Снежана Чапарова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»
▼ Скачать
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»
Цель:
- Ознакомление детей с природным явлением – вулканом.
Задачи:
- Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулкана.
- Стимулировать желание детей экспериментировать;
- Развивать положительное отношение к познанию окружающего мира.
- Развивать аккуратность и взаимопомощь
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Извержение вулкана“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
- Способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- ноутбук;
- макет вулкана;
- поддон;
- сода;
- уксус; /
- сухая красная краска;
- моющая жидкость;
Предварительная работа: изготовление макетов вулканов.
Ход занятия.
Создание положительного,эмоционального настроя на занятие.
«Друг»
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Воспитатель: Дети, мы с вами живем на удивительной планете, которая называется?
Ответы детей: Земля.
Воспитатель: Верно. Отгадайте загадку: Реки, горы и поля, ох огромная Земля. Но на нем вся поместилась, В шарик меньше превратилась. Ты его крути, верти, точку мира в миг найди.
Дети: Глобус.
Воспитатель (показывая детям глобус) : Дети, что такое глобус?
Дети: Модель нашей планеты Земля.
Воспитатель: А еще у нас в группе есть карта нашей страны. Что такое карта? Как называется наша страна?
Дети : Россия.
Воспитатель: Правильно.
Над Россией Солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней!
- Почему в целом свете нет родней страны? (Отв. детей).
- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. И всегда с нами будет незаменимая помощница – карта. Сегодня она вам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность.
- У нас есть спутник, вместе с которым мы будем путешествовать. Узнайте его!
Доброе, хорошее,
На всех людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит.
- Конечно, это солнышко! Оно будет с нами путешествовать по нашей стране.
(Слайд «Физическая карта России»)
Начнем наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения физической карты. Начнем с цветов.
Посмотрите на физическую карту России. Какие цвета вы на ней видите? Давайте разберемся в этой цветовой гамме. (Отв. детей).
Давайте вспомним, что изображено синим цветом?
Дети: Моря, океаны, реки.
Воспитатель: А зеленым, желтым, коричневым.
Дети: Суша, пустыни, горы.
Воспитатель: Ребята, а что же такое горы?
Дети: Это высокие холмы.
Воспитатель: скажите как называется наша малая родина?
Дети: республика Алтай
Воспитатель: Посмотрите на карту. Вы знаете, где находиться наша республика? Нашу республику называют Горный Алтай. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
На Алтае самая известная гора – Белуха, ее высота - 4506 м.)
(Слайд – гора Белуха)
Алтай входит в список Всемирного наследия.
- Продолжаем наше путешествие
(Физическая карта).
мы оказались, там, где расположены Уральские горы.
Уральские горы протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора Народная – 1895м. Уральские горы еще называют Каменным поясом России.)
- Сравните две горы: гора Народная на Урале – 1895 м
Гора Белуха на Алтае – 4506 м.
(Показ слайдов «Уральские горы»)
А сейчас держим путь на Кавказ. Кавказские горы. Они очень высокие. Самая высокая гора Эльбрус – 5642 м.)
(Слайд «Кавказские горы»)
Продолжим наше путешествие. Где остановилось наше солнце?
Полуостров Камчатка.
- Мы с вами на востоке нашей страны, на полуострове Камчатка. Камчатка известна своими вулканами.
Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России.
Вулканы это необычные горы. Когда они спят, то почти ничем не отличаются от других гор. Но иногда эти горы «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы, а по склонам течет настоящий огненный поток. (Переходят к телевизору). : Давайте посмотрим на экран. Что вы видите на экране? Я плююсь огнем и лавой, Я опасный великан. Славен я недоброй славой, А зовут меня (вулкан)
Дети: Вулкан.
Воспитатель: Правильно, это вулкан. Сегодня мы поговорим о таком загадочном, удивительном, грозном явлении природы. Вулкан это большая гора с крутыми склонами. На самой вершине находится кратер - огромная яма, а внутри находится жерло дыра, уходящая глубоко в землю, внутри которого находится лава. Есть живые вулканы (действующие, есть спящие, а есть мертвые. А также вулканы бывают наземные и подводные. Живые вулканы «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают, получаются новые камни: А есть вулканы спящие. Натрудившись, наработавшись, эти вулканы уходят на каникулы, лишь изредка выдыхают в небо легкий дымок. Над вершиной спящего вулкана вьется маленький дымок, будто кто-то печку топит. А вулкан это и впрямь печка, только подземная. В ней постоянно бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. Мертвые вулканы никогда не извергаются, молчат все время. А сейчас мы заглянем внутрь вулкана, но сначала я хочу рассказать вам легенду, которую вы еще не слышали. “Жил на свете бог по имени Вулкан. Странный это был бог некрасивый, хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”,со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.
Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан. - Понравилась? (Да) Воспитатель: А теперь, дети, посмотрите внимательно, какой формы вулкан, на что он похож?
Дети: Похож на пирамиду, конус.
Воспитатель: Правильно, вулкан конусообразной формы. - Но люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые. Этих ученых называют вулканологами. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» а когда проснется. А вы хотите стать вулканологами?
Дети: Да.
Воспитатель:- Посмотрите, какая это опасная профессия. Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на земле. Извержение вулканов угрожает жизни людей, лава разрушает здания, перекрывает дороги.
А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых вулканологов и сами попробуем сделать извержение вулкана. Но прежде чем приступать к серьезным опытам. Давайте передохнем и разомнемся.
Физминутка
Люди с самого рожденья Жить не могут без движенья. (Руки опустите, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора.) Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» и тоже тянется вверх. «Нет! – решили они. – Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно- сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!
Воспитатель: Проходите в нашу лабораторию. Но, прежде чем проводить опыт в лаборатории, давайте вспомним, что необходимо сделать сначала.
Воспитатель вместе с детьми закрепляет правила безопасности:
1. Внимательно слушать.
2. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно, среди них могут встретиться ядовитые.
3. Не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.
4. Жидкость с восклицательным знаком, можно брать только взрослому.
5. Ничего не трогать пока вас об этом не попросят.
6. Не толкаться, так как можно пролить реактивы или сломать оборудование
Сейчас приступаем к приготовлению раствора, который поможет оживить вулкан. Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и несколько капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующей жидкостью самостоятельно пользоваться нельзя. Эта жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю немного уксуса. Посмотрите что происходит. Ребята, кажется наш вулкан оживает! Что вытекает из вулкана?
Дети: Лава
Воспитатель:- Обратите внимание, «лава» спокойно изливается на поверхность, на воздухе она остывает и твердеет, получаются камни. Ребята, вулканы бывают не только на суше, но и под водой. Хотите посмотреть, как это происходит?
Дети: Да
. Воспитатель:- Предлагаю сделать извержение подводного вулкана, хотите? Тогда возьмите трубочку, вставьте её в стакан с водой и подуйте. («Буря в стакане»)
Ребята, вот и закончилось наше сегодняшнее знакомство с вулканами, а вам понравилось занятие? Что понравилось больше всего? Какую фигуру напоминает вулкан? Что извергается из вулкана? Чем опасны вулканы? Как называют людей, которые изучают вулканы? Для чего они это делают? Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные.