Светлана Насибуллина
«12 месяцев в году в свою играют чехарду». Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе
Образовательная область : познавательное развитие
Возраст: 5-6лет (старшая группа)
ТЕМА: «12 месяцев в году в свою играют чехарду»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: знакомство детей с названиями месяцев, с тем, как народ называет каждый месяц, развитие памяти, аналитического восприятия, образного мышления, развитие рефлексивных умений
ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
Публикация «„12 месяцев в году в свою играют чехарду“, Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
1. Поддержание в детях мотивации к познанию
2. Формирование умения работы в группах.
3. Обучение осмыслению результатов деятельности в ходе занятия
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Этапы:
1. Организационный.
2. Включение детей в тему занятия (стихотворение).
Деление детей на группы.
3. Основной этап (изучение темы, выполнение заданий, позволяющих изучить материал. Работа по содержанию сказки «Старик – годовик».
4. Физминутка (игра «Дождь в лесу»).
5. Продолжение основного этапа (изучение темы, выполнение заданий, позволяющих изучить материал. Отгадывание загадок. Работа по содержанию стихотворения «12 месяцев в году в свою играют чехарду», развитие образного мышления через народные высказывания о месяцах.
6. Рефлексия.
НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ, ОБОРУДОВАНИЕ И ДРУГИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ : рисунок с изображением времён года, пёрышки красного, жёлтого, зелёного, синего цветов (одинаковое количество по числу воспитанников в группе, 12 птиц четырёх цветов, вырезанных из картона, магнитная доска
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Раз, два, три – слушай и смотри,
Три, два, раз – мы начнём сейчас.
II. Включение детей в тему занятия.
Послушайте стихотворение, посмотрите на рисунок и назовите времена года.
Придумала мать дочерям имена.
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса,
А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая осень приносит плоды –
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля,
Зимой отдыхает и дремлет земля.
Деление детей на группы
- Ребята, вытащите из мешочка пёрышко с определённым цветом (красный, синий, жёлтых, зелёных).
Те, у кого красные (жёлтые, синие, зеленые) пёрышки садятся в… (места приготовлены заранее)
Как вы думаете, какое время года будет представлять ваша группа, почему? (спросить все команды об ассоциациях времени года с соответствующим цветом, можно задавать наводящие вопросы)
III. Основной этап. Работа по содержанию сказки
А теперь, ребята, послушайте сказку «Старик – годовик», которую написал В. Даль, будьте внимательны, потому что я буду задавать вам вопросы
Вышел старик – годовик. Стал махать рукавом. И пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
- Из какого времени года вылетели эти три птицы? (зима)
- Как вы думаете, что это были за птицы, почему их три? Кто догадался? (месяцы январь, февраль, декабрь)
- Назовите зимние месяцы по порядку. Группа с синими карточками, возьмите трёх птиц синего цвета.
- Давайте послушаем сказку дальше.
Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка птиц. Снег стал таять, на полях появились цветы.
- Из какого времени года вылетела вторая тройка птиц? (весна)
- Как вы думаете, что это были за птицы, почему их три? Кто догадался? (весенние месяцы)
- Назовите весенние месяцы по порядку. (Март, апрель, май)
- Слушаем сказку дальше.
Махнул старик-годовик третий раз – и полетела третья тройка птиц. Стало жарко, знойно, душно.
- А это, что за птицы были, назовите их. (летние месяцы: июнь, июль, август).
-Послушайте окончание сказки
Махнул старик-годовик четвёртый раз – и полетела четвёртая тройка птиц. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь.
- Из какого времени года вылетела последняя тройка птиц? Как вы думаете, что это были за птицы? Кто догадался? (осенние месяцы) Назовите по порядку осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- А вы знаете, почему птицы-месяцы вылетали тройками? (У каждого времени года три месяца)
- Давайте посчитаем, сколь же всего месяцев бывает? (дети считают птиц, выставленных на демонстрационную магнитную доску, получается 12)
-Итак, ребята, сколько же времён года получилось у нас(4)
- А сколько месяцев? (12)
- Из скольких месяцев состоит каждое время года? (из3 месяцев)
IV. Физминутка
-Становитесь в круг, представьте, что вы деревья в лесу. Выполняйте движения, о которых будет идти речь.
В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко - высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носочки, поднимают руки, перебирая пальцами).
Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища).
Дождик стучит всё сильнее и сильнее (дети усиливают движение пальцами).
Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей).
Но вот появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.
V. Основной этап. Отгадывание загадок в группах.
-А теперь для каждой группы у меня есть загадка:
Для 1 группы:
Дел у меня не мало –
Я белым покрывалом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня… (зима)
Для 2 группы:
Я раскрываю почки
В зелёные листочки,
Деревья одеваю
Посевы поливаю,
Движения полна
Зовут меня - (весна)
Для 3 группы:
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь», - разрешаю,
И любите за это
Вы все меня, я - (лето)
Для 4 группы:
Несу я урожай,
Поля все убираю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но, не касаюсь сосен
И ёлочек, я - (осень)
Работа по содержанию стихотворения М. Погарского «Двенадцать месяцев в году в свою играют чехарду»
-Я хочу прочитать ещё одно стихотворение, в котором говорится о месяцах. Будьте внимательны, что происходит в каждом месяце?
Двенадцать месяцев в году в свою играют чехарду
Январь очень любит на санках кататься.
Февраль очень любит снежками кидаться.
А март очень любит пускать корабли.
Апрель весь снежок убирает с земли.
А май деревца одевает снежком.
Июнь – тот клубничку приносит с собой.
Июль очень любит детишек купать.
А август любит грибы собирать.
Сентябрь разным цветом покрасит листочки.
Октябрь льёт дождиком, словно из бочки.
Ноябрь ледком покрывает озёра.
Декабрь на окнах рисует узоры.
И вот с декабрём завершается год,
Он ёлку ребятам в подарок несёт.
Сто лет пробежит и закончится век.
И время не может замедлить свой бег.
- Ну как, ребята, запомнили, что происходит в каждый месяц? (дети отвечают, при затруднении можно прочитать ещё раз соответствующие строки).
Знакомство детей с народными высказываниями и месяцах
А вы знаете, что говорит народ о каждом месяце. Как вы понимаете это? (дети высказывают свои предположения)
Декабрь - ворота зимы
Январь – крыша зимы
Февраль – ветродуй, вьюговей
Март – капельник
Апрель – водолей
Май – травень, цветень
Июнь – румянец года
Июль – грозник
Август – густарь
Сентябрь – хмурень
Октябрь - листобой
Ноябрь – полузимник.
VI. Рефлексия.
А теперь мы проверим, как вы знаете времена год. Я буду рассказывать истории, специально допускать ошибки. Попробуйте отгадать, что я напутала
Летом девочки и мальчики надевают тёплые шапки, тёплые сапоги, шубы и отправляются кататься на санках.
Весной все звери готовятся к долгой спячке.
Осенью на деревьях распускаются ярко-зелёные листочки.
Зимой мы любим купаться и загорать, любоваться цветами и собирать ягоды.
Скажите, вам понравилось сегодня работать? О чём мы сегодня говорили? Что вам больше всего запомнилось? Улыбнитесь тому, с кем вам приятно и интересно было работать
- Всего доброго, до встречи.
Используемые информационные источники при подготовке занятия:
1. https://infourok.ru/zanyatie-po-vneurochnoy-deyatelnosti-po-teme-mesyacev-527039.html
2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/09/17/konspekt-nod-dvenadtsat-mesyatsev