Юлия Стрекаева
Конспект занятия по окружающему миру «Эколята — друзья и защитники природы!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе
«Эколята – друзья и защитники природы!».
Воспитатель Стрекаева Ю. А.
Цель: формирование экологической культуры у дошкольников.
Задачи:
1. Обобщить знания детей о взаимосвязи человека и природы, о необходимых правилах поведения.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята - защитники природы. Конспекты занятий
- Эколята - молодые защитники природы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
2. Развивать познавательную активность детей, используя технологии деятельностного подхода (экспериментирование, создание проблемных ситуаций, умение работать в паре).
3. Развивать логическое мышление, уметь делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
4. Воспитывать доброе отношение к природе.
Методы организации познавательной деятельности:
1. словесные – рассказ, объяснение, беседа;
2. наглядные – использование ИКТ (презентация, иллюстрации);
3. практические – использование метода наглядных моделей, проведение опытов.
Вид деятельности
Игровая: мотивация, сюрпризный момент «Конверт», игровые задания, физкультминутка, дидактическая игра «Экологический светофор».
Коммуникативная: вопросы, отгадывание загадок, задания, указания, рассказы и объяснения детей.
Продуктивная: работа с картинками.
Оборудование: ноутбук, эмблемы экологов, иллюстрации с изображением леса и леса после пожара (слайд, красные, зеленые и желтые карточки (светофор, пустая банка, банка с грязной водой, воронка, вата, марля).
Ход занятия
I. Орг. момент:
Воспитатель: Какой замечательный день! У меня прекрасное сегодня настроение, и я хочу подарить вам свою улыбку. Вы тоже улыбнитесь мне радостно, тогда в группе нашей станет светлее.
Крепко за руки возьмемся
и друг другу улыбнемся….
II. Создание мотива:
В группу залетает воздушный шар (наполненный гелием, а к ниточке привязан конверт.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано (открываем конверт, в конверте лежит диск и карта). Какой-то диск и карта. Давайте посмотрим, что там (открываем презентацию)
Смотрите, это письмо от общества «Защитники природы» :
«Помогите! Природа в опасности! Заводы загрязняют воздух, водоёмы. Пожары уничтожают леса. Погибают растения и животные. Природа нуждается в помощи. Много работы, мы не справляемся! Предлагаем Вам вступить в ряды защитников природы. Но сначала нужно пройти испытания. Выполнив задания, вы спасете частичку природы. В этом вам поможет карта.
III. Совместная деятельность взрослых и детей:
Воспитатель: Ребята, вы согласны помочь защитникам природы? Давайте откроем карту и посмотрим, куда нам надо идти. Куда ведет эта стрелка?
Дети: В лес!
Воспитатель: Правильно. И здесь нас ждет первое испытание -«Экологический светофор». Помните, каждое правильно выполненное задание поможет нам спасти частичку природы.
1. Задание 1 - Игра «Экологический светофор»
Воспитатель: Давайте повторим: вы знаете, каждый цвет имеет свое значение. Так же, как и светофор дорожный, наш экологический светофор, зажигая КРАСНЫЙ — запрещает приносить вред природе, ЖЕЛТЫЙ — предупреждает об опасности, ЗЕЛЕНЫЙ — разрешает помогать растениям и животным.
Воспитатель: Приступим к заданию. Я прочитаю Вам стихотворение, а вы только включите нужный сигнал. Правильность Ваших ответов мы проверим с помощью экологических знаков.
1) Завтра утром в лес пойдем
Там грибочки соберем.
Гриб любой нам нужен - /желтый цвет/
Вкусный будет ужин.
Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы? (Можно набрать ложных ядовитых грибов, а грибы близ дороги или химзаводов накапливают ядовитые вещества выбросов).
2) Мы поможем птичкам:
Воробьям, синичкам. /зеленый цвет/
Им кормушку смастерим
И к карнизу прикрепим.
(Как можно помогать выжить зимой птицам)
(Кормушки развешиваются по деревьям, корм регулярно подсыпается)
3) Бутылки и банки бросали в походе,
Не разлагается мусор в природе.
И остались на этой полянке
Горы отходов - бумажки и склянки. /красный цвет/
Приехали снова на отдых они -
Чистого места уже не найти.
Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично?
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы справились с первым заданием. А это значит, мы может открыть первую частичку природы, которую мы очистили. (открывают 1 пазл). И мы продолжаем дальше выполнять задания. Смотрим на карту.
2. Задание 2 - «Животные и растения Красной книги» (на полянке пень, на нем – 4 красных конверта с разрезанными картинками).
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая красивая поляна. А вот и пенек, здесь что-то спрятано, давайте посмотрим. Что это? ( Дети: конверты) А какого они цвета? ( Дети: красные) А вы знаете, почему эти конверты именно красные? Вы что-нибудь слышали про Красную книгу? В красную книгу внесены редкие и находящиеся под угрозой исчезновения животные, растения и грибы. Из каких цветных страниц состоит красная книга (Чёрные страницы содержат списки тех, кого уже нет, кого мы больше никогда не увидим, кто уже вымер, Красные страницы показывают нам исчезающих и особо редких животных, Желтые страницы – это те животные, количество которых быстро уменьшается, Белые страницы – это те животные, которых всегда было немного, Серые страницы – внесены те животные, которые очень мало изучены, и места их обитания малодоступны, Зеленые страницы – те животные, которых нам удалось сохранить, и спасти их от вымирания)
И это наше второе испытание - соберите картинки и вы узнаете несколько животных, которые занесены в Красную книгу.
(Дети собирают пазлы, называют животных)
Еще одно успешно выполненное задание, и еще одну частичку природы мы благополучно очистили (открывают 2 пазл)
4. Физминутка
Воспитатель: Ребята, а давай сейчас немного отдохнем.
«Ёлочки – пенёчки»
Воспитатель: А теперь следуем маршруту по карте.
5. Задание 3 - «Одеть березку»
Воспитатель: Посмотрите, на березку. Мне кажется, что здесь не хватает листочков. Давайте это исправим. Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечайте. Если я буду поступать хорошо, вы говорите: «Да», если плохо: «Нет». За каждый ваш правильный ответ, вы будете наклеивать листочки на берёзку. (На мольберте ствол березки с веточками. Прикреплять по одному листочку за каждое правильное решение).
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (Да)
Если разведу костёр, а тушить не буду? (Нет)
Если сильно насорю, а убрать забуду? (Нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (Да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да)
Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы. Еще один уголок природы спасен! Я думаю общество «Защитники природы» остались довольны вашими ответами и считают вас настоящими защитниками Природы! (Открывают 3 пазл). Смотрим дальше на карту. Куда показывает указатель?
6. Задание 4 - Загрязнённая река, очистка воды.
Воспитатель: Ребята, посмотрите что это? Похоже на речку? А почему она такая грязная? Давайте уберем весь мусор!
(убирают мусор в пакет)
Воспитатель: нас ждет последнее испытание. Из ручья, мусор из которого мы только что убрали, я набрала воду.
(На столе - ёмкость для воды, в воде мусор, опилки; воронка, фильтр, ёмкость для чистой воды)
Что вы о ней можете сказать? (грязная)
Чем опасна загрязнённая вода? (гибнут рыбы, птицы, растения)
Как вы думаете, что мы можем сделать?
А давайте мы с вами попробуем очистить воду, для этого мне нужны несколько помощников.
Для очистки воды нам понадобится воронка, чистая банка, вата и марля.
А сейчас я предлагаю пропустить грязную воду через наш фильтр.
Сравните, какая была вода, и какая стала?
Как вы думаете, мы справились с заданием?
Чтобы эта вода стала питьевой, нужны совершенно другие фильтры. Но теперь мы можем полить нашей водичкой цветы. (поливают цветы)
Молодцы, и еще одна частица природы спасена! (Открывают 4 пазл)
Мы собрали всю картинку. А это значит – мы прошли все испытания. Мы помогли обществу …. И теперь мы почетные этого общества.
IV Рефлексия:
Воспитатель: Как вы считаете, мы справились с заданиями, помогли природе? Скажите, какое задание было трудно выполнять? С чем вы справились быстро. Вы молодцы, много всего знаете и умеете. А с каким настроением вы выполняли задания, подскажут смайлики весёлые – прекрасное, грустные – плохое. Предлагаю вам выбрать. А еще ребятки за то, что вы справились с заданиями члены общества вам отправили подарки эмблемы клуба «Защитники природы».
Методические материалы:
1. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ» Л. Одинцова
3. «Этажи леса» М. Пришвина
4. «Лесные домишки» В. Бианки
5. «Поможем птицам» Р. Новикова
6. Дидактические игры «Экологический светофор», «Можно-нельзя»
7. Интернет-ресурсы