Сагандыкова Алия
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Народные и государственные символы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Народные и Государственные символы России»
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств на основе обогащения знаний о Родине.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию „Народные и государственные символы России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Темочки
- Формировать представления детей о государственных символах России – флаг, герб, гимн.
- Развивать интерес к истории и культуре родной страны.
- Расширять представления детей о людях разных национальностей, проживающих на территории России.
- Воспитывать любовь к Родине, чувство любви и уважения к своей многонациональной стране, гордости за свою страну – Россию.
Образовательные области:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Предварительная работа:
Пополнение уголка по нравственно-патриотическому воспитанию, беседа, чтение народных сказок, рассказ воспитателя об истории флага, герба, аппликация «Флаг России», чтение стихотворений о Родине, о флаге, гербе; прослушивание гимна, беседа о людях разных национальностей, проживающих на территории России; рассматривание книг о Родине.
Методы и приё мы:
Словесные: художественное слово, объяснение – пояснение, рассказ.
Наглядные: презентация, показ.
Игровые: путешествие, перелёты к разным народам.
Материалы и оборудование: куклы в национальных костюмах, народные символы России, государственные символы России; атрибуты народов, проживающих на территории России, народные символы людей разной национальности, материал для дидактической игры «Собери флаг России», аудиозапись гимна России.
Ход занятия:
1. Организационная часть (мотивация).
Дети с воспитателем заходят в зал. Звучит гимн России.
Воспитатель : Ребята, что мы сейчас прослушали? (гимн России)
Что такое гимн?
Гимн – это символ России. Это самая главная торжественная песня нашей страны. Гимн исполняется в особо важных случаях, например, когда вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях, на всех торжественных мероприятиях.
Воспитатель :
Словесная игра «Я начну, а вы продолжите» :
1. Как называется наша страна? (Россия).
2. Наша страна очень … (большая, огромная, красивая, великая).
3. В нашей стране много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).
4. Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).
- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.
Воспитатель : Люди каких национальностей живут в нашей стране? (русские, чуваши, башкиры, татары, белорусы, грузины, узбеки, татары, башкиры, мордва). В нашей группе ребята разных национальностей: русские, татары, казахи.
Воспитатель обращает внимание детей на сундук.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, что это? Давайте посмотрим, что там внутри.
Воспитатель открывает сундук, внутри которого куклы в национальных костюмах: русская, казахская, белорусская, башкирская, чувашская; народные символы русского народа : матрёшка, ромашка, балалайка, гармонь, медведь, берёза (картинка).
Воспитатель с детьми рассматривают содержимое сундука.
Воспитатель : Ребята, что вы видите?
Воспитатель, обращая внимание на народные символы : Все эти вещи как мы можем назвать одним словом? (народные символы России).
Воспитатель : Ребята, но почему это всё лежит в сундуке. Это же очень интересные вещи и многие дети и даже взрослые не знают о их существовании, о том, что у русского народа есть свои народные символы. Как было бы здорово, если бы все о них узнали.
Может быть есть такое место, где хранятся ценные вещи и любой человек может их посмотреть? (музей)
Воспитатель подводит детей к тому, что для того чтобы об этом все узнали, нужно в нашем саду открыть музей символов всех народов, проживающих на территории России.
Дети с воспитателем приходят к тому, что теперь в детском саду будет музей символов народов России и выставляют в импровизированный музей кукол в национальных костюмах и символы русского народа.
Далее воспитатель ставит перед детьми проблемную ситуацию: национальностей много, но в музее только символы русского народа. У каждой национальности наверное тоже есть свои народные символы и было бы хорошо ими пополнить музей.
Дети приходят к тому, что для того чтобы пополнить музей, необходимо отправиться к этим народам, познакомиться с их народными символами и привезти в музей.
Воспитатель : Ребята, прежде чем мы отправимся в путешествие, нам надо выбрать транспорт.
Пальчиковая игра «Транспорт»
Будем пальчики сгибать
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вездеход,
Трамвай, метро и самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажали.
Пять видов транспорта назвали.
Воспитатель : Ребята, нам нужен такой транспорт, на котором мы смогли бы быстро добраться и с высоты полюбоваться нашей огромной страной. (Самолёт).
Воспитатель : Ребята, вы готовы к путешествию? Тогда отправляемся.
Речё вка:
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
Во все стороны смотреть,
То увидим мы тогда
И леса и города,
Ленты рек, озёра, горы,
Необъятные просторы.
2. Основная часть.
-Белорусское подворье.
Звучит белорусский народный инструмент (жалейка).
Воспитатель : Ребята, посмотрите, нас встречает белорусский народ.
Воспитатель обращает внимание детей на атрибуты: посуда, национальный костюм, предметы обихода.
Воспитатель : Ребята, может быть вы заметили что то особенное, что встречается везде? На одежде, на салфетках? (цветы васильки).
Воспитатель : Правильно, ребята. Белорусский народ не случайно украшает свои изделия такими цветами, потому, что василёк – народный символ белорусского народа. У русского народа это ромашка, а у белорусского это василёк.
Воспитатель обращает внимание детей на игрушку, сделанную из соломы.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, какая необычная игрушка. Вы такую ещё не видели. Она необычная. Потому, что сделана она из соломы. Игрушка из соломы – народный символ белорусов. А что же такое солома?
Ребята, посмотрите, что это? (пшеница, колосья пшеницы)
А стебли пшеницы и всех злаковых растений – это солома. Потрогайте её. Соломой белорусский народ накрывал крыши своих домов.
Белорусские народные умельцы делали из соломы шкатулки, игрушки, выполняли аппликацию (показ).
Ребята, хотели бы вы сегодня стать белорусскими умельцами и выполнить аппликацию из соломы?
Дети выполняют аппликацию из соломы (крылья аиста).
В: Ребята, что это за птица? (Аист)
Давайте с ним поиграем.
Физминутка «Аист» :
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой, топай левою ногой,
Снова - правою ногой, снова - левою ногой,
После - правою ногой, после – левою ногой.
Вот тогда придёшь домой!
Воспитатель : Ребята, мы не случайно делали аиста и играли с ним. Птица Аист – народный символ белорусов. На праздники белорусы делают аистов из различных материалов: бумага, ткань, тесто и развешивают на деревья, на дома. Белорусы верят, что птица аист принесёт в их дом счастье.
Теперь вы знаете, что и у белорусского народа есть свои народные символы. Какие это символы? (Аист, василёк, игрушка из соломы).
Дети кладут в корзинку символы и отправляются дальше.
Воспитатель : Нам пора отправляться дальше.
- Казахское подворье.
Звучит казахский народный инструмент.
Воспитатель : Ребята, кто из вас знает, что за инструмент звучит? (Домбра).
Здесь нас встречает казахский народ.
Дети с воспитателем рассматривают атрибуты (национальный костюм, посуда, корпе).
Воспитатель обращает внимание детей на цветные одеяла, сшитые из лоскутков ткани.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, какие красивые одеяла шьют казахские умельцы. Сшиты они из разноцветных лоскутков ткани.
Ребята, обратите внимание, какими цветами украшают свои изделия казахские мастера? (Тюльпан).
Воспитатель : Это не случайно, потому, что цветок тюльпан – народный символ казахов.
Также обратите внимание на национальный головной убор, называется он тюбетейка. Украшают тюбетейки национальными узорами. Цветные одеяла (корпе) и тюбетейка – тоже народные символы казахов.
Воспитатель обращает внимание детей на недошитое одеяло и неукрашенные тюбетейки.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, видимо мастера не успели доделать свои работы и оставили так.
Если мы это доделаем, как думаете, им будет приятно? Тогда давайте дошьём одеяло и украсим тюбетейки. Ребята, вы можете сами выбрать, что бы вы хотели делать. Но, чтобы нам всё успеть, нам надо поделиться поровну.
Дети выполняют работу по подгруппам – часть детей шьют коврик, часть детей украшают тюбетейки.
После дети оценивают работу друг друга (подгруппы).
Воспитатель обращает внимание на ласточку (чириканье ласточки).
Воспитатель : Ребята, посмотрите, ласточка прилетела.
Давайте с ней поиграем.
Физминутка «Ласточка» :
Села ласточка на лапки.
Приготовилась к зарядке.
Повернулась влево – вправо.
Приседала она славно.
Клювиком помяла пух
И в гнездо к детишкам плюх!
Воспитатель : Ребята, ласточка – символ казахского народа.
Воспитатель : Ребята, какие народные символы есть у казахского народа и что мы можем взять в музей? (цветное одеяло – корпе, тюльпан, ласточка и тюбетейка).
Дети складывают в корзину одеяло, тюльпаны, тюбетейку и ласточку.
Воспитатель : Ребята, времени совсем мало, нам пора возвращаться в сад.
Речё вка:
Холмы, пересёлки,
Луга и поля-
Родная, огромная
Наша земля.
3. Итог
Воспитатель : Ребята, давайте расставим символы в наш музей и теперь все могут прийти и посмотреть.
Дети с воспитателем расставляют символы и проговаривают (подводят итог – где были сегодня и символы каких народов привезли в музей).
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в нашей стране проживает много национальностей. Сегодня мы не успели обойти всех, поэтому в следующий раз мы отправимся к другим народам и познакомимся с их символами.
Воспитатель обращает внимание на цветы (ромашки, тюльпаны, васильки).
Воспитатель : Ребята, посмотрите на цветы. Подумайте внимательно, что их объединяет?
Что напоминают вам они? (цвета флага).
Воспитатель : Давайте выложим из этих цветов флаг.
Дети выкладывают флаг.
Флаг у нас прекрасный
Белый, синий, красный.
Белый – мир и чистота.
Синий – верность, небеса.
Красный – мужество, отвага.
Вот цвета родного флага!
Воспитатель : Ребята, у каждого народа, проживающего в нашей стране есть свои народные символы. Но, все мы россияне и всех нас объединяют главные государственные символы нашей страны, которые едины для всех – это флаг, герб и гимн.
Дети делают вывод, что теперь мы можем пригласить всех в наш музей и познакомить с символами народов, проживающих в нашей стране.