Марина Лапышева
Конспект занятия по математике в старшей группе «В стране Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «В стране Математики»
Цель: Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;
Задачи:
Обучающие:
- закреплять знания о геометрических фигурах;
- закреплять умение составлять геометрические фигуры из палочек видеть их на плоскости, учить называть части, сравнивать целое и часть;
- учить узнавать в предметах геометрические фигуры, закреплять представления детей о них;
Публикация «Конспект занятия по математике в старшей группе „В стране Математики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- упражнять в решении логических задач и задач на смекалку;
- формировать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях;
- тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование.
Развивающие:
- развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитывающие:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Демонстрационный материал :
Плоскостной корабль, карта, таблички с названием улиц, иллюстрации к улицам, изображение для физкультминутки, мольберт, полоски, конверты с наборами геометрических фигур.
Раздаточный материал :
- наборы геометрических плоскостных и объемных фигур, по количеству детей.
- рабочие листы с заданиями «геометрические деревья», «геометрические дома», «геометрические качели».
- фланелеграфы и конверты с геометрическими фигурами по количеству детей.
- счётные палочки по количеству детей.
Методы и приемы: объяснение, указание, пояснение, вопросы, показ, игровой прием, поощрение, педагогическая оценка.
Образовательные области:
Познавательное развитие (ФЭМП);
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие (конструктивно-модельная деятельность);
Социализация (игровая деятельность).
Логика образовательной деятельности:
Вводная часть:
Организационный момент.
Игра-приветствие
Встало солнце давно,
Заглянуло к нам в окно.
Друзья собрались,
Друг другу улыбаемся,
В путешествие отправляемся.
(Дети подошли к кораблю).
Воспитатель: - Ребята! Это карта. Мы плывём на корабле к острову Маматика, на котором находится таинственная страна Математика. Столица страны – город Формадония.
- Ребята расскажите, что изображено на карте.
- Сколько в стране городов, рек? (Ответы детей).
Глаза закроем – скажем «Класс» - и окажемся. .
Основная часть.
Работа с иллюстрацией «Жители Формадонии»
Воспитатель: - Вот и Формадония, в этом городе есть улицы, парк, но он совсем не такой, как наш с вами. Давайте знакомиться с жителями столицы – формадонцами, посмотрите и расскажите, чем они занимаются.
- Кто и что везёт перед собой?
- Кто и что везёт за собой?
- Кто звонит по телефону и в какой руке он держит трубку?
- Кто сидит на лавочке?
- Кто вдали за рекой?
- Кто вблизи у реки?
- Ребята, жители Формадонии просят помочь им, в моделировании роботов (для оказания им помощи в умственном и физическом труде). Поможем? (Ответы детей. Да).
Воспитатель: - А сейчас жители Формадонии предлагают совершить прогулку по улицам их необыкновенного города. - Вы, согласны.
Улица «Геометрическая»
Геометрия – таинственная улица, где живут точки, прямые линии, прямоугольники, квадраты, треугольники и ещё много разных фигур. Воспитатель: - Как называются одним словом эти фигуры: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат? (Плоскостные фигуры).
- Еще есть фигуры объемные, назовите. (Куб, шар, цилиндр).
Глаза закроем – скажем «АХ» - и окажемся. .
Парк «Формадонцев»
Аллея «Геометрические деревья»
Воспитатель: - Какие необычные деревья на этом парке, под деревьями лавочки с заданиями. Присядем - посидим, и задачки все решим.
Перед вами карточки, на которых изображены деревья с кронами, похожими на геометрические фигуры.
- Сосчитайте, сколько всего деревьев на рисунке? (Пять деревьев).
- Покажите дерево, с кроной похожей на круг (овал, треугольник, прямоугольник, квадрат).
- Какое по счету дерево с круглой кроной (овальной, треугольной, прямоугольной, квадратной?
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, и мы отправляемся дальше.
Аттракцион «Качели»
Воспитатель: - В парке «Формадонии» есть волшебные качели. На качелях катаются геометрические фигуры – это формадонцы. С левой стороны качелей посадите кататься три круга. А на правую сторону посадите квадратов, на один меньше, чем кругов.
- Что можно сделать, чтобы кругов и квадратов стало поровну? (Добавить один квадрат или убрать один круг).
Динамическая пауза «Сосчитай и сделай»
А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.
Сколько точек в этом круге,
Столько раз поднимем руки.
Сколько черточек до точки,
Столько встанем на носочки.
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.
Сколько покажу кружков,
Столько выполним прыжков.
Улица «Геометрические дома»
- Рассмотрите эти необычные дома.
- Как вы думаете, в каком доме живет какая геометрическая фигура?
- Чей дом самый широкий (узкий?
- Чей дом самый высокий (низкий?
- К чьему дому ведет самая короткая дорожка? (К счётным палочкам).
- Из пяти палочек можно составить 2 равных треугольника. (Показ полосками на мольберте).
- Даниил, составь из пяти палочек 2 треугольника по-другому.
- Какая фигура получилась? (Четырёхугольник).
- Отсчитайте 5 палочек составьте треугольники двумя способами.
- А вот из семи палочек можно составить 2 равных квадрата, посмотрите как.
- Какая фигура получилась? – Если сложить 2 квадрата – четырёхугольник или прямоугольник.
- К чьему дому ведет самая длинная дорожка?
Дом «Юного конструктора»
- Поможем построить для жителей Формадонии роботов? (Ответы детей).
- Какие фигуры подойдут для сборки роботов? Это кубы, они объёмные, у них есть углы, ребра, грани. Одна грань куба – квадрат.
- Чем куб отличается от квадрата? (Квадрат плоский, куб объемный)
- Чем куб отличается от шара? (Углы есть, не может катиться).
- Какое общее свойство у куба и шара? (Они оба объемные)
- Почему из кубов удобно строить? (Не катятся, объемные).
Работа с иллюстрацией «Роботы»
Воспитатель: - Ребята, давайте рассмотрим картинку с роботами и проанализируем её.
- На какие строительные детали похожи части роботов?
- Сколько роботов изображено на картинке? Найдите двух одинаковых.
Покажите роботов, которых можно построить из данных деталей, и объясните почему. (Ответы детей).
Дети моделируют роботов из геометрических фигур, раскладывая их на фланелеграфе.
Воспитатель: Вот роботы и готовы.
Физкультминутка: Игра «Найди свой домик»
В середине круга лежат предметы разных геометрических форм (мяч, книга, платок, колесо, косынка и т. д.). Подумайте и поднимите соответствующую форму. По сигналу «Раз, два, три, игрушки в свой домик возьми!».
Дети находят и называют предметы в форме геометрических фигур. Имеют представление о геометрических фигурах, сосредоточенно действуют.
(Игра повторяется 2-3 раза)
Улица «Художественная»
- Все, кто оказывается на этой улице становится художником. Каждый из вас выбирает фигуру превращая (дорисовывая) её в какой-либо предмет и рассказывает из каких геометрических фигур он составлен.
- Молодцы, ребята! В благодарность вам за помощь жители Формандии дарят вам памятные смайлики.
- Ну что ж, нам пора возвращаться домой. Глаза закроем – скажем «АХ» - и окажемся…. Вот мы и в группе, мы ещё не раз вернёмся в таинственную страну геометрических фигур.
Подведение итогов:
Вы сегодня побывали в таинственной стране Математике, побывали в одном из её городов, где все связано с геометрическими фигурами. Все вы старались, слушали и с заданиями справились. Какие задания вам показались интересными? Какие сложными? С какими заданиями вы справились быстрее.