Валентина Хуртова
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию «Рисование музыки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Музыкальный рисунок».
Цель занятия :
1. Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования.
2. Совершенствовать умение соотносить цвет музыки, опираясь на различие более ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.)
3. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном.
4. Развивать композиционные навыки в компоновке общего панно.
Материал для занятия :
Публикация «Конспект занятия по нетрадиционному рисованию „Рисование музыки“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• альбомный лист;
• набор гуашевых красок;
• кисть;
• стаканчик с водой.
Предварительная работа: прослушивание классических и народных мелодий в сочетании со звуками живой природы из серии «Волшебные голоса природы. Малыш на острове».
Ход занятия.
1. Организационная часть.
Педагог предлагает вниманию детей звукозапись с пением птиц, шумом воды.
Педагог. Ребята, что вы себе представляете, слушая звуки природы?
Дети. Прогулку по лесу, по парку, по берегу реки, моря.
Педагог. Если бы вы попали рано утром в лес, то услышали многообразие звуков: шелест листвы, перекликание и посвистывание птиц, кукование кукушки, журчание лесного ручья. Все это человек слышал еще в глубокой древности. Сначала он стал подражать услышанным звукам, а потом сам стал сочинять разные мелодии. Однажды человек срезал тростник и подул в него, получился необычный красивый звук. Так стали появляться первые музыкальные инструменты, которые помогли человеку исполнять придуманные им мелодии. И родилось прекрасное искусство музыка.
Педагог предлагает вниманию детей запись соловьиной трели,в сочетании с классической мелодией Ф. Шуберта «Серенада».
Педагог. Музыку можно просто слушать, не задумываясь над тем, что хотел ею выразить композитор. Но если вслушаться в мелодию, можно понять, о чем эта музыка, какие чувства и настроения она передает. Что вам хочется сделать, услышав радостную, звонкую мелодию?
Дети. Петь, танцевать, веселиться.
Педагог. А если мелодия медленная, грустная?
Дети. Тихо посидеть, подумать, погрустить.
Педагог. Верно. Чтобы понимать язык музыки, надо не только слушать ее, но и слышать. Вот сейчас мы и проверим, как слышите музыку.
Музыкально-подвижная игра «Музыкальные змейки».
Играющие делятся на три команды и выстраиваются в колонны по одному. У каждой колонны (змейки) своя мелодия (марш, вальс, полька). Каждой команде дают возможность прослушать свою мелодию, затем включается любая из них. Змейка, чья мелодия звучит, идет под музыку в разных направлениях по свободному пространству группы. После прекращения музыки останавливается в том положении, в котором ее застала последняя музыкальная фраза. Тоже происходит и с двумя другими змейками. Игра может повторяться. При включении незнакомой мелодии, ранее не слышанной и не имеющей отношения ни к одной из змеек, команды быстро выстраиваются на своих первоначальных местах. Выигрывает команда, построившаяся первой.
Педагог. Музыку можно не только слушать, но и рисовать. Ведь музыкальные звуки похожи на разные оттенки цвета: они могут быть легкими и прозрачными, нежными, а могут быть яркими и насыщенными. Мелодичный рисунок можно изобразить в виде разнообразных линий-прямых, волнистых, зигзагообразных, толстых и тонких, свернутых в спиральки. А можно нарисовать музыку красочными пятнами, цветовое решение которых будет зависеть от вашего отношения к музыкальному произведению. Как вы уже догадались, мы сегодня с вами будем рисовать музыку.
Практическая часть.
1. Прослушивание музыкального произведения.
2. Предложение высказаться, какие цветовые ассоциации вызывает прослушанная музыка.
3. Работа детей, сопровождаемая звучанием музыкального произведения.
4. Пожелания детей по ходу работы: заполнить лист цветовыми пятнами полностью, не оставляя не закрашенных пространств, при этом можно наложить пятна одного цвета в разных местах, а лишь затем набирать на кисть новый цвет.
3. Итог занятия.
Педагог. Ребята, посмотрите, какие красивые и разные по цветовому решению получились у вас музыкальные рисунки. Вот, оказывается, сколько разноцветных ноток спряталось в музыкальном произведении, а мы с вами и не догадывались. Зато результат рисования нас удивил и порадовал, ведь мы не только послушали музыку, но и смогли изобразить ее.
В конце занятия проводится хороводная игра «Шире круг».
Участники игры встают в круг и берутся за руки, поют песню и выполняют различные движения.
Шире круг, шире круг, Дети делают шаги от центра круга назад.
Музыка зовет.
Всех друзей, всех подруг Дети идут по кругу направо,
В шумный хоровод! останавливаются, поднимают
Дружат птицы в вышине, руки вверх, плавно покачивают руками;
Дружат рыбы в глубине, руки на плечах покачиваются. И т. д.
Дружит с небом океан,
Дружат солнце и земля,
Дружат звезды и луна,
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей земли!
В. Викторов.