Елизавета Смотрина
Конспект занятия по методике развития речи детей для детей второй младшей «Кукла Маша встречает гостей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по методике развития речи детей
для детей второй младшей группы
на тему:
Воспитатель: Смотрина Е. О
Место проведения: МБДОУ «ЦРР – детский сад № 127» г. Владимир
Программное содержание
Образовательные задачи: закрепить знание о посуде;
Публикация «Конспект занятия по методике развития речи детей для детей второй младшей „Кукла Маша встречает гостей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-связная речь: учить детей совместно со взрослыми составлять короткий рассказ;
-словарь и грамматика: учить правильно называть отдельные предметы посуды;
-звуковая культура речи : закреплять правильное произношение звука[c], учить определять на слух наличие и отсутствие данного звука в словах.
Развивающие задачи : - формировать представление о функции предметов посуды; знакомить с производными словами (сахар – сахарница и т. п).
- развивать речь : умение правильно отвечать на поставленные вопросы, поддерживать диалог, закреплять звукопроизношение.
Воспитывающие задачи: - воспитывать культуру поведения за столом, дружелюбие, гостеприимство.
- воспитывать интерес к игровой деятельности, прививать добрые чувства к окружающим.
Оборудование:
Кукла Маша, муляжи: торт, конфеты, сахар, пирожные, печенье, игрушечная посуда, предметы настоящей посуды, разрезные картинки «посуда», сундучок- мешочек, чайник с водой, одноразовые трубочки.
Предварительная работа: рассматривание посуды во время приема пищи, дежурства, чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», русской народной сказки «Лиса и кувшин», отгадывание и разучивание загадок о посуде, игры: «Что в чём?» (словообразование, «Наоборот» (подбор слов-антонимов).
Ход занятия
Вводная часть
Около куклы Маши лежит открытка. Воспитатель предлагает прочитать. «Здравствуй, кукла Маша! Спешу сообщить тебе, что я приезжаю к тебе в гости. Встречай. Кукла Катя»
В: Ребята, но почему то Маша не весёлая? Что случилось? Ведь к ней приезжают гости.
Кукла : Я никогда не встречала гостей.
В: Что же делать?
Д: Мы поможем кукле.
В: А как же встречают гостей?
Д: наводят порядок и накрывают на стол.
В: Предлагаю помочь кукле Маше накрыть на стол.
II. Основная часть
Игра «Волшебный мешочек».
В: Опустите руку в мешочек, нащупайте один предмет и скажите, что это, как вы догадались об этом.
Дети по очереди опускают руку в мешочек, нащупывают предметы и рассказывают о том, как они их узнали, а затем достают их из мешочка и кладут на стол.
Скатертью накрыты предметы посуды все вперемешку. Столовые принадлежности сковорода, кастрюля, половник и чайная посуда.
Воспитатель спрашивает у детей (снимает скатерть, что мы видим.
Д: Как одним словом можно назвать все эти предметы?
Д: Посуда
В: Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды?
Д: Ложка, вилка, нож.
В: В какой посуде готовят пищу?
Д: Кастрюля, сковородка …
В: Как её можем назвать?
Д: Кухонная.
В: Какой посудой мы пользуемся, когда пьём чай?
Д: Чашка, блюдце, сахарница, заварочный чайник, конфетница …
В: Как называется эта посуда?
Д: Чайная
В: А как называется посуда, из которой едим (принимаем пищу?
Д: Столовая
В: Ребята подскажите нашей Маше, что нам нужно для чаепития.
Дети перечисляют показывают предметы.
В: А где пьют чай? –
Д: за столом.
В: А это что?
Д: Это скатерть, мы её накроем на наш стол, чтобы было красиво.
Дети вслух по очереди перечисляют предметы и выставляют на детский столик чайные предметы.
В: Чайник у нас не закипел? Сейчас вскипятим в чайнике воду.
Упражнение «ЧАЙНИК КИПИТ».
Воспитатель раздает соломинки для коктейля и приглашает к чайнику наполненный водой. Опустите в чайник соломинки, которые держите в руке. Подуйте в соломинку, не раздувая щек, так, чтобы «вода» в чайнике «закипела».
Воспитатель: «Вот и закипел чайник. Что мы слышим какой звук доносится из чайника? -С-С-С-С-С-С-С! И слышим бурление воды.
Физкультминутка «Я чайник - ворчун»
Вот большой стеклянный чайник, Дети «надувают» живот,
одна рука на поясе, другая
изогнута, как носик.
Вот фарфоровые чашки, Приседают, одна рука на поясе
Очень хрупкие, бедняжки. Кружатся, рисуя руками круг.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни-разобьются.
Вот серебряные ложки, Потягиваются, руки вверх,
сомкнуть над головой,
Вот пластмассовый поднос- делают большой круг.
Он посуду нам принёс.
Угощения туда, куда
Что надо.
Воспитатель: вот теперь наши куклы попьют чаек, а мы поможем с вами нашим куклам разложить гостинца по посуде.
В: Как вы считаете, куда надо положить сахар?
Д: В сахарницу.
В: Мы знаем, что для сахара есть специальная посуда. Это сахарница. Для салфеток есть специальная подставка. Как она называется?
Д: Салфетница.
В: Как называется специальная тарелка для сухарей?
Д: Сухарница.
В: А в чем чай должен быть?
Д: В чайнике.
Игра «Каждый продукт в свою посуду»
Масло сливочное положим (в маслёнку).
Сахар насыпаем (в сахарницу).
Молоко нальем (в молочник).
Соль у нас в (в солонке).
Перец (в перечнице).
Хлеб положили в (в хлебницу).
Фрукты (в вазе).
Сухари (в сухарницу).
Сок налили (в кувшин).
Селедку в (в селёдочницу).
Конфеты к чаю у нас в (в конфетнице).
В: А чай можно пить горячим?»
Д: Нельзя.
В: А что надо делать, чтобы чай остыл?
Д: Подуть на него!
В: Хорошо, сейчас мы с Вами подуем на чай, чтобы он остыл.
Дыхательная гимнастика.
В: Посмотрите, как я буду делать. Нужно ровно сесть, поднести чашку ко рту, вдохнуть носом, задержать дыхание, выдох ртом.
Воспитатель выставляет картинки с изображением посуды.
-Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом: чашка-чашечка, ложка-ложечка, тарелка- тарелочка, конфета –конфетница, варенье- варенница, сахар- сахарница, и т. д.
Чистоговорки повтори,
четко проговаривая звуки.
Са-са-са, са-са-са---ой-ой-ой летит о….(са,
Са-са-са, ---живет в лесу лиса,
Сы-сы-сы---не боимся мы о (сы,
Сы-сы-сы---мы не видели о. (сы,
Сы-сы-сы---у осы усы,
Су-су-су---видел кто из вас о (су,
Си-си-си—в водоёме кара…си
Ась-ась-ась---в озере карась,
Ся-ся-ся---вот поймать бы кара…ся,
Се-се-се---карасей ловили все,
Се-се-се---ленточки в косе.
III. Заключительная часть
В: Посмотрите как мы накрыли стол. Теперь кукла Маша сможет принять гостей.
Раз, два, три, четыре,
(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
(загибать пальчики по одному, начиная с большого)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы Маше помогали!
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши).
10.4. Анализ занятия
1. Общие сведения о занятии :
- краткая характеристика группы (детского коллектива) : состав (30 человек, возраст (3-4 года,первый год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты: дети закрепили обобщающее понятие «Посуда».
- оснащённость занятия : наглядные пособия ( демонстрационный материал: Кукла Маша, муляжи: торт, конфеты, сахар, пирожные, печенье, игрушечная посуда, предметы настоящей посуды, разрезные картинки «посуда», сундучок- мешочек, чайник с водой, одноразовые трубочки.).
2. Тема занятия :
- место в плане (НОД)
- степень сложности в целом и для данной группы в частности (не сложное)
3. Задачи занятия :
- образовательные, воспитательные и развивающие задачи.
Образовательные задачи: закрепить знание о посуде;
-связная речь: учить детей совместно со взрослыми составлять короткий рассказ;
-словарь и грамматика: учить правильно называть отдельные предметы посуды;
-звуковая культура речи : закреплять правильное произношение звука[c], учить определять на слух наличие и отсутствие данного звука в словах.
Развивающие задачи : - формировать представление о функции предметов посуды; знакомить с производными словами (сахар – сахарница и т. п).
- развивать речь : умение правильно отвечать на поставленные вопросы, поддерживать диалог, закреплять звукопроизношение.
Воспитывающие задачи: - воспитывать культуру поведения за столом, дружелюбие, гостеприимство.
- воспитывать интерес к игровой деятельности, прививать добрые чувства к окружающим.
4. Содержание занятия :
- соответствует задачам занятия;
- проведена дидактическая обработка, включена дидактическая игра «Посуда», «Каждый продукт в свою посуду»
- развивает творческие способности детей;
- способствовало развитию интереса к обучению; дети проявили интерес;
- способствует формированию знания о посуде, чайной, столовой, кухонной.
5. Тип занятия :
- избран комплексный тип занятия ;
- связь с предыдущими занятиями осуществлялось через общую тематику.
6. Структура занятия :
- этапы занятия : организация детей, основная часть, анализ.
- их последовательность;
- как обеспечивалась целостность занятия : через единый сюжет.
7. Методы обучения :
- соответствуют задачам занятия;
- возбудили у детей интерес, создали мотив, открыли возможность нахождения цели.
- методы обучения были эффективны.
8. Система работы педагога:
- педагог организовал работу детей;
- управлял целой группой;
-объёма учебного материала был составлен в соответствии с возрастом, не перегружая детей
- педагог на занятии был эмоциональный, характер общения демократический;
-создала благоприятный микроклимата на занятии.
9. Система работы обучающихся:
- дети на занятии были активны и организованны
- дети внимательно слушали педагога, проявляли интерес к изучаемому материалу, освоили знания и умения на занятии;
- творчески применяли знания и умения
10. Общие результаты занятия :
- запланированный объёма был выполнен;
- задач занятия были реализованы;
- общая оценка результатов и эффективности обучения (отлично);
- рекомендации (саморекомендации) по улучшению качества занятия : заранее планировать ситуацию успеха для каждого ребёнка.