Анна Дмитренко
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Государственные символы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого интегрированного занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе «Государственные символы России»
Подготовила воспитатель : Дмитренко А. В.
Цель занятия :
Воспитание любви к Родине, через закрепление знаний о символике России.
Задачи:
Образовательные задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Символы России. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе; их особенностях. Расширять представления детей о родной стране.
Развивающие задачи:
Развивать познавательный интерес к истории государства. Развивать патриотические чувства, любовь к Родине. Совершенствовать умения отвечать полным ответом. Формировать уважительное отношение к государственным символам. Развивать память, творческие способности, навыки речевого общения.
Воспитательные задачи :
Воспитывать у детей патриотические чувства: интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну.
Интеграция образовательной деятельности: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-нравственное развитие».
Материалы:
Букет ромашек. Бумажные ромашки с буквами. Картинки – флаг, герб, президент, береза, аудиозапись «Гимн России». Матрешка – игрушка. Аппликация «Крона для березки» шаблоны березки, клей, кисточки, шерсть зеленого цвета, салфетки; «Укрась матрешку» - шаблоны матрешек, заранее раскрашенные, клей, кисточки, «украшения» для матрешки; «Ромашки» - шпажки, шаблоны ромашек, листиков, серединок, клей, кисточки, салфетки
Ход занятий:
В: Ребята, сегодня я пришла к вам не с пустыми руками. У меня букет цветов. Кто знает, как называются эти цветы?
Д: Ромашки.
В: Правильно, а что вы знаете об этих цветах?
Д:
1. Ромашки-это полевой цветок
2. Из ромашек плетут венки.
3. Ромашка-это лекарственное растение.
В: Ребята, а хотите знать, зачем я принесла с собой ромашки?
В: Для этого, я предлагаю вам поиграть в игру и тогда все проясниться. На столе лежат ромашки, на каждой ромашке есть своя буква. Надо будет составить слова из ромашек с буквами.
На каждой ромашке есть своя подсказка (цифра на лепесточке). Нам нужно разложить ромашки по порядку с помощью этих цифр, чтобы получилось слово. Для этого мы разделимся на группу мальчиков и группу девочек. Мальчики будут по порядку раскладывать ромашки с синими цифрами, а девочки будут раскладывать ромашки с красными цифрами.
(Дети собирают слова из букв).
В: Ребята, у вас получилось 2 слова «РОССИЯ» и «СИМВОЛ» и пустой цветок ромашки без буквы.
Какое предложение можно составить из слов: Россия, ромашка, символ…
Ответы детей
В: Сегодня мы будем говорить о символах России.
Ромашка-это символ России.
Символы –это знаки, по которым различают разные страны друг от друг.
ВОСПИТАТЕЛЬ :
1. Ребята, а как называется наша страна? (Россия)
2. Как называют людей, живущих в нашей стране? (Россияне)
3. Какой город является сердцем нашей родины? (Москва)
4. Кто управляет нашей страной… (Президент)
5. Президента зовут… (Владимир Владимирович Путин)
Воспитатель - Россия - самая большая, могучая и великая страна в мире.
По всей территории России простираются леса, поля, горы, равнины, протекает множество рек, которые впадают в озера и моря. Наше государство настолько огромно, что когда в одной его части наступает ночь, то в другой - начинается день, в одной его части – идет снег, а в другой светит солнце. У такой большой страны есть государственные символы.
Первый государственный символ, который мы рассмотрим это -государственный флаг!
(Рассматривают флаг на доске)
Флаг — это отличительный знак, символ государства. Каждая самостоятельная, независимая страна имеет свой флаг, и сколько в мире стран, столько и флагов.
Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешиваются во время праздников, поднимают во время побед. Наш флаг называется стягом, трехцветным полотнищем, и представляет собой прямоугольное полотнище из трех равных полос: верхний - белого, средний - синего, и нижний красного цвета. Каждая полоса несет свой определенный смысл:
Красная - это сила, мощь и победы нашей страны;
Синяя – это синева неба, верность Родине;
Белая – это мир, честность и свобода.
Поэтому его и называют триколор, три цвета, три брата, которых нельзя разделить и победить. А сейчас ребята, я хочу рассказать вам сказку о том, как природа выбрала цвет флага для нашей страны.
Вы хотите узнать об этом? Тогда усаживайтесь удобнее и слушайте:
«Встретились как- то раз снег, вода и солнце.
Снег говорит:
- Я дам российскому флагу свой чистый белый цвет
И на флаге появилась белая полоса.
Вода собрала своих друзей - моря, большие и малые реки, океаны, озера и все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет.
Утром встало солнце посмотрело и сказало: «Я хочу подарить флагу самый яркий красный цвет». И третья полоса стала красной.
Так российский флаг стал трехцветным.
В: Ребята, где можно увидеть Флаг России?
Ответы детей
1. На здании администрации нашего села.
2. На нашем детском садике.
3. На параде.
4. На соревнованиях.
А давайте с вами расскажем стихотворение о флаге, которое знаем:
Флаг у нас прекрасный — Белый, синий, красный!
Белый — мир и чистота, Синий — верность, небеса,
Красный — мужество, отвага. … Вот цвета родного флага!
В: А сейчас я хочу поговорить с вами ещё об одном государственном символе - о гербе России. (Рассматривают герб на доске)
- Арина, расскажи, пожалуйста, стихотворение про Герб России.
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он — России дух свободный.
Воспитатель : Герб России представляет собой красный щит. Что вы видите на щите? (орел) Орел двуглавый.
- Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе? - Кто изображён в самом центре? (Орел)
Над головами орла мы видим короны – крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце. Поэтому его сравнивают с солнцем.
В его левой лапе держава (государство). Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху.
В правой лапе – скипетр – это жезл
- В давние времена короны, скипетр и держава служили символами царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины.
- Что на груди у орла? (щит).
- Кто изображён на щите? (всадник на коне).
- Как зовут всадника? (Георгий Победоносец)
- Какого цвета конь? (Белый)
- Какого цвета плащ у всадника? (Синий)
- Какого цвета щит? (Красный)
- Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный. (Флаг)
- Издавна, Георгий Победоносец, почитался на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества! - Что в руках у Георгия Победоносца? (Копье)
- Знаете зачем оно ему?
- Чёрный змей символизирует зло, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого змея.
- Как говорится в сказках: добро побеждает зло! Так и наш герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом!
Воспитатель : Два отличительных знака России — флаг и герб — теперь нам известны, пришло время узнать о третьем символе — гимне.
У каждой страны есть особенная, торжественная песня. Это ГИМН.
- Гимн страны – это тоже государственный символ.
Гимн России очень красивый и величественный. Он посвящён нашей стране, её бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории, в гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Каждый гражданин России должен знать слова гимна. Когда звучит гимн, все обязательно должны вставать и петь.
- Ребята, а почему нужно слушать стоя и не разговаривать? (Уважение к своей Родине, к главной песне страны).
- Давайте, мы с вами тоже красиво встанем и послушаем гимн нашей страны
(Звучит ауди запись «Гимн России» муз. А. Александрова сл. С. Михалкова)
После прослушивания дети садятся на стулья.
Воспитатель : Ребята, а знаете где можно услышать гимн нашей страны?
1. На параде.
2. В спортивных играх.
3. На олимпиаде.
В: Ребята, кроме государственых, существуют ещё так называемые традиционные или национальные символы, то, с чем ассоциируется Россия. О некоторых из них мы сегодня поговорим. С одним мы уже познакомились, это ромашка.
Ромашка – символ России, русской природы. По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда. Ромашки всегда олицетворяли чистоту, доброту, любовь, являясь таким дорогим украшением нашей жизни. Этот полевой цветок – краса нашей русской природы, но его любят и ценят не только у нас в России, во многих странах мира ромашка считается цветком счастья.
А какие остальные два, вы узнаете отгадав загадки.
Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки?
Дети: Матрешки.
Воспитатель : Правильно, это матрешка. Родилась матрешка более чем сто лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. Почему матрёшкам дали такое название? Точно уже никто не знает, но есть предположение, что в те времена, когда начали делать матрёшек, очень многим девочкам давали имена Матрёна, Матрёнушка, Матреша. Поэтому и эту игрушку решили назвать матрёшкой.
Игрушка состояла из восьми фигур и представляла собой: девочек разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.
Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память о нашей стране сувенир русскую матрёшку.
Воспитатель : Следующим символом нашей великой России является дерево.
Она весну встречает – серёжки надевает.
Накинута на спинку зелёная косынка.
А платьице - в полоску. Ее зовут… (берёзка)
Воспитатель : Правильно, это береза - символ красоты русской природы. Ею можно восхищаться в любое время года. Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Жители других стран даже называют нашу Родину «страной берез». Наш народ слагал о березке песни, сказки, пословицы, изображал в картинах, и водил хороводы вокруг нее. Береза испокон веков дарит людям свой вкусный и полезный сок.
Кора березы – береста. В древности люди писали на коре, она заменяла им бумагу. В годы войны из коры березы пекли хлеб. Из березовой коры делают сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки.
Вот ребята мы познакомились с тремя национальными символами. А чтобы из запомнили не только вы, но и гости, давайте изготовим для них подарки, с изображением этих символов.
Но прежде, чем мы приступим выполнять задания нам нужно немного размяться. Поднимайтесь, стали парами и выполняем все вместе
Физкульт-минутка: «Будем мир мы защищать» (выполняется в парах).
Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук.
Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу.
На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд.
Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд.
Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу.
А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом.
Воспитатель разбивает детей на три группы. Каждая группа подходит к своему столу, с готовыми заготовками для заданий. Воспитатель объясняет каждой группе, что делать, и дети начинают работать под музыкальное сопровождение.
Итог занятия :
Сегодня мы познакомились с государственными символами нашей страны. Давайте вспомним:
- Какие государственные символы есть у нашей страны? (флаг, герб, гимн).
- Какого цвета полосы на флаге? (белый, синий, красный).
- Где и когда можно увидеть наш флаг? (на государственных учреждениях, на самолетах, космических кораблях и т. д.).
-Что такое герб? (символ России).
Что изображено на гербе России? (орел).
- Почему орёл золотого цвета? (сравнивают с солнцем).
- Что такое гимн? (песня страны).
Как его надо слушать? (стоя).
В: Молодцы! Хотелось бы закончить занятие этими строками :
Ребенок: Под теплым солнцем вырастая,
Мы дружно, весело живем.
Россия, милая, родная
Цвети и крепни с каждым днем!