Родичева Надежда Владимировна
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Путешествие по родному поселку»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка»
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Выполнил воспитатель :
Родичева Н. В.
р. п. Умёт
2020г.
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе : «Экскурсия по поселку».
Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе „Путешествие по родному поселку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мое село, мой поселок
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Цель: воспитание интереса и любви к Малой Родине на основе ознакомления детей дошкольного возраста с родным поселком; воспитание чувства гордости за край, в котором живем; формирование представлений о достопримечательностях поселка; развитие у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
Образовательные: дать представление о том, что для каждого человека Малая Родина – это место, где он родился, где прошло детство, продолжить знакомить детей с историей нашего поселка, закрепить названия улиц, знания детей о гербе, флаге, их символических значениях.
Воспитательные : воспитывать у детей интерес и любовь к истокам своей Малой Родины, чувство гордости за русский народ.
Словарная работа: Родина, Россия, Малая Родина.
Материал: аудиозапись стихотворения «Необъятная страна» В. Степанов, карта мира, изображение герба и флага России, слайды с видами Москвы и родного села, альбомные листы и фломастеры на каждого ребенка.
Предварительная работа: экскурсии по поселку, посещение школы, библиотеки, почты, дома культуры, аптеки, рассматривание фотоальбома «Моя Малая Родина», беседы, чтение стихотворений и разучивание песен о своем родном крае, накопление и систематизирование краеведческого материала и материала по народоведению, организация выставки творческих работ детей «Мой любимый поселок».
Ход занятия
Дети сидят полукругом на стульчиках.
Воспитатель включает аудиозапись стихотворения:
«Необъятная страна»
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
В. Степанов.
Воспитатель : Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия) Наша Родина – Россия! ( Просмотр слайдов символика России: герб, флаг).
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый
Он – России дух свободный.
(Герб)
Белый цвет - березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
(Флаг)
Воспитатель предлагает рассмотреть карту России. Отмечает реки, моря, океаны (изображены синими линиями, леса (зеленым цветом, горы (коричневым цветом, города (обозначены маленькими кружочками).
Воспитатель : Давайте вспомним, название каких городов вы знаете, где вы были (Москва, Тамбов, Саратов, Кирсанов). А знаете ли вы, самый большой город в нашей стране? (Москва – столица нашей Родины).
Просмотр слайдов достопримечательности Москвы: Кремль, Красная Площадь, Собор Василия Блаженного, Парк Горького.
Воспитатель предлагает отгадать загадки, приготовленные для детей.
Есть площадь большая, красивая, родная,
Парады там часто бываю, и люди по ней гуляют.
(Красная площадь)
Назовите сразу вы, символ города Москвы
Площадь там зовется Красной,
Бьют часы на башне Спасской.
(Кремль)
В самом центре есть река, она длина и глубока,
По ней плывут речные трамваи,
И тяжелые баржи идут,
Берега ее в бетоне,
И вдоль нее деревья растут,
Сады цветут.
(Москва-река)
Физкультурная разминка:
Во дворе растет сосна,
к солнцу тянется она.
(Дети поднимают руки и тянутся вверх)
Вырос тополь рядом с ней.
Хочет стать еще длинней.
(стараются подпрыгивать повыше)
Ветер сильный налетал,
Враз, деревья раскачал.
(наклоняются в разные стороны)
Гнуться ветки взад – вперед.
Их качает ветер, гнет.
(делают рывки согнутыми руками перед грудью)
Будем с ними приседать —
1, 2, 3, 4, 5.
(приседают)
Отдохнули от души
и на место мы спешим.
(садятся на свои места).
Воспитатель : У каждого человека на Земле есть место, где он родился, это место – его Малая Родина. Для нас Малая Родина – это поселок Умёт.
Воспитатель зачитывает гимн Умётского района, автор - поэтесса Уметского района Л. Майская.
ГИМН
Умётского района
Над полем, песня жаворонка льется,
Земля готовит урожай большой.
В родном краю нам хорошо живется
С открытым сердцем, доброю душой.
Мы - великой России частица.
Здесь любовь к Черноземью живет.
Пусть в Тамбовском краю колосится
Твоя щедрая нива, Умет!
Гордимся предков силой богатырской
Их светлой мудростью в гряде веков.
Воспел наш край Евгений Боратынский,
Прославил академик Плешаков.
На гребне дел был в годы лихолетья,
Когда нависло горе над страной.
Любовь к тебе несём через столетья,
Чтим трудовой и ратный подвиг твой.
Л. Майская.
Воспитатель : Как вы думаете, что такое Родина, Малая Родина? (ответы детей). Малая Родина, для нас – это уметская земля. И очень важно, чтобы подрастающее поколение, знало ее прошлое. Да, Родина – это место, где человек родился, где его родной дом. Все мы любим свою Родину, и когда становимся взрослыми, покидаем её, но всё равно всю жизнь вспоминаем свою малую Родину, её красоту. Не зря гласят пословицы:
-Человек без Родины – что соловей без песни.
-На чужой сторонушке, рад своей воронушке.
-Береги Родину, как зеницу око.
-Всякому мила своя сторона.
Сегодня я приглашаю вас в путешествие по родному поселку - Умет. Любое путешествие начинается с выбора маршрута. Для определения нашего маршрута мы будем использовать карту-схему нашего поселка.
Уметский район расположен на востоке Тамбовской области. В целом его территория представляет собой равнину, полого спускающуюся на запад к реке Вороне. Встречаются овраги и балки. Благоприятные условия для выращивания зерновых и технических культур, развития овощеводства и плодоводства. Полезные ископаемые: глины, суглинки (используются для производства кирпича и черепицы, строительные пески и трепел. Животный мир разнообразен. Встречаются волки, лисы, лоси, косули. Много птиц: ласточек, скворцов, синиц, грачей и жаворонков. Миллионы лет назад территория Уметского района была дном древнего моря, о чем напоминают осадочные породы, возвышающиеся сегодня холмами и возвышенностями.
Дидактическая игра: «Какой наш поселок?»
Ответы детей (Наш поселок большой, красивый, уютный, современный и пр.)
Воспитатель : А скажите ребята, за что мы любим свой поселок?
Ответы детей (за то, что мы здесь живем; за то, что здесь мы ходим в детский сад, а потом пойдем в школу; за то, что здесь живут наши родные, друзья, соседи).
Есть у нашего поселка свой герб. Символика герба Умё тского района многозначна: летящий сокол символизирует степные просторы, на которых расположен район, где возник посёлок Умёт. Сокол - символ смелости, отваги и удачи. Связанные лентой стебель кукурузы, колосья пшеницы, и подсолнечники символизируют сельскохозяйственную специализацию района и знаменитый на всю область и далеко за ее пределами "Умётский элеватор". Этот элеватор играет огромную роль в сохранении урожая; Лазурь – символ искренности, преданности. Серебро - символ чистоты, открытости и примирения. Золото - символ высшей ценности, богатства, урожая. Червлень (красный цвет) - символ труда, мужества, красоты и праздника.
Воспитатель предлагает начать путешествие по родному посёлку (Просмотр слайдов, вид посёлка, достопримечательности.)
Воспитатель : Начнем путешествие от ворот нашего детского сада. Давайте вспомним, как называется наш детский сад, и на какой улице он располагается (ответы детей). Улица Мира – это главная улица. Она самая длинная и проходит через весь поселок. Еще в р. п. Умет, в честь русского поэта, нашего земляка - Е. А. Баратынского, названа одна из улиц поселка. Есть еще много других улиц, каждая из которых имеет свое название. Теперь вспомните название улиц, на которых вы живете? (ответы детей). Одна из улиц райцентра носит фамилию нашего земляка - Соннова Ф. М. – героя Советского союза, командира пулеметного взвода. А что еще, кроме нашего детского сада, находится на улице Мира? (ответы детей, воспитатель дополняет (Здание администрации рабочего поселка Умет, Храм Казанской Божьей Матери, отделение сбербанка и россельхозбанка, пенсионный фонд, многофункциональный центр, памятник Ленину, вечный огонь, памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной Войны, памятник стражам порядка, районный Дом Культуры, Дом детского творчества, музей р. п. Умет и Уметского района, центральная районная больница, почта связи, автовокзал, железнодорожный вокзал, дома жителей поселка).
Воспитатель : ребята, я приготовила для вас задания. Вот две иллюстрации с изображением больницы и храма, а также много мелких предметов. Вам необходимо разложить их по назначению. Те предметы, которые используют в больнице - к изображению больницы, а те, которые применяют в храме - к иллюстрации храма.
Д/и «Подбери предметы по назначению»
(Дети раскладывают предметы и обосновывают свой выбор).
Воспитатель : чтобы наш поселок был красивым и уютным, мало его любить, нужно о нем еще и заботиться – соблюдать чистоту, поддерживать порядок, украшать, строить, озеленять. Что и делают наши односельчане. А мы с детства должны беречь то, что сделано руками взрослых, гордится своим поселком и родным краем.
Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Можно - нельзя». Для этого вам необходимо стать в круг. Я вам буду задавать вопросы, а вы будите отвечать, можно это делать или нет.
Варианты вопросов:
- Ломать ветки деревьев?
- Сажать деревья и цветы?
- Рвать цветы на клумбе?
- Любоваться цветущей клумбой?
- Бросать мусор в общественных местах?
- Играть на проезжей части дороги?
- Кричать, шуметь в общественном месте?
- Разговаривать в спокойном, вежливом тоне?
- Играть на детской, игровой площадке?
- Разорять птичьи гнезда?
- Оборудовать кормушки для зимующих птиц?
Воспитатель предлагает детям подумать, пофантазировать, чтобы они могли сделать полезного для поселка, когда вырастут (Ответы детей).
Воспитатель предлагает детям нарисовать улицу будущего. Дети придумывают новые красивые дома, рисуют их для себя, родственников, друзей и просто знакомых людей (выставка детских рисунков).
Заключительная часть.
Воспитатель подводит итоги путешествия по поселку. Предлагает детям вспомнить ответы на вопросы (как называется наша страна, как называется столица России, почему называем наш поселок-Малая Родина и т. д., поощряет детей за знание о своем поселке, и тем самым доказав, что действительно любят свой поселок и вырастут достойными патриотами своей Родины.