Оксана Губина
Конспект занятия по начальному техническому моделированию «Лодочка с парусом»
▼ Скачать +Заказ
Лодочка с парусом
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр юных техников»
детского объединения «Юный техник-5»
по программе
«Начальное техническое моделирование и конструирование транспортной техники»
Тема:
Лодочка с парусом.
I год обучения (7 лет)
Составила педагог
дополнительного образования:
Публикация «Конспект занятия по начальному техническому моделированию „Лодочка с парусом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабли. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Губина Оксана Ивановна
г. Ухта, 2023г
Тип занятия :
учебное занятие закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.
Цель:
закрепить умение учащихся переносить чертёж развёртки модели при помощи шаблона
Задачи:
Обучающие задачи:
- способствовать формированию умения использовать ранее полученные знания и умения в практической работе;
- формировать умение рационально планировать предстоящие действия;
- расширить представление о водном транспорте и значимости этого транспорта в жизни человека;
-актуализировать знания детей о составляющих судна;
-познакомить с новыми понятиями : мачта, банка-скамейка.
Развивающие задачи:
- развивать самостоятельность в практической работе, смекалку, находчивость;
- развивать творческие способности, умение правильно и эстетично выполнять работу;
- развивать целеустремлённость и аккуратность.
Воспитывающие задачи:
- создать условия для формирования любознательности учащихся;
- создать условия для формирования уверенности в своих силах;
- вырабатывать усидчивость, старательность, аккуратность.
Оборудование:
Образцы изделия; шаблоны развёрток лодочки, паруса, банки-скамейки;
цветной картон, бамбуковые шпажки, простые карандаши, ластики, скрепки, ножницы, клей, линейки, ручки с непишущими стержнями, самоклеящаяся бумага, пластилин.
Участники занятия : - группа 1-го года обучения, 7 лет
Место проведения: - учебный кабинет НТМ
Продолжительность занятия – 90 минут
Методы и приё мы: Презентация «История возникновения и развития водного транспорта», картинки с изображением различных судов; ребус; игра-соревнование; практическая работа.
Предварительная работа: рассматривание моделей-копий судов, выполненных старшими учащимися из судомодельного клуба «Бриг», рассматривание энциклопедий и др. литературы о водном транспорте.
Ход занятия:
Этап организации занятия.
- проверка присутствующих (проверяем численность, отсутствующих, настраиваем детей на занятие).
Этап подготовки к основному этапу занятия.
Вступительная беседа. Актуализация знаний учащихся.
Педагог предлагает рассмотреть изображения плавающих средств на доске.
- Ребята, а как называется все, что нарисовано на картинках одним словом?
- Молодцы! А я вот, что-то не пойму катер, парусник, корабль это какой вид
транспорта? (водный транспорт).
- А как вы догадались, что это именно водный транспорт, а не наземный или
воздушный? (ответы детей)
- Вы меня убедили, действительно, это водный транспорт, потому что он плывет по воде.
- Ребята, вы когда-нибудь передвигались водным транспортом? А каким?
(ответы детей).
Этап усвоения новых знаний
Интересно узнать, как возник водный транспорт.
Показ презентации об истории возникновения
водного транспорта.
- В давние-давние времена, когда люди не могли переплывать большие расстояния, им приходилось очень плохо, ведь они не могли сплавать на другой остров или переплыть бурную реку. И вот как-то раз человек увидел,
что на поваленном грозой дереве, плывут звери. И он подумал, а чем я хуже! Сел на дерево и поплыл.
Звери плыли на бревне,
По большой-большой реке
Человек их увидал,
Вслед за ними
Плот создал, потому что так было удобнее.
Затем догадались люди выдолбить середину бревна.
Сначала дерево свалили,
Потом нутро ему долбили,
Потом лопатами снабдили,
И по реке гулять пустили.
Получилась первая лодка – долбленка.
А потом поняли: лодка и без весел может плавать, был бы ветер. Стали ловить ветер широкими полотнищами – парусами,
прикрепленными к распоркам – мачтам и реям.
Белеет парус над кормой
Тащит судно за собой.
Постепенно научились большие корабли строить. Для них море-океан не страшен.
Корабли такими были,
Как игрушечные плыли.
Плыли месяц,
Плыли год.
Много времени уйдет
Пока такой корабль
До новых берегов дойдет.
Затем стали делать корабли из металла.
Корабль металлический плывет
Людей и груз в себе везет!
Казалось, что лучше металлических парусников не может и кораблей быть. Но построили корабль с высокой трубой, с колесами по бортам, а внутри него стояла паровая машина и котел. Так появился первый пароход.
Распрекрасный дворец
По морю плывет,
Белеет на волнах
Гигант-пароход.
Все новые и новые корабли стали бороздить моря и океаны.
А сегодня в океаны
Выплывают великаны.
Удивляет белый свет
Быстрота морских ракет.
- Вот, оказывается, как возник водный транспорт!
Сообщение целей и задач занятия
Сегодня мы изготовим модель плавающего средства, а какую вы узнаете разгадав ребус:
Название модели состоит из трёх слов. Буквы зашифрованы – каждая буква соответствует цифре. Решив примеры и подставив вместо цифр буквы мы сможем прочитать название нашего судна.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Д А Р Л У О Ч П К М С
6-2=4 10+1=11 4+4=8
7-1=6 1+1=2
9-8=1 6-3=3
5+1=6 6-1=5
4+3=7 12-1=11
10-1=9 3+3=6
5-3=2 5+5=10
Цель нашего занятия - изготовить модель лодочки с парусом. Готовая модель может быть использована как интересная игрушка. Лодочка прекрасный сувенир, который может украсить интерьер вашей комнаты, а также его можно подарить своим друзьям и, конечно, родителям.
А на занятии мы с вами поиграем в игру «Чей кораблик дальше уплывёт в открытое море».
Физминутка.
Это – море,
Это – берег,
Это – мой кораблик белый,
Это – ветер поднялся,
Крепко дует в паруса.
Но тверда рука моя –
Правлю прямо на маяк.
Мчись, кораблик, по волнам
К самым дальним берегам!
Проверка готовности рабочего места.
- А сейчас мы посмотрим на свое рабочее место, все ли готово к нашему занятию (показывают под руководством педагога, что у детей на рабочих местах).
Повторение правил Т. Б., опрос детей по Т. Б.
Мы будем работать с картоном, ножницами, клеем, линейкой, карандашом, ластиком, шилом и самоклеящейся бумагой.
Повторим правила работы с данными материалами и правила техники безопасности.
Этап усвоения новых знаний.
Кто мне подскажет, из каких основных частей состоит парусник? (борта, днище, парус).
Правильно, а сегодня мы познакомимся с такими понятиями, как мачта (на неё крепится парус) и банка-скамейка (сиденье).
Демонстрация образца.
Наша главная задача – используя чертёж, изготовить детали лодочки и собрать из них готовое изделие.
Выполняем работу в следующем порядке (инструкционная карта) :
1) Переводим чертёж-развёртку при помощи шаблона;
2) Вырезаем детали по контуру;
3) При помощи ручки с непишушим стержнем и линейки прорабатываем линии сгибов;
4) Склеиваем лодочку, посередине вклеиваем банку-скамейку;
5) Ко дну лодочки прикрепляем мачту с помощью пластилина, на неё одеваем парус;
6) Оформляем модель при помощи самоклеящейся бумаги.
А теперь скажите, конструкторы, с чего вы начнете свою работу Правильно, нужно положить шаблон на картон, перевести его, вырезать заготовку, проработать линии сгиба и сложить ее по порядку работы. Убрать обрезки и другой мусор, и уже на чистом столе приступить к склеиванию модели.
А как надо располагать шаблоны на картоне? Где придется? Нет, конечно. Нужно расположить экономично, рационально использовать картон. Приступаем к работе, работаем быстро и аккуратно.
Этап закрепления знаний. Самостоятельная работа учащихся.
По ходу занятия помогаю затрудняющимся: подбадриваю доброжелательными словами нерешительных, побуждаю их к дальнейшим действиям в работе.
По завершению работы над изготовлением модели, осматриваю работы, даю рекомендации, помогаю отстающим.
Обращаю внимание на то, что наши лодочки умеют плавать, нужно подуть на парус и они поплывут.
Поиграем в игру «Чей кораблик дальше уплывёт в открытое море».
5. Заключительная часть.
- Если вам понравилось заниматься моделированием, возьмите лодочку и поднимите ее вверх. Спасибо. Что нового узнали?
Какие новые слова мы использовали? Что они обозначают? Что вам понравилось больше всего? Приходите в центр юных техников и вы еще и не такому научитесь. На прощанье я загадаю вам загадку: Что быстрее всего на свете и есть у каждого человека? (мысль) Умных вам мыслей.
- Уборка рабочих мест и помещения.