Валентина Буданова
«Русская народная матрёшка». Конспект занятия по лепке в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по лепке в средней группе на тему: «Русская народная матрёшка».
Подготовила: Воспитатель, первой категории Буданова Валентина Юрьевна
Цель: научить детей изображать произведение декаротивно-прикладного искусства- русскую матрёшку методом пластилинографии.
Задачи:
• расширять знания о понятии «матрёшка»;
• совершенствовать умение размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца.
• развивать зрительное и слуховое внимание: закрепить умение слышать и слушать друг друга и педагога;
• развивать речевые и познавательные способности;
• воспитывать умение лепить аккуратно;
• воспитывать любовь к народному искусству.
Планируемые результаты: дети слепили матрёшку методом пластилинографии.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, изобразительная.
Методы и приемы реализации содержания занятия: наглядные, словесные, практические: рассматривание иллюстраций, художественное слово, беседа, словесная игра, вопросы, пальчиковая игра.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Активизация словаря: ярмарка, матрёшка, народные игрушки, дымковская, расписная.
Предварительная работа:
• беседа о празднике «День Народного Единства»;
• рассматривание иллюстрации с изображением матрёшек ;
• чтение стихотворения: Некрасова «Веселые матрешки»;
• слушание музыкальных фольклорных композиций.
Материалы и оборудование: корзина, народные игрушки: дымковские, деревянные свистульки, деревянные волчки, дудочки, деревянная матрешка, атрибуты для дидактической игры «Собери матрешек», пластилин разных цветов, доски для лепки, шаблон матрешки из белого картона на каждого ребёнка.
Индивидуальная работа: вопросы в ходе занятия (___). После занятия включить пальчиковую гимнастику «Матрёшки» в индивидуальную работу с___
Ход занятия
1 часть. Вводная.
Дети находятся в группе (в центрах активности, воспитатель подзывает их к себе и предлагает встать в круг.
Воспитатель: Я на ярмарке бывала,
И игрушки выбирала,
Принесла корзинку вам,
В ней игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
(Достаёт из корзинки народные игрушки: дымковские, деревянные свистульки, деревянные волчки, дудочки).
Воспитатель предлагает сесть на стулья, расположенные в игровом центре (полукругом, чтобы рассмотреть народные игрушки.
Воспитатель: У меня осталась одна игрушка, я загадаю вам загадку, отгадав ее, вы узнаете, что спрятано в корзинке.
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются - (матрешки).
Воспитатель: Конечно, это Матрешки! - Посмотрите на них, скажите какие они? Ответы детей. (красочные, яркие, интересные, загадочные, румяные, праздничные, нарядные, гладкие, твердые).
- Ребята, из чего сделаны матрешки? Ответы детей. (Из дерева.)
- Значит они какие? Ответы детей. (Деревянная.)
- Посмотрите внимательно, но ведь дерево светлое, а матрёшки цветные, яркие. Как это получилось? Ответы детей. (Разукрасили.)
- Верно, их украшали, разрисовывали платки, сарафаны. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные.
- Во что одеты матрешки? Ответы детей. (Платок, кофту, сарафан, фартук.)
2 часть. Основная
Воспитатель: Но откуда же в России появилась Матрешка? Хотите узнать? Я расскажу, как родилась матрёшка.
Давным-давно это было. В одном царстве - государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать.
Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще.
Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то все ее звали Матрёшкой.
С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка - матрёшка.
Матрешка – желанная гостья в каждом доме.
Воспитатель: Давайте станцуем, как настоящие матрешки!
Физкультминутка «Веселые матрешки»
Мы веселые матрешки, наклоны в стороны
Ладушки, ладушки. хлопки в ладоши
На ногах у нас сапожки, выставлять ножки
Ладушки, ладушки, хлопки в ладоши
В сарафанах наших пестрых, повороты вправо, влево
Ладушки, ладушки, хлопки в ладоши
Мы похожи словно сестры, покружится
Ладушки, ладушки. хлопки в ладоши
Воспитатель: Вот какие молодцы! Как настоящие русские матрешки танцевали! А вы знаете, что находится внутри моей подружки-матрешки? Правильно, другие матрешки! Давайте посмотрим. (открывает, а внутри-пусто). Куда же пропали все матрешки? Ой, что же делать? Кажется, я придумала! У меня есть матрешки, только их нужно украсить. А украшать матрешек мы с вами будем не красками, а пластилином.
(дети садятся за столы)
Воспитатель показывает последовательность работы.
- Отщипываем маленькие кусочки пластилина от большого куска и размазываем по шаблону. Делаем платочек. Потом берем пластилин другого цвета и украшаем сарафан. Сначала нужно сделать цветок по середине его. Для этого нужно отщипнуть небольшой кусочек пластилина, скатать из него маленькую колбаску, и придавить ее к сарафану матрешки, таким образом сформировать цветок. Добавить зеленых листочков, для этого отщипнуть маленький кусочек зеленого пластилина, скатать колбаску и придавить около цветка. Стекой сделать штрихи, выделить лист. Потом отделить подставку, взять небольшой кусочек пластилина раскатать тонкий жгутик, и придавить к матрешке. Добавляем узор по низу. Скатать шарики и придавить, по верх шариков сделать шарики поменьше, тем самым сделать узор ярче.
- Вот какая матрешка получилась у меня.
Воспитатель: Перед работой обязательно нужно размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Матрешки».
Мы – красавицы матрешки, (разжимают кулачки)
Разноцветные одежки. (шевелим пальчиками)
Раз – Матрена, два – Малаша, (загибаем поочередно пальцы на правой руке)
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита – это пять (начиная с большого)
Нас нетрудно сосчитать. (разжимают кулачки 2 раза)
(В. Степанов.)
Самостоятельная работа детей за столами.
3 часть. Заключительная
Из выполненных работ предложить детям сделать выставку «Весёлая ярмарка». Воспитатель, предлагает детям ответить на вопросы: «Чья работа больше нравится? Почему? Какая работа самая аккуратная?»
Воспитатель: Посмотрите ребята, какие красивые, яркие и нарядные получились у вас матрешки, они уже улыбаются, значит, им тоже все нравится. (Рассматривание детских работ).
-Вам понравилось украшать матрешек? Ответы детей.
-Чем вы украшали матрешек? Ответы детей.
-Какими цветами? Ответы детей.
Воспитатель: Какие вы все молодцы! Все справились, были активными, внимательными и дружными! Матрешки благодарят Вас. А сейчас предлагаю Вам выполнить задание «Собери матрёшек».