Алина Иванова
Конспект занятия по ознакомлению детей с Петербургом в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению детей с Петербургом в подготовительной группе
Тема: Пискарёвское мемориальное кладбище
Цель: 1. Способствовать развитию эмоционально-ценностного отношения к памятникам Санкт-Петербурга.
2. Обобщить знания детей о блокаде Ленинграда.
3. Пробудить интерес детей к памятникам Победы (Пискарёвское мемориальное кладбище).
4. Воспитывать уважение к жителям города, его истории.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей с Петербургом в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа: «Никто не забыт, ничто не забыто» (беседа о войне, о блокаде Ленинграда, о защитниках города, о жителях, о трудностях и лишениях того времени и т. д.).
Ход занятия.
Не зря старушка в булочной одной
Поправила стоявших перед нею:
– Хлеб, милые, не черный. Он ржаной,
Он ладожский, он белого белее.
Он святой.
Воспитатель: Как вы думаете, почему старушка так поправила говорящих? О чем она говорила? А что вы знаете о блокаде нашего города?
Ответы детей.
Воспитатель: «Пискарёвкой» сначала называлось небольшое поле на окраине Санкт-Петербурга, принадлежавшее помещику по фамилии Пискарёвский. Потом на этом поле было создано кладбище, также названное Пискарёвским. В годы Великой Отечественной войны и ленинградской блокады оно стало одним из основных мест захоронения умерших жителей города. По всей территории кладбища были вырыты траншеи для братских могил, в которых за четыре года войны было похоронено много тысяч человек. После окончания войны город начал восстанавливаться, и на его окраинах стали возводить новые жилые дома, и уже через несколько лет Пискарёвское кладбище оказалось в центре одного из новых районов Ленинграда. После этого было решено увековечить память о жертвах блокады, создав на кладбище мемориальный комплекс. Кладбище стало называться «Пискарёвское мемориальное кладбище». В центре него установили величественный монумент – гранитную стену, над которой возвышается бронзовая скульптура «Мать-Родина».
Рассматривание иллюстраций или слайдов с изображением Матери - Родины.
Воспитатель: Что вы видите? Кто это? Что можно сказать про ее одежду? Как она смотрит, какой у нее взгляд? Что у нее в руках? Из листьев какого дерева гирлянда? Как вы думаете, почему именно из дубовых листьев?
Рассуждения детей.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения О. Бергольц «. Я буду сегодня с тобой говорить.» :
Смотри – материнской тоскою полна,
за дымной грядою осады,
не сводит очей воспаленных страна
с защитников Ленинграда.
Спасибо тебе за тревогу твою,-
она нам дороже награды.
О ней не забудут в осаде, в бою
защитники Ленинграда.
Мы знаем – нам горькие выпали дни,
грозят небывалые беды
но Родина с нами, и мы не одни,
и нашею будет победа.
Мать - Родина смотрит на ряды братских могил, которых очень много. Большинство могил на этом кладбище безымянные, и о покоящихся в них людях известно лишь то, что когда-то они защищали Ленинград или пытались выжить в окруженном городе.
Рассматривание детьми иллюстраций:
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто.
Воспитатель: Это стихотворение написала Ольга Берггольц, которая во время блокады находилась в нашем городе вместе с другими жителями.
Воспитатель зажигает свечку.
Горит дрожащая свеча.
Не дунь на пламя сгоряча.
А ты, волшебный огонек,
О чем бы нам поведать мог?
Воспитатель: Посмотрите на огонек и расскажите, какие чувства он у вас вызывает. На что похож огонек пламени? В каких еще ситуациях вы могли смотреть на пламя и думать о чём-то далеком и таинственном, о важном и глубоком?
Ответы детей.
Воспитатель: Но есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания. Это вечный огонь. Как вы думаете, почему зажигают вечный огонь?
Рассуждения детей.
Воспитатель рассказывает детям легенду об огне.
Издавна люди наделяли огонь таинственной силой. В древности считалось, что в сердце каждого человека горит частица божественного огня.
Одна старинная легенда повествует: «Жило некогда племя людей, которых враги согнали с родной земли. Они были бы обречены на гибель в гнилом болоте, если бы не Данко. Данко решил спасти людей и вывести их из дремучего и гибельного леса к свету. Люди поверили и пошли за ним. Но дорога была трудная. Многие не выдерживали тягот пути и умирали. Тьма окружала людей, и надежда на спасение таяла с каждой минутой. Идущие за Данко стали роптать на него и обвинять, будто он хочет погубить их раньше назначенного им времени. Но он не стал сердиться на них. Он почувствовал, что в сердце его лишь сильнее разгорается любовь к людям и желание их спасти.
«Что сделаю я для людей!» — воскликнул Данко. И тогда он разорвал руками грудь и вырвал из неё своё сердце. Свет горящего сердца Данко озарил путь отчаявшимся людям. И они с новыми силами бросились вперед, за Данко, к своему спасению. А когда достигли края леса, за которым начиналась для них новая жизнь, силы оставили Данко. Он упал и умер…»*
Вот такая прекрасная и печальная легенда.
А может, огонь зажигают на могилах, потому что он должен напоминать о вечной жизни души — как свечки в храме? Или чтобы он согревал души оставшихся в живых и тоскующих по своим родным, погибшим в годы войны?
Но главное, что вечный огонь будит в людях воспоминания и не дает забыть погибших во имя Отечества.
Он горит зимой и летом, днем и ночью. И потому его называют вечным.
Когда исполнилось пятнадцать лет со Дня Победы, в этот день на кладбище запылал Вечный огонь, зажжённый от пламени другого Вечного огня, горящего на Марсовом поле.
К вечному огню и к монументу «Матери-Родины» на Пискарёвском мемориальном кладбище люди приносят цветы в знак признательности за подвиг и мужество солдат и горожан, за то, что они сумели сохранить наш прекрасный город.
Мы сегодня с вами рассмотрели не всё, что есть на Пискарёвском кладбище. Там открыт музей. А вот о том, что хранится в этом музее, мы с вами поговорим в следующий раз.
Последующая работа: рисование вечного огня; беседа или занятие о других объектах Пискарёвского кладбища; экскурсия и т. д.