Татьяна Томилина
Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности «Опасности вокруг нас» (средний дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности
«Опасности вокруг нас» (средний дошкольный возраст)
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Цель: формирование у детей осознанного безопасного поведения в жизни и быту.
Задачи:
Образовательные:
Темочки:
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
- расширить знания детей об опасных предметах, встречающихся в окружающем пространстве;
- закреплять знания об источниках опасности и их последствиях.
Развивающие:
- развивать способность делать ума заключение;
- развивать любознательность, познавательный интерес;
- развивать внимание, память, мышление;
- продолжать учить детей диалогической речи;
- охотно вступать в речевое общение.
Воспитательные:
- воспитывать чувство сопереживания;
- воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
- воспитывать бережное отношение к себе и к окружающим.
Активизация словаря: употребление слов и словосочетаний «газовая служба», «полиция», «скорая помощь», «пожарная служба».
Методические приемы: решение проблемных ситуаций, придание личностной значимости предстоящей деятельности, приемы активизации самостоятельного мышления детей, экспериментирование, поисковая деятельность, сюрпризный момент, эвристическая беседа, игровые упражнения под музыку.
Материалы: карточки с номерами телефонов экстренного вызова; карточки на тему «Безопасность дома и на улице»; колокольчик ; мольберт; шарик; конверт с загадкой; шкатулка; опасные предметы (спички, ножницы, молоток, таблетки, гвозди, ножницы, булавки, иголки, молоток, шило, нож, вилка) и безопасные предметы (игрушки).
Предварительная работа: беседы; чтение художественных произведений “Кошкин дом” С. Маршака, “Путаница” К. Чуковского, “Жил на свете слонёнок” Г. Цыферова; отгадывание загадок; выставка детских рисунков; рассматривание иллюстраций; обыгрывание ситуаций; наблюдения.
Ход НОД:
1. Вводно-организационная часть.
Психологический настрой.
Воспитатель.
- Колокольчик мой, звени,
Всех ребят ко мне зови!
Дети подбегают к воспитателю.
Воспитатель:
- Становитесь, дети, в круг (Дети становятся в круг).
- Встали дети, встали в круг,
Ты мой друг, и я твой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
У меня отличное настроение, а у вас?
Ребята к нам сегодня пришли гости, они хотят на нас посмотреть, какие ребята у нас хорошие, добрые, умные. Давайте поздороваемся с гостями.
-Здравствуйте!
-Сегодня я приглашаю вас в страну безопасности. Хотите отправиться в эту страну? На чем можно отправиться туда? (ответы детей).
- Давайте мы отправимся на воздушном шаре! (вношу шарик). Скажем волшебные слова: «Шарик, шарик, ты лети, в страну безопасности нас неси!
- Вот мы с вами очутились в безопасной стране.
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, мы прилетели с вами на 1-ую станцию, которая называется «Счастливый путь».
Что самое дорогое есть у человека? (ответы детей). Правильно! Его жизнь и здоровье. Поэтому, чтобы мы с вами не делали, мы всегда должны быть внимательными и думать о своей безопасности.
Ребята посмотрите здесь конверт, давайте посмотрим что в нем. Здесь загадка.
Это тесный-тесный дом: сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер может вспыхнуть, как костер!
Не шути с сестричками, тоненькими…. (спичками)
Ответы детей (спички)
Воспитатель: Правильно это спички (показываю коробок со спичками)
Ребята, а вы хотите поиграть со спичками?
Ответы детей: Нет.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что они очень опасные.
Воспитатель: А что может случиться, если мы зажжем спичку?
Ответы детей (пожар, можно обжечься, загорится все вокруг).
Стук в дверь. В группу входит лисичка с перебинтованной рукой и ногой.
Воспитатель: Здравствуй лисичка, что с тобой случилось? Почему ты перебинтована?
Лисичка: Здравствуйте ребята! Мы с волком решили поиграть со спичками, хотели развести костер. Но внезапно горящая спичка упала на пол и все кругом загорелось. Я обожгла себе лапку и ножку, а Волка отвезли в больницу, его там лечат врачи.
Воспитатель: Какая беда. Ты присядь Лисичка, а ребята тебе расскажут, почему нельзя играть со спичками.
Лисичка садится. (Дети рассказывают)
Воспитатель:
Ребята, вам твердят не зря:
Играть со спичками нельзя!
Огонь опасен, к сожаленью.
Для всех людей без исключенья!
Его так трудно потушить-
Он может все вокруг спалить!
И вот уже в огне - весь дом.
Опасны шалости с огнем!
Воспитатель: Вот видишь, лисичка, как опасны игры со спичками.
Игровое упражнение «Найди пожароопасный предмет»
На столе лежат дидактические карточки с изображением разных предметов.
Варианты карточек:
1)Спичка, ведро, ранец, карандаш, кукла.
2)Стакан, зажигалка, ложка, одеяло.
3)Утюг, мяч, чашка, часы.
4)Ковер, телевизор, картина, стол.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А мы поехали дальше и тебя лисичка возьмем с собой. Едем дальше? А поедем мы дальше на поезде. А скажите, пожалуйста, как нужно вести себя в поезде. Какие правила надо соблюдать?
( Дети: сидеть спокойно, не бегать, не кричать, слушаться взрослых, одним не выходить на остановках, с незнакомыми не разговаривать и ничего у них не брать.)
Воспитатель: Молодцы! Я вижу, что вы знаете правила поведения в поезде. Ну что ж, отправляемся в путь. Ту-ту!
Едет, едет паровоз.
Он вагончики повёз.
Далеко, далеко.
Не догоним мы его! Ту-ту! Приехали!
Вторая станция «Опасные предметы»
Лисичка: Ой, сколько здесь много всяких интересных штучек (хочет взять нож).
Воспитатель: Подожди лисичка. Иногда бывает так, что опасными предметами являются те, которыми мы чаще всего пользуемся. Послушайте, какая история произошла с одним «гостем».
Читаю стихотворение «К нам пришёл сегодня гость».
К нам пришёл сегодня гость
И случайно сел на гвоздь
Гость смертельно побледнел,
Встал со стула робко
И на кресло пересел
Где лежала кнопка.
Бедный гость из-за стола
Вылетел, как птица…
А внизу его ждала бабушкина спица.
С полки вдруг упал топор,
Нож, пила и гвозди…
Гость несчастный с этих пор
К нам не ходит в гости!
Воспитатель: Ребята как вы думаете, а почему гость больше не хочет ходить в гости в этот дом? Какие правила безопасного поведения не соблюдали хозяева? (Ответы рассуждения детей).
Лисичка: Спасибо ребята, теперь я знаю, какие предметы в доме могут быть опасными.
Игра «Закончи фразу»
Дома острые ножи
Ты на полку…. (положи)
Если ножницы достал,
Убери, откуда … (взял)
Не раскидывай иголки,
Убери их все на …. (полку)
Воспитатель: Молодцы, ребята, поехали дальше
Третья станция «Скорая помощь».
Воспитатель: Ребята, посмотрите здесь какие-то красивые баночки и коробочки, но в вот этих красивых пузырьках тоже прячется опасность. (Воспитатель показывает пузырьки, коробочки от различных лекарств).
Лисичка: Да это, наверное, вкусные сиропы и конфетки. Вы всё придумываете, что они опасны, наверное, просто делиться со мной не хотите.
Воспитатель: Нет, это не конфетки!
Лисичка: А что это?
Дети: Лекарства.
Лисичка: А почему лекарства опасные? Они даже очень полезные. Вот, например, заболел ты ангиной, выпил пузырёк микстуры, 2-3 упаковки таблеток съел и здоров. Красота!
(Лисичка берёт лекарства и начинает складывать их в карман, воспитатель забирает их у нее и складывает в аптечку).
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем нашей гостье, где и как надо хранить лекарства и почему их нельзя брать детям.
Много тюбиков и баночек
Есть в шкафах у наших мамочек.
В них хранятся средства разные,
К сожалению опасные…
Кремы, пасты и таблеточки
Не берите в руки, деточки:
Это бытовая химия –
Как отрава очень сильная!
Лисичка: Ну что же надо делать, если сильно заболел?
Дети: Обратиться к врачу или вызвать скорую помощь по телефону 03.
Воспитатель: Молодцы, ребята, поехали дальше
Четвертая станция «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ».
А сейчас давайте ребята немного разомнемся. А ты Лисичка можешь повторять за нами.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Разомнем мы ножки.
Раз, два, три!
Головою покачали (Движения головой.)
Раз, два, три!
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, поехали дальше
Пятая станция «Незнакомец».
Воспитатель: В жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Они могут ограбить квартиру, украсть ребёнка.
Лисичка: Я часто бываю дома одна. А если ко мне приходят гости, я отрываю дверь и говорю:
- Проходите гости дорогие!
Воспитатель: Ребята, атак можно делать, открывать всем двери и приглашать в гости?
Дети: Так нельзя делать, за дверью может оказаться преступник.
Воспитатель: Бывают разные ситуации, преступник может переодеться врачом, сантехником или сказать что он знакомый вашей мамы или папы. Но вы должны помнить, что незнакомым людям дверь открывать нельзя.
Дети читают стихи:
Если позвонил звонок,
Посмотри сперва в глазок
В гости кто пришел, узнай,
Но чужим – не открывай!
Если нет глазка, тогда:
«Кто же там?» — спроси всегда,
А не станут отвечать –
Дверь не надо отвечать!
Лисичка: А кому же можно открывать дверь?
Дети: Своим родным и близким.
Лисичка: Я всё поняла! Двери чужим открывать нельзя!
Воспитатель: Вот и подходит к концу наше путешествие, но чтобы вы друзья ещё раз повторили опасные ситуации, давайте сыграем в игру.
Сейчас мы с вами поиграем в игру.
Игра называется «Да» и «Нет».
Всем ребятам надо знать,
Что с огнём играть нельзя.
Это все ребята знают? (Да)
А с огнём они играют? (Нет)
Для ребят пожары – шутка? (Нет)
Все ли дети тут послушны? (Да)
На плите кипит варенье.
Можно ли без разрешенья
Детям к плите подбегать,
Чтоб варенье помешать? (Нет)
Палит листья мальчик Тихон
У костра он скачет лихо,
Дети, дайте мне ответ
Хорошо ли это? (Нет)
Под столом играет Света
Зажигает она свечи
Дети дайте мне ответ
Хорошо ли это? (Нет)
Вова спичками играет,
Мама это запрещает
Дети, дайте мне ответ
Прав наш Вова или нет? (Нет)
Непослушный мальчик Вова
Спичками играет снова
Пусть мне дети отвечают
Маму Вова огорчает? (Да)
Вот свеча, горит огонь,
Ты огонь попробуй – тронь!
Дайте, дети, мне ответ
Будет больно или нет? (Да)
Маму слушаем всегда? (Да)
Можно спичками играть? (Нет)
Причиняет огонь зло? (Да)
С огнем всегда ты осторожен? (Да)
Молодцы, ребята! Поехали дальше!
Шестая станция «Волшебная».
Ребята, посмотрите, это волшебная шкатулка! Интересно, что в ней внутри?
Здесь медали для ребят, которые выполняют правила безопасности.
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы сегодня и вспомнили все правила, которые вы должны знать и соблюдать, когда остаетесь одни дома. И я надеюсь, благодаря этому, вы сможете найти выход из любой сложной ситуации, если такая возникнет. А не забывать правила безопасности вам поможет наша памятка «Один Дома» (раздаю памятки). Теперь ты поняла, лисичка, какие опасные предметы и ситуации встречаются в жизни и как их избежать.
А нам пора возвращаться. Поехали!