Барсукова Алина Геннадьевна
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Секреты камней» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей классифицировать камни по признакам : размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть - тонет в воде;
Продолжать учить детей правильно пользоваться оборудованием для опытов и экспериментов (лупы, весы)
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Секреты камней“ в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Закрепить представления детей о камнях, как компоненте неживой природы.
Развивающие:
Развивать сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств;
Развивать память, внимание, связную речь, наблюдательность;
Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно- следственные связи во время проведения опытов;
Развивать умение работать в команде.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, аккуратное обращение с оборудованием для опытов;
Воспитывать интерес к объектам неживой природы.
Предварительная работа: чтение сказки Бажова "Хозяйка медной горы", рассматривание иллюстраций, книг о камнях.
Материалы и оборудование: магнитная доска, картинки с изображением камней, камни разные по величине, цвету и форме для опытов, лупы, морские камни, весы, ёмкости с водой.
Ход занятия
Воспитатель: сегодня мы будем говорить о неживых объектах природы.
Дети, кто загадки мои отгадает, тот этот предмет по приметам узнает.
Его в горах полным - полно.
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.
Он твёрдый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают. (камень)
Не птица, а летает.
В лоб попадет - фонарь зажжет. (камни)
Воспитатель: ребята, а что вы знаете о камнях? (ответы детей)
Воспитатель: камень - это объект неживой природы, который можно встретить в горах, на море, на дороге, у реки. Он твёрдый, это кусок горной породы, который состоит из разных минералов.
Воспитатель: кто из вас хочет узнать секреты камней (ответы детей)
Воспитатель: предлагаю рассмотреть камни. Дети рассматривают картинки с различными камнями и настоящие камни.
Воспитатель: Как вы думаете, на какие группы их можно разделить? Чем они отличаются? (ответы детей)
Воспитатель: правильно, камни по величине бывают (большие, средние, маленькие, по цвету бывают (разных цветов, по форме бывают (разной формы-круглые, квадратные, треугольные, овальные и т. д.). Мы открыли один секрет камней.
Воспитатель: сейчас я предлагаю вам погладить наши камешки. Скажите мне, все ли камни одинаковые на ощупь? (ответы детей)
Воспитатель: найдите и покажите самый неровный, шершавый камень. (дети выбирают)
Воспитатель: а теперь отыщите самый гладкий камешек.
Воспитатель: подумайте, где чаще всего можно встретить гладкие камешки? (у моря)
Воспитатель: как вы думаете, почему у гладких камешков нет острых углов? (ответы детей)
Воспитатель: вода двигает камни, ударяет их друг о друга, они трутся и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится гладким.
Воспитатель: ребята, какой секрет камней мы ещё разгадали? (ответы детей)
Воспитатель: правильно, камни по характеру поверхности бывают гладкими и шероховатыми.
Физкультминутка «Камешки»
По дорожке мы пошли, много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,
А под горку пошли — белых камешков нашли,
И с собой все их принесли.
Воспитатель: сейчас мы будем взвешивать камни, для этого нам понадобятся весы с двумя чашами и камни разной величины.
Дети кладут в чаши камни и взвешивают их при помощи весов, при этом определяют какой камень самый тяжёлый и самый лёгкий.
Воспитатель: какой ещё один секрет камней мы можем отметить? (ответы детей)
Воспитатель: молодцы, правильно, камни по весу бывают лёгкие и тяжёлые.
Воспитатель: дети, а как вы думаете, есть ли в камнях воздух? (ответы детей)
Дети осторожно кладут камни в ёмкости с водой. Наблюдают за ними. (камни утонули –опустились на дно, от них на поверхность поднимаются пузырьки воздуха, цвет изменился, камни стали более яркими)
Воспитатель: какой ещё секрет камней мы узнали? (ответы детей)
Воспитатель: верно, камни тонут и в воде меняют свой цвет.
Воспитатель: ребята, а сейчас я предлагаю вам рассмотреть камни через лупу. Что видно? (трещины, узоры, кристаллики)
Воспитатель: какой ещё секрет камней открыли? (ответы детей)
Воспитатель: правильно, камни состоят из разных минералов, поэтому у них можно наблюдать блеск – кристаллики, а также различные трещины и узоры.
Рефлексия.
Воспитатель: вам понравилось занятие? (ответы детей)
Воспитатель: что нового вы узнали? (узнали, что такой камень, какие бывают камни)
Воспитатель: что мы делали на занятии? (открывали секреты камней, проводя различные опыты, используя при этом разные органы чувств и оборудование для опытов)
Воспитатель: Спасибо вам за активную работу на занятии! Вы все большие молодцы! А ещё больше нового и интересного о камнях и других объектах неживой природы, вы узнаете на следующем занятии!