Соколова Рена
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия:
Приветствие
Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся, поприветствуем их.
А сейчас,
Становитесь, дети в круг.
Крепче за руки держитесь
И друг другу улыбнитесь»
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в группу пришла посылка с письмом. Давайте для начало прочитаем письмо.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Удивительная соль“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
«Дорогие ребята я великий волшебник. Чтобы узнать, что лежит к посылке вам нужно отгадать загадку. А еще,я хочу предложить вам стать исследователями и для вас в посылке лежат волшебные шапочки. Наденете их и окажитесь в лаборатории.
Я знаю,что вы очень любознательные и для этого, у меня есть еще подарок вам, интересная презентация. Я его вам тоже выслал. Желаю вам удачи. Надеюсь новые исследования вам понравятся» Волшебник Гудвин.
Ну что ребята, начнем с загадки:
Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Давайте откроем посылку и посмотрим, правильно ли мы угадали?
Да вы угадали,там соль (показывает пачки с солью)
ВОСПИТ: Сколько ее здесь. Кто скажет, какая бывает Соль?
(каменная, морская и поваренная.)
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно. Поэтому люди придумали пословицы о соли.
А какие из них вы знаете?
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без соли, без хлеба - половина обеда.
Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.
Без соли стол кривой и хлеб не естся.
На хлебе, на соли, да на добром слове
А чтобы больше узнать о соли, давайте посмотрим
презентацию, которое прислал нам волшебник (Показать презентацию «Удивительная соль»
Слайд2.
Соль –это полезное ископаемое, природный элемент.
Соль бывает каменная, морская и поваренная.
Каменная соль. Ее месторождение находиться высоко в горах. Очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.
Слайд 3
В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю.
Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.
Слайд 4
Добыча соли всегда считалась нелегким трудом. Еще в начале прошлого века- это делалось вручную.
Слайд 5
Со временим на смену ручному труду по добыче соли, пришли современные врубовые машины, соляные комбайны и экскаваторы.
Слайд 6.
Добыча соли началась 25 миллионов лет назад. Одним из лучших является месторождение озеро Баскунчак.
Выжигание- раньше папуасы собирали в море куски дерева, пропитанные соленной водой, сжигали их и еще соленную золу. Похожим способом сейчас получают черную соль.
Естественное испарение- это добыча соли со дня соленых морей и океанов, где она оседает.
Вываривание- из под Земли добывают рассол, затем из него выпаривают воду и получают соль.
Добыча Каменной соли – это добыча соли в подземных рудниках, находящихся на месте высохших морей.
Слайд 7
Соль очень важна для человека. Она используется в разных направлениях
Кулинария, медицина,промышленности,косметология
Слайд 8
Применение соли:
В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. Люди могут дышать этим.
Слайд 9
Соль используют в народной медицине
(ингаляции, промывании носа, из нее делают солевые компрессы при ушибах, полоскание горла.)
Слайд 10
Соль полезна не только людям но и животным.
Слайд 11.
Каждый день соль нам нужна для приготовления пищи. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.
Слайд 12.
Но нужно помнить,что норма потребления суточной соли
5-6 гр (это примерно 1 чайная ложка)
Слайд 13.
Еще соль используется для консервирования продуктов.
Слайд 14.
На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке не поскользнулся, не упал.
На этом презентация закончилась. Вам понравилась?
Давайте мы сейчас немного поиграть, заодно и проверим, что вы запомнили.
Игра «Соль нужна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)
1. Чтобы консервировать овощи
2. Чтобы использовать в медицине
3. Чтобы посолить суп
4. Чтобы посыпать дорожки зимой
5. Чтобы добавить в жареную картошку
6. Чтобы посолить салат
7. Чтобы засолить грибы
8. Соль нужна для животных
Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи
Ну что же, мы совсем забыли про еще один подарок от волшебника. Чтобы оказаться в лаборатории, нужно надеть шапочки. Одеваем и Проходим за столы.
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью :
1. Не трогать руками глаза.
2- Соблюдать тишину
3- Не толкать соседа во время работы
4- Сначала посмотри, а потом повтори
5- Выполнил и положи на место
. И так внимание.
Опыт № 1 : «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелка с солью. Давайте мы её рассмотрим. Что вы можете сказать о внешнем виде соли? На что похожа? Какого цвета?
(соль имеет белый цвет, частицы соли напоминают песчинки)
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
Вывод. соль белого цвета, состоит из маленьких кристаллов.
ОПЫТ № 2 «Соль сыпучая, без запаха»
Понюхайте соль. Пахнет ли она? (НЕТ) Подуйте тихонько на соль через трубочку. Что с ней происходит? (Разлетается) возьмите ложку,наберите в нее соль и снова высыпьте назад.
Какой можно сделать вывод?
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, не имеет запаха.
Опыт №3 «Соль хрустит»
Ребята, возьмите и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похоже при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод:Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и
мы слышим хруст.
Давайте подведем мини итог: Соль белого цвета, без запаха, в виде кристаллов.
Опыт № 4 : «Соль поглощает воду»
Продолжим возьмите пустой стакан, добавьте в него2 ложки соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода (соль ее впитала)
Воспитатель: еще одно свойство, соль поглощает в себя воду.
А что будет,если воды будет много? Давайте посмотрим.
ОПЫТ №5 «Соль растворима» .
Перед вами стоят два стакана с водой: один с теплой, другой с холодной. В каждый стакан положите по 1 ложки соли и аккуратно размешайте,посмотрите, растворится ли соль. Размешайте аккуратно.
И где быстрее растворится?
Вывод: соль растворяется во всех жидкостях, но в теплых быстрее.
Опыт№6 «Выпаривание воды»
Соль в воде растворилась, мы ее там не видим, но точно знаем,что она там. Или она исчезла (нет)
Как вы думаете, а обратно соль из воды мы можем отделить?
Я сейчас вам покажу. Для следующего опыта я возьму две свечи, зажгу их. Затем в одну чайную ложку наберу обыкновенной воды, а в другую – солёной воды. Теперь я буду нагревать их.
Что должно произойти?
Что происходит с обыкновенной водой (Испаряется/)
Что происходит с соленной водой? (вода испарится, а соль останется)
Чем отличаются ложки после выпаривания воды?
Дети: Там где была соленная вода, на дне ложки остатки соли, а там где простая вода, вода испарилась и ложка осталась чистая.
Вывод: этот опыт ещё раз доказывает, что соль в воде не исчезла, а растворилась в ней. Растворив соль в воде, её можно получить вновь, выпаривая солёную воду.
ОПЫТ № 7 Соль чистящее средство»
А еще с помощью соли можно чистить посуду. Раньше когда не было жидких средств для мытья посуды, люди чистили солью посуду. Возьмем закопченную ложку, насыпем на губку соль и капнем воды,начинаем чистить ложку,промываем в чистой воде. Ложка стала чистой.
Вывод. Соль можно использовать как чистящее средство
Давайте подведем мини итог: поглощает маленькое кол-во воды, но растворяется в большом кол-ве воды, и если нагреть соленную воду,то можно соль получить опять.
Опыт № 7. «Плавающая и подводная лодка из яйца».
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Вода как будто поддерживает вас. Хотите это проверить? (Да).конечно,мы не будем опускаться в воду.
Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем банку с водой, насыпем туда соли 4 ложки, хорошо размешаем,яйцо опустим в стакан с солёной водой. Что вы видите?
(Яйцо не тонет).
А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в банку с обычной водой, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).
Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (так как плотность солёной воды выше, чем плотность простой воды).
Давайте немного отдохнем исделаем физминутку в виде игры. «Соленый-несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить
(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)
Мы передохнули, продолжим.
ОПЫТ №8 «Разделяем соль от перца»
А теперь я хочу показать вам небольшое волшебство. В тарелке у меня насыпано соль и перец, все тщательно перемещено. Мы берем обычный шарик, трем его шерстяным шарфом и подносим натертый шарик поближе к тарелки с солью с перцем.
Что вы видите (перец прилипает к шарику, а соль остается на тарелке.)
Вывод: соль тяжелее перца и поэтому она не прилипает к шарику.
А сейчас я хочу пригласить вас в творческую мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль. Мы с вами будем рисовать на соли и красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я размолола.
Творческая работа.
Сначало, мы порисуем. Я буду загадывать вам загадки
, а отгадки вы будете рисовать на тарелочке с солью. И получится картина нарисованная на соли. Слушаем внимательно:
1. Мы слепим снежный ком, Шляпу сделаем на нем,
Нос приделаем и в миг, получился …. (СНЕГОВИК)
Рисуем снеговика.
2. Странная звездочка с неба упала, Мне на ладошку легла и пропала.
(Снежинка)
Рисуем снежинку
3. «Зимой и летом, одним цветом» (елочка)
Рисуем Елочку
А теперь, насыпьте в тарелку по 4 ложки цветного порошка. Аккуратно перемешайте, и вот перед вами - цветная соль.
А сейчас мы с вами разделимся на две команды, и каждая команда будет заполнять цветной солью свой сосуд. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, тогда будет красиво.
Приступаем к работе.
Как красиво у вас получается!
Мы оставим эти стаканы с цветной солью на память.
Итак, скажите, с чем мы сегодня работали? (Соль)Давайте вспомним свойства соли. подходите к доске.
Нет запаха
Белого цвета
Кристалообразная
Растворитель
Выпаривать из воды
Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?
Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?
Вы были хорошими учеными. Всем спасибо