МААМ-картинки

Использование растительных мотивов кузоватовской росписи в оформлении деревянных изделий

Ирина Сафонова
Использование растительных мотивов кузоватовской росписи в оформлении деревянных изделий
▼ Скачать + Заказать документы

1. Пояснительная записка….3

2. Практическая часть….10

3. Список литературы…15

4. Приложение….16

1. Пояснительная записка.

Тема исследования «Использование растительных мотивов Кузоватовской росписи в оформлении деревянных изделий».

Тема работы актуальна в необходимости изучения и сохранения традиций народного промысла Ульяновсой области.

Цель: создание творческого проекта «Кузоватовские букеты».

Задача:

- изучить особенности живописной техники, истории зарождении Кузоватовского промысла.

Публикация «Использование растительных мотивов кузоватовской росписи в оформлении деревянных изделий» размещена в разделах

-овладеть техникой Кузоватовской росписи, изучить мотивы Кузоватовской росписи.

- определить этапы работы по созданию проектной работы.

- оформить творческую работу.

- подготовиться к защите.

- защитить проектную работу.

История становления и развития предприятия.

Кузоватовсий промысел начинается с кустарного производства. Первые приказы за 1939 год подписаны директором Суховым С. И, называлось предприятие –Кузоватовский райпромпищекомбинат. В его состав входили сельские мельницы, в частности в селах Лесном Матюнино, Еделево, Хвостихе, Никольском, Ананьино (в настоящее время Барышского района). Там работали заведующий, сторож, скотник по уходу за подсобным хозяйством. [1;200с]

С 1940 года предприятие стало называться промкомбинатом, начался прием рабочих на дроволесозаготовки, в цехах безалкогольных напитков, изготовления штукатурной дранки, колесный, кузнечный, валяльный, кожевенный, столярный, парикмахерский, закройный (портные, швеи с условиями работы на дому) в В. -Свияжске, Коромысловке, Трубетчино, Студенце, Хвостихе, Смольково, Кивати, Никольском, Баевке.

С началом Великой Отечественной войны промкомбинат получает спецзадание. «На оснавании решения особого заседания исполкома райсовета депутатов трудящихся от 11 октября 1941 года по выполнению спецзаданий по Кузоватовскому РПК, отметившего недопустимые темпы выполнения спецзадания, особенно саней иваленок, предупредившего о дальнейшей ответственности за срыв спецзадания, а поэтому приказываю: спустить план заданий по саням, валенкам, белью и другими изделиями и, несмотря ни на какие объективные причины, выполнить. Вместе с этим предупреждаю заведующих цехами т. Солодова и Кандрашкина, что за срыв данного задания виновные будут привлекаться к судебной ответственности по законам военного времени. Данный приказ вручить зав. цехами под расписку» (приказ №124 по райпромкомбинату от 13 октября 1941 года).

Во время войны для нужд Красной Армии на промкомбинате изготавливали сани, колеса, деревянные снеговые лопаты, шорные изделия, валенки, шили шинели, пилотки нижние белье для солдат.

С 1 апреля 1942 года на основании решения облсовета депутатов трудящихся от 30 марта 1942 года №17/7 райпищекомбинат выделяется из райпромкомбината.

В октябре 1942 года происходит упорядочение цехов:

- Ст. Кузоватово – пошивочный, сапожный, шорно-седельный, валяльный, обозоремонтный, столярно-мебельный, кузнечный и ложкарный – заведующий цехами Солодов Петр Матвеевич;

- С. Кивать – обозоремонтный, лесохимический и дроволесозаготовки, кирпичный завод- заведующий цехами т. Манин Егор Герасимович.

После освобождения города Сталинграда от фашистских захватчиков для восстановления были командированы трое рабочих- плотников. Работников промбыт комбината также посылали в колхозы и совхозы района для оказания помощи во время посевных и уборочных кампаний. [5;184с]

В послевоенные годы составляющими промкомбината являлись:

- Цеха на ст. Кузоватово – столярно-мебельный, обозоремонтный, валяльный, пошивочный, сапожный, шорон-седельный, столярный, кузнечный, ложкарный, бытового обслуживания –парикмахерская, фотография, часовая мастерская;

- Студенецкий сельпромкомбинат – валяльный, швейный;

- Киватский – кирпичный, валяльный, обозостроительный, швейный цеха;

- Никольские сапожный и пошивочный цех;

- Смольковские сапожный и пошивочный цех;

- Коромысловские валяльный и кожевенный цех.

В 1949 году в селе Смольково сапожный цех был закрыт из-за нерентабельности, мастеров-сапожников перевели в сапожный цех на станцию Кузоватово

С 1 января 1950 года валяльный цех в с. Коромысловке закрыли, а мастеров-валяльщиков перевели в валяльных цех на ст. Кузоватово.

Очень строго соблюдалась дисциплина на предприятии, особенно в цехах на станции Кузоватово, если было одно опоздание влекло за собой привлечение к судебной ответственности.

С января 1950 года в целях наведения контроля в цехах по бытовому обслуживанию населения вводятся прейскуранты по взиманию платы за услуги, квитанционные книжки.

С ноября 1951 года на основании решения Совета Министров РСФСР на предприятии рабочим выдают расчетные книжки.

В 1957 году деревообрабатывающий цех производил : кадки, бочата, клепки бочковые сухотарные и заливные, колеса, лопаты деревянные, оконные переплеты, двери филенчатые, сани-дровни, сани розвальни, дуги, топорища.

С декабря 1960 года райпромкомбинат начинает производство кухонной и мягкой мебели.

В целях усиления сохранности товарно-материальных ценностей с января на предприятии вводится пропускная система.

В 1969 году было проведено техническое перевооружение предприятия, в большом объеме стали выпускать сувенирные изделия : туески, вазы, наборы, ложки, половники и другие.

После окончания Московского художественно-промышленного училища им. М. И. Калинина Юшина Сергея Александровича зачисляют на должность художника с июня 1966 года (приказ №93 от 26 декабря 1966г.)

В октябре 1967 года на промбыткомбинате с целью улучшения ассортимента выпускаемых сувенирных изделий создается художественный совет в составе: Кузьмин Михаил Николаевич, Емелина Зинаида Казминична, Сорокин Анатолий Семенович, Сорокин Александр Семенович, Щедрин Алексей Михайлович, Гуценко Леонид Иванович, Шило Иван Леонтьевич, Юшин Сергей Александрович.

В 1967 году комбинат изготавливал садовые домики.

На основании постановления ВЦСПС от 12 июля 1967 года полировщикам и лакировщикам сувенирного цеха выдают 0,5 литра молока на одного работника (приказ №73 от 30 ноября 1967 года).

В 1969 году на конкурсе к 100 летию со дня рождения В. И. Ленина были отмечены сувениры из оргстекла художника Юшкина Сергея Александровича и за серию изделий из дерева художник Гуценко Леонид Иванович.

15 ноября 1973 года на выставке-продаже в Ульяновске проданы изделия Кузоватовского промбыткомбината для экспортной поставки. Был организован участок по изготовлению изделий экспортной поставки.

В 1981 году Кузоватовский промбыткомбинат поставляет сувениры из дерева на экспорт и в магазин «Березка», на общую сумму 25 тысяч рублей.

Кузоватовская роспись.

Рабочий поселок Кузоватово-это место, где долгие годы жил талантливый резчик по дереву Семен Петрович Сорокин. Дом Сорокина, богато украшенный резьбой, представлял собой произведение прикладного искусства. К сожалению, новые хозяева дома не сохранили резные украшения. Но сохранилось в р. п. Кузоватово дело, начатое Семеном Петровичем Сорокиным. [4; 224с]

С. П. Сорокин увлекался украшением деревянных изделий резьбой, а в частности украшал резьбой посуду. Изделия получились очень красивыми, рельефными. Для того чтобы изделия стали более разнообразными, красочными С. П. Сорокин решил дополнить резьбу росписью в виде окантовок. У него появилось много последователей. [3;64 с]

С 1ё936 года в поселке действует «Промбыткомбинат». В начале это было небольшое предприятие, выпускающее колеса, бочки, лопаты.

В 1966 году открылся сувенирный цех. Изготавливаемая продукция отправлялась во многие области нашей страны. Было создано несколько образцов, которые утверждены в Ульяновске, а затем пущены в массовое производство. [2;72 с]

Затем изделия проходит несколько этапов:

1. Точка.

2. Сушилка.

3. Шлифовка.

4. Отделка.

5. Морение.

6. Лакировка.

7. Резьба или роспись.

Расписывать изделия стали позже, спустя 10-15 лет.

«Сначала изделия расписывали несложными элементами: цветами, ягодами, травкой, простыми по технике, использовались такие технические приемы как примакивание, тычок, легко-нажим-легко. [Приложение 1]

Про Кузоватовскую роспись можно сказать, что это собирательная роспись. Мастера-художники долго искали свой особый стиль. В ранних кузоватовских изделий можно встретить хохломские и городецкие мотивы. Но нужно было что-то свое, что могло бы составить конкуренцию на рынке»,-рассказывала Башаева Антонина Степановна (мастер цеха).

Чтобы народ не забыл корни своей Родины, нужно с самого раннего детства начинать приобщение к культуре родного края.

В младшем дошкольном возрасте дети на занятиях по изобразительной деятельности знакомятся с росписью, рассматривают изделия народного промысла. Педагог рассказывает детям историю кузоватовской росписи.

В среднем дошкольном возрасте педагог знакомит детей с мотивами изображений, цветавой гаммой; учить набирать на кисть краску (прием «а-ля прима»).

В старшем дошкольном возрасте дети учатся составлять композицию из цветов (ромашки, бутоны, колокольчики, розы, листьев и усиков на шаблоне, соблюдая технологию кузоватовской росписи (адаптивный вариант выполнения росписи темперой или гуашью).

2. Практическая часть.

Вся выставка объединена одной темаой «Кузоватовские букеты».

- «Бархатные маки».

- «Алая рябина».

- «Розовая сказка».

1 Проектная работа «Бархатные маки».

Красные маки радость несут,

Мне улыбаются нежно.

В поле зеленом рассветный уют,

Жизнь, как и небо – безбрежно!

Автор: Татьяна Дюльгер.

«Бархатные маки»

Композиция букета. Добавление травки.

Размер расписной доски 45*30. Материалом беру расписную разделочную доску. Основной прием росписи «А-ля-прима»- мазок на одну сторону. Для рисования применяю широкую кисть, одновременно используя два цвета (красный и желтый).

Этапы:

-Эскиз.

- Подготовка основы (лачанье).

- Композиционное решение букета. Определение места цветов и листьев.

- Пестрение.

- Добавление травки, завитками, травинок.

- Работа с мелкими декоративными элементами (цветы).

- Рамка.

2 Проектная работа «Алая рябина».

У рябинушки ладошки

Зацелованы дождями.

Ягод пламенная крошка

На ветвях и под ногами.

У рябинушки дорожка.

Кто пройдет- спасибо скажет.

За тепло и нрав хороший.

«Алая рябина» Автор: Марина Борина Малхас

Композиция букета. Добавление травки.

Размер расписной доски 45*30. Материалом беру расписную разделочную доску. Основной прием росписи «А-ля-прима»- мазок с прокручиванием кисти в одну сторону. Для рисования применяю обычную кисть, одновременно используя два цвета (красный и желтый).

Этапы:

-Эскиз.

- Подготовка основы (лачанье).

- Композиционное решение букета. Определение места грозди рябины и листьев.

- Пестрение.

- Добавление травки, завитками, травинок.

- Работа с мелкими декоративными элементами.

- Рамка.

3 Проектная работа «Розовая сказка».

Роза – символ совершенства,

Мудрости и чистоты.

Признано ее главенство,

Средь цветочной пестроты.

В лепестках хранит царица,

Тайну нежности, любви.

Каждый может насладиться,

Эталоном красоты.

Роз букет – очарованье,

Дарит символ каждый цвет:

Красный – путь к любви, признанье,

Белый – чистоты завет.

Автор: Людмила Поцепун Композиция букета. Добавление травки.

Размер расписной доски 45*30. Материалом беру расписную разделочную доску. Основной прием росписи «А-ля-прима»- мазок на одну сторону. Для рисования применяю широкую кисть, одновременно используя два цвета (красный и желтый).

Этапы:

-Эскиз.

- Подготовка основы (лачанье).

- Композиционное решение букета. Определение места цветов и листьев.

- Пестрение.

- Добавление травки, завитками, травинок.

- Работа с мелкими декоративными элементами (цветы).

- Рамка.

Заключительная часть.

Декоративное искусство знакомит с традициями своего края. Учит воспитывать любовь к творчеству народных умельцев.

Цель творческого проекта достигнута.

Поставленные задачи по изучению особенностей живописной техники кузоватовского промысла; овладение техникой; этапы работы по созданию проектной работы; оформление творческой работы; подготовка к защите выполнила.

Кузоватовскую роспись можно использовать на занятиях по декоративному рисованию, для консультации на родительских собраний.

3. Список литературы.

1. Арбат, Ю. А. Pусская народная роспись по дереву [Текст] : новые находки, систематизация, современное состояние / Арбат Юрий Андреевич. — М. : Изобраз. искусство, 2010. — 200 с. : ил.

2. Бадаев, В. С. Русская кистевая роспись [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / Вячеслав Семенович Бадаев. - М. : Владос, - 2012. - 72с.

3. Баталова, И. К. Pоспись по дереву [Текст] : 12 эксклюзивных проектов / Баталова И. К. ; И. К. Баталова. — М. : Эксмо, 2007. — 64с.

4. Величко, Н. К. Роспись : Техники. Приемы. Изделия [Текст] / Н. К. Величко. – М: АСТ-Пресс, 2016. - 224с. : ил. - (Золотая библиотека увлечений).

5. Жегалова, С. К. /[Текст] : Русская народная живопись. — М. : Просвещение, 1984, - 184 стр.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Аппликация из вязаных мотивов»Мастер-класс «Аппликация из вязаных мотивов» Ирина Баринова Мастер - класс "Аппликация из вязаных мотивов" Аппликация - от лат. applicatio - прикладывание. Она появилась очень давно.

Пластилинография с использованием макаронных изделий «Майская сирень»Пластилинография с использованием макаронных изделий «Майская сирень» Здравствуйте уважаемые коллеги. Хочу вам представить нашу работу,выполненную с помощью пластилинографии под названием"Майская сирень".Когда.

«Посуда и не только». Выставка хохломских изделий. Образовательная среда«Посуда и не только». Выставка хохломских изделий. Образовательная среда «Посуда и не только». Выставка хохломских изделий. Образовательная среда. Золотая хохлома – это не только традиционный художественный промысел,.

Использование баннеров в оформлении ДОУИспользование баннеров в оформлении ДОУ Хочется поделиться опытом оформления ДОУ. Оформляя музыкальный зал к утренникам не всегда есть художники среди сотрудников ДОУ и мы испытываем.

Использование бросового материала в оформлении интерьера уличной беседкиИспользование бросового материала в оформлении интерьера уличной беседки Бросовый материал даёт огромные возможности для осуществления фантазий. Это доступный материал, который всегда находится под рукой. Предлагаю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование растительных мотивов кузоватовской росписи в оформлении деревянных изделий
Опубликовано: 9 октября 2024 в 19:09
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование растительных мотивов кузоватовской росписи в оформлении деревянных изделий» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Сафонова (УИ 2536573) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД