Екатерина
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебный песок».
Подготовила Носова Екатерина Игоревна, воспитатель
Цель:
- развивать познавательно-исследовательские способности детей при ознакомлении с окружающим миром.
Задачи:
образовательные:
- познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом;
- познакомить детей с жанром песочная анимация.
развивающие:
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе „Волшебный песок“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
-развивать у детей предпосылки опытно-исследовательской деятельности,
мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, делать выводы.
воспитательные:
-способствовать положительному влиянию экспериментов с песком на эмоциональное состояние ребенка;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, чувство взаимопомощи, заниматься сообща.
Методы и приемы:
- практические: проведение опытов, для определения свойств песка, рисование на песке.
- наглядные: наблюдение, рассматривание песка, песочная анимация.
- словесные: беседы, вопросы, объяснение, обсуждение.
Оборудование:
• Тарелки
• Стаканы для песка (2 шт)
• Лупа
• Стакан с водой
• Трубочка для коктейля
• Влажные салфетки
• Песок
• Масло подсолнечное
• Мешочек с песком
• Камни, ракушки
• Черный картон
• Воронка
• Бинт
• Цветная бумага
• Ложки
• Песок цветной для песочного стола
Ход занятия:
Приветствие.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг,
И ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Скажем, здравствуйте гостям.
Воспитатель:
- Ребята, у меня в руках волшебный мешочек, а что в нем находится, вы должны угадать. Потрогайте его на ощупь. (песок)
- Ребята, что такое песок? (полезное ископаемое)
- Молодцы, сегодня мы с вами будем исследовать песок, будем ставить опыты и узнаем, из чего он состоит.
-А где у нас проводят опыты? (в лаборатории)
- А что такое лаборатория? (специальный кабинет, где проводят опыты и делают эксперименты).
- Я вас хочу пригласить в лабораторию, занимайте свои места.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ.
Но сначала давайте договоримся, что во время опытов :
- песок в рот не берём;
- не трём глаза грязными руками;
-песком не обсыпаемся.
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете, откуда взялся песок? (ответы детей)
Песок это то, что осталось от гор, скал, обычных камней. Время, ветер, дождь, солнце разрушили горы, осыпали скалы, раздробили камни, превратив их в огромное количество, миллиарды миллиардов песчинок, сделав из них песок.
Воспитатель: Посмотрите, я возьму камень и ракушку, постучу, их друг об друга, вот так получается песок.
1 ОПЫТ.
- Давайте посмотрим, что же такое песок, из чего он состоит?
У вас на столах в стакане находится песок. Возьмите ручкой щепоточку песка и потрите между пальцами, посыпьте «дождиком».
Какой песок?
Дети отвечают - (Сухой, сыпучий, рыхлый и т. д.)
2 ОПЫТ.
Насыпьте немного песка на тарелку и с помощью увеличительного стекла (лупы) внимательно рассмотрите его.
• Из чего состоит песок? - (песчинки, маленькие камешки).
• Как выглядят песчинки? Какие они? - (разной формы, размера, отличаются друг от друга по цвету).
3 ОПЫТ.
Возьмите трубочки и осторожно дуньте на песок.
Что происходит? - (они разлетаются, потому что песчинки не прилипают друг к другу).
4 ОПЫТ.
Попробуйте что-нибудь слепить из него.
Что происходит? (песок рассыпается)
ВЫВОД: Сухой песок состоит из маленьких песчинок, которые разные
по форме, цвету, размеру и не прилипают друг к другу. Из него нельзя
ничего слепить.
5 ОПЫТ.
Добавьте в стакан с песком воду из стакана.
Что происходит? (вода исчезла)
Куда исчезла вода? (она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.)
Каким стал песок? (мокрый, влажный).
Попробуйте мокрый песок посыпать.
Что происходит? (он не сыпется)
ВЫВОД: Песок не сыпется, потому что песчинки намокли от воды и
прилипли друг к другу.
6 ОПЫТ.
Возьмите влажный песок и попробуйте слепить из него что-нибудь, например, шар или пирожок.
Почему вы смогли слепить? (потому что он мокрый, влажный и т. д.).
Что можно слепить из мокрого песка? (ответы детей).
ВЫВОД:
Правильно он не сыпется, и из него можно лепить, потому что когда он
намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрая песчинка слипается
со своей «соседкой».
Из какого песка нужно строить песочный дом? (из мокрого).
7 ОПЫТ.
А сейчас давайте понаблюдаем, что у нас тяжелее вода тяжелая или песок.
Для этого наливаем в стакан с водой подсолнечное масло.
Что у нас произошло? (это говорит о том, что вода тяжелее масла)
А теперь насыпаем песок.
Как думаете, где будет у нас песок?
ВЫВОД: Песок упал на дно. Значит песок тяжелее, чем вода, а масло самое легкое.
8 ОПЫТ.
Пропускает ли песок воду.
Для этого берем пустой стакан, накрывает ее марлей, насыпаем песок и наливаем воду.
Что происходит? (вода проходит через песок)
Пропускает песок воду? (пропускает)
А сейчас усложним, в воду положим бумагу, и посмотрим, пропустит песок бумагу.
Ребята, где осталась бумага (на песке).
Это говорит, о том, что песок как фильтр пропускает только воду, а мусор не пропускает.
ВЫВОД: Песок пропускает воду, а мусор не пропускает.
Воспитатель: А сейчас мы с вами протрем руки влажными салфетками и немного отдохнем. (садимся на ковер)
Я для вас подготовила сюрприз, внимательно посмотрите, как можно использовать песок.
Песочная анимация «Сказка репка».
Воспитатель: Ребята, вам понравился мультфильм из пека?
А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть лечь на спинку и закрыть глазки.
Релаксация «Море»
Сегодня мы с вами говорили про песочек. Давайте представим, что мы лежим на берегу моря на теплом, теплом песочке, он нам греет спинку. Нам так хорошо, мы расслаблены. Светит солнышко, дует прохладный ветерок. Нам хорошо. Мы представляем очень красивую картину: синее море, голубое небо, яркое солнышко, которое светит в глазки (поэтому они закрыты). Мы отдыхаем.
Воспитатель: Встаем ребята, расскажите кто, что представлял. Очень хорошо!
А теперь я предлагаю вам нарисовать то, что вы увидели на песочном столе.
(Дети рисуют)
Рефлексия: Ребята, сегодня, при помощи опытов, мы с вами узнали много интересного о песке. Что мы узнали:
Из чего состоит песок (Песок состоит из песчинок)
Какой бывает песок? (Сухой песок сыпучий)
Песок тяжелее воды;
Песок пропускает воду.
Ребята, давайте с вами подумаем и вспомним, для чего нужен песок.
- Песок нужен в строительстве. Из него делают раствор, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий.
-песок используется в гололёд, для посыпания дорожек чтобы не было скользко.
-Песок используется для детских игр;