Сивохина Татьяна Сергеевна
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Без соли и стол кривой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и об использовании соли, как средстве для творчества.
Задачи:
Обучающие задачи: познакомить детей с особенностями соли, ее свойствами, качестве и применении.
Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Свойства соли, экспериментирование
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
Оборудование: Проектор, магнитофон.
Демонстрационный материал: Презентация, мешочки с двумя видами соли, термос с теплой водой.
Раздаточный материал: стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, одноразовые стаканчики, трубочки, соль для рисования, клей ПВА, кисти, картон для фона.
Предварительная работа.
• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, немецкая народная сказка «Тростниковая шляпа».
• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,
Интеграция областей:
- Познание
- Художественное творчество
- Развитие речи
Ход занятия:
(на экране показ фрагмента из сказки «Тростниковая шапка)
Воспитатель: Ребята, вы узнали, что это за сказка.
Дети: Да. Это отрывок сказки «Тростниковая шапка»
Воспитатель: Правильно. О чем была эта сказка?
Дети: О том, как отец прогнал свою дочь из дома.
Воспитатель: А что случилось. Почему отец ее прогнал?
Дети: Дочь сказала отцу, что любит как свежее мясо любит соль.
Воспитатель: А как вы думаете, почему она так сказала?»
Ответы детей.
Воспитатель: А что такое – соль?
Ответы детей.
Воспитатель: Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.
Презентация: Добыча соли, ее применение».
1 слайд
Наша планета очень богата солёными место рождениями. Люди научились добывать соль различными способами
2 слайд
Главный источник соли – моря и океаны. Десятки тысяч соляных озер разбросаны по всей поверхности земли. Соляные озера очень красивы. Они покрыты белоснежным кружевом, в котором отражается бесконечная голубизна неба и яркое солнце. Давайте послушаем, что нам расскажет Василина.
Показ фильма: «Почему в море вода соленая»
3 слайд
Так же в наше время люди добывают соль в соляных пещерах. Как образуются эти пещеры нам расскажет Василина.
Показ фильма: «Что такое соляная шахта»
4 слайд
На Руси соль символизировала неподкупность, вечность и мудрость, а выражение - «соль земли» означает самое главное, самое нужное, то, без чего нельзя обойтись. И действительно, соль является одним из самых необходимых продуктов в нашем рационе.
5 слад
С солью связано много выражений, различных поверий. Рассыпать соль – к несчастью, уйти ни с чем - уйти не солоно хлебавши. А чтобы лучше узнать человека, надо с ним пуд соли съесть. Хлеб олицетворяет силу и здоровье, соль - богатство! Хлеб и соль стали символом гостеприимства и радушия русского народа. По старинному славянскому обычаю, который сохранился и поныне, при встрече дорогих гостей торжественно подносят хлеб и обязательно соль.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь. Что же это?
Дети: Соль.
Воспитатель: Правильно. Это соль. Как вы думаете, где можно использовать соль?
Показ презентации
Слайд 6
Соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).
Слайд 7
Чтобы сохранить живые цветы дольше, необходимо в вазу с водой насыпать немного соли.
Слайд 8
Чтобы оконные стекла не запотевали, между рамами издавна ставили стаканчики с солью.
Слайд 9
Зимой солью посыпают дороги от гололеда.
Слайд 10
В приготовлении пищи мы каждый день используем соль. А еще ваши мамы и бабушки используют соль для заготовок на зиму, ведь без соли или сахара они испортятся.
Игра: Соль или сахар»
Воспитатель бросает детям, стоящих в кругу, мяч. Каждому ребенку загадывается «заготовка» для зимы. Если в приготовлении данного блюда используют соль - ребенок должен поймать мяч, а если сахар – то откинуть. (Компот – откинуть, грибочки – поймать, варенье – откинуть, помидоры – поймать и т. д.)
Воспитатель: А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию.
Прежде чем начать наше исследование, давайте вспомним правила проведения опытов. (нельзя тянуть руки в рот, подносить к глазам, пробовать на вкус без разрешения взрослого).
Опыт № 1 : «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
Дети: Если мы посмотрим на соль, то можем сказать что соль похожа на порошок.
Воспитатель: А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло, что вы видите?
Дети: соль состоит из белых кристаллов
Воспитатель: А теперь подуйте тихонько на соль через трубочку. Что вы можете сказать о свойствах соли?
Дети: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.
Опыт № 2 : «Соль поглощает воду»
Воспитатель: Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?
Дети: Соль впитала воду.
Воспитатель: Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с соль?
Дети: соль растворилась в воде.
Выводы: Соль впитывает воду и растворяется в ней.
Опыт №3. «Мелкая соль растворяется быстрее, чем крупная»
Воспитатель: Ребята, перед вами стаканы с водой. Давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем.
А кто заметил, какая соль растворилась быстрее?
Дети: В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая.
Воспитатель: А Соль исчезла?
Дети: Нет, соль растворилась.
Воспитатель: А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?
Ответы детей – попробовать на вкус
-Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль растворяется в воде;
Воспитатель: Давайте возьмем трубочки и попробуем воду на вкус. Какая вода?
Дети: Вода соленая на вкус.
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).
Опыт № 4. «Плавающее яйцо».
Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?
(Яйцо не тонет).
А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с пресной водой. Что вы видите? (Яйцо утонуло).
Воспитатель: Какой вывод мы сделаем?
Дети: В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.
Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить и подпрыгнуть – если нельзя.
(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)
А сейчас я хочу пригласить вас в нашу художественную мастерскую и покажу, где еще можно использовать соль. Мы с вами будем рисовать солью.
Творческая работа.
Пальчиковая гимнастика: «Полз червячок»
(На столах лежат наброски : солнышко, цветок, машинка и т. п.)
Во время рисования звучит классическая музыка.
Релаксия
Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль?
Соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека.
Что больше всего вам понравилось и запомнилось на сегодняшнем занятии.
Ответы детей.