенький сидит и ушами шевелит
Вот так, вот так он ушами шевелит (садятся на корточки, прикладывают кисти рук к голове, сгибают и разгибают ладони).
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть (встают, ритмично хлопают в ладоши).
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Прыг-скок, прыг-скок, надо зайке поскакать (прыгают на месте).
Кто-то зайку напугал
Зайка прыг и убежал (топают ногами).
- Молодцы, ребята! Посмотрите, какой у нас зайчик стал веселый. Скажите, пожалуйста, от кого зайчик убегает?
- Дети: От лисички.
- Правильно зайчик убегает от лисы. Ребята прежде, чем отправиться дальше, давайте мы поиграем с нашими пальчиками (проводится физминутка).
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.
- Посмотрите, а кто там прячется? (детям показывается лиса). Да это лиса. Скажите, ребята, где живет лиса?
- Кирилл: В норе.
- Правильно лиса живет в норе. А кто покажет, как лисичка ходит? (дети показывают). Молодцы! Ребята, давайте мы пойдем дальше. Может ещё, кого встретим.
- Ой, посмотрите, это берлога и там кто-то спит. Кто же это? (дети смотрят).
- Данис: Мишка.
- Правильно это медведь. Он спит в своей берлоге. Поэтому громко не кричите, мишку не сердите. Скажите, когда мишка проснется?
- Миша: Когда растает снежок.
- Диана: Когда будет светить солнышко.
- А вы знаете, как мишка будет просыпаться? Давайте я вам покажу, а вы повторяйте за мной. Поднимаем вверх сначала левую, потом правую руку и встаем на носочки. Молодцы, все умеют потягиваться, как мишка.
- Давайте я вам расскажу про мишку стишок, а вы повторяйте за мной движения.
Как под горкой подставляют ладонь под кулачок.
Снег, снег. опускают руки, шевелят пальцами.
И на горке кладут ладонь на кулачок.
Снег, снег. опускают руки, шевелят пальцами.
А под снегом подставляют ладонь под кулачок.
Спит медведь кладут ладони, сложенные «лодочкой», под щеку.
Тише, тише, подносят к губам указательный палец одной, затем другой руки.
Не шуметь. Грозят указательным пальцем.
- Молодцы, ребята! А кто покажет, как медведь ходит? (дети показывают). Хорошо, молодцы! Ребята, давайте мы пойдем дальше. Посмотрите сюда (дети смотрят на мольберт, где выставляется картинка с изображением волка). В лесу еще живет волк.
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
- Скажите, какие части тела у волка?
- Никита: Голова.
- Миша: Хвостик, ножки.
- Правильно у волка есть голова, лапы, хвост. Давайте, вместе посчитаем, сколько лап у волка. Я буду показывать, а вы будете сгибать пальчики (детям показывается, как нужно сгибать пальчики). И так у волка четыре лапы.
- Скажите, пожалуйста, у волка есть зубки?
- Дети: Да!
- А какие зубы у волка?
- Эльза: Большие.
- Диана: Острые.
- Правильно у волка острые, большие зубы. А сейчас, я вам прочитаю загадку, а вы попробуйте отгадать. Слушайте внимательно.
Нос, как у свинки,
Да колки щетинки.
- Кто же это?
- Дети: Ёжик.
- Правильно это ёжик (на мольберте выставляется картинка с изображением ёжика). Скажите, ёжик, какой?
- Дети: Колючий.
- Скажите, а ёжика можно трогать руками?
- Миша: Нельзя.
- Правильно, потому что можно пораниться. А что ёжик собирает?
- Дети: Грибы, яблоки, фрукты.
- Ребята, в лесу ещё живет белка (на мольберте выставляется картинка с изображением белка). Послушайте стишок про белку.
А у белки дом-дупло,
Рыжей белке в нем тепло!
В дождик, словно из окна,
Из дупла глядит она!
- Кто знает, что белка собирает?
- Дети: Яблоки, орешки, грибы.
- Правильно, молодцы, ребята. Скажите, заяц, лиса, медведь, волк, белка, ёжик это, какие животные?
- Миша: Дикие.
- Правильно это дикие животные. А почему их называют дикими животными?
- Диана: Живут в лесу.
- Правильно, их называют дикими, потому что они живут в лесу, сами добывают себе пищу. Ребята, вам понравилось гулять в лесу?
- Дети: Да!
- Скажите, кого мы встретили в лесу? (ответы детей). А теперь послушайте загадку.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Уши больше головы.
- Это кто?
- Дети: Зайчик.
- Правильно сначала мы встретили зайчика, потом лису.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый.
- Потом мы кого видели?
- Дети: Мишку.
- Правильно мы видели медведя, он спал в своей берлоге. Ребята нам пора возвращаться. Что вы можете сказать диким животным?
- Диана: До свидания.
- Ребята, давайте попрощаемся с дикими животными и скажем «До свидания» (дети уходят под музыку В. Шаинский, М. Матусовский «Вместе весело шагать»).