Галина Прозорова
Конспект занятия по рисованию по мотивам полховско-майданской росписи в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по изобразительной деятельности
для детей подготовительной к школе группы
на тему «Росписных дел мастера»
Разработал:
Воспитатель
Прозорова Г. Ю.
Санкт-Петербург
2024
Программное содержание:
1. Продолжать знакомить с росписью Полхов-Майдан, узнавать ее и выделять характерные особенности (цветы, веточки, листья желтого, красного, зеленого цвета) и отличать от росписи Гжель, Дымково, Городец, Хохлома, используя наглядный материал на магнитной доске, «пособие-круг».
2. Развивать умения создавать узоры росписи Полхов-Майдан на деревянной поверхности при рассматривании готовых образцов).
3. Продолжать учить делать набросок простым карандашом, применяя алгоритм создания росписи (небольшой круг – центр цветка; большой круг – лепестки; узор сердцевины-спираль, ажур,бутон; листочки – один край ровная дуга, другой – волнистая линия; обводка контура черным цветом, используя пальчиковую гимнастику.
4. Развивать у детей чувство формы, цвета, пропорций в процессе декоративного творчества, используя игру «Чудесный мешочек», используя рассматривание образцов росписи, планирование выполнения работы, правила работы с красками.
5. Воспитывать интерес к занятиям по изобразительной деятельности, используя игры, упражнение-забаву «Гости едут», картинки-смайлики.
Оборудование и материалы:
Картинки с предметами народного прикладного искусства «Полхов - майданской росписи», магнитная доска, «пособие-круг»; простые карандаши, гуашь, стаканчики с водой, кисти, подставки под кисти, салфетки, клеенчатые салфетки; музыкальный центр; смайлики.
Ход занятия:
Деятельность педагога Деятельность детей
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей
Дети заходят в группу, приветствуют гостей:
Упражнение забава «Гости едут…» 1 часть.
Воспитатель:
-Ребята,а у меня для вас сюрприз….
Воспитатель предлагает дидактическую игру «Чудесный мешочек».
-В нем находятся предметы.
Правила игры: нужно опустить руку в мешочек и сказать, какой формы эти предметы и определить, какого размера эти предметы?
-Сосчитай сколько в мешочке предметов?
-А кто может определить, из какого материала они сделаны?
А теперь посмотрим, правильно ли вы смогли все определить?
Воспитатель достает и показывает детям.
Да действительно, все верно. Молодцы!
Дети входят в группу, останавливаются в полукруге, здороваются с гостями.
Всегда открыты наши двери
Для уважаемых гостей.
Мы к вам относимся с доверьем
И вы в кругу своих друзей!
Мы рады гостям, как добрым вестям!
Все привечаем, утра доброго желаем!
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Воспитатель:
-Сегодня мы с вами будем рисовать на новой для нас поверхности, будем заниматься росписью по дереву. Займите свои места…
А всем ли хватит этих круглых заготовок? А Как же нам быть -O-
Воспитатель предлагает детям опустить правую руку в нишу стола и поискать там сюрприз.
У всех теперь есть круглые заготовки для росписи?
-А вот теперь у меня для вас еще один сюрприз. Но какой, скажу,если вы ответите на мои вопросы.
-С какими народными промыслами, какой росписью мы уже с вами встречались?
Воспитатель использует круг-пособие, в открытом окне которого появляется изображение росписи (гжель, дымка, хохлома, Полхов-Майдан).
Воспитатель:
-Постарайтесь вспомнить, как называется эта русская народная роспись? Чем отличается узор от орнамента?
-Посмотрите у вас на столах под клеенчатой салфеткой лежат образцы элементов росписи как вы думаете, к какой росписи они относятся?
-Все верно, молодцы! А как вы узнали эту роспись?
-И сегодня мы с вами продолжим заниматься росписью Полхов-Майдана.
Про изделия Полхов-Майдана, сделанные из дерева, говорили: «Не бьется, не ломается, а кто купит – удивляется».
-Воспитатель предлагает посмотреть на магнитной доске рисунки, на которых изображены такие изделия
Воспитатель:
-Какие цвета встречаются чаще всего? (Желтый,
-это теплые или холодные цвета?
-В какой еще знакомой вам росписи используют эти краски?
-А может кто-нибудь скажет,в какой росписи используют краски холодных тонов?
- Какие узоры рисуются в Полхов Майданской росписи?
-Я предлагаю попробовать себя в роли мастеров Полхова – Майдана и расписать дощечку.
Воспитатель предлагает рассмотреть образец дощечки.
- У вас на рабочих столах лежат заготовки дощечек - ваша задача украсить её мотивами Полхов - майданской росписи.
-Но прежде давайте разогреем наши руки:
-Стало тепло вашим рукам?
-Так мы подготовили руки к работе.
Воспитатель предлагает вспомнить правила работы с красками.
1. Как правильно нужно сидеть за столомю
2. Как правильно пользоваться кисточкой?
Воспитатель:
Напоминаю, что узор должен быть крупным, ярким.
Воспитатель включает русскую народную музыку (фон)
Воспитатель напоминает последовательность выполнения работы:
-Найдите центр, нарисуйте простым карандашом небольшой круг, это будет центр вашего цветка.
-Затем нанесите большой круг – помощник, очень тонкой линией.
-Кто может сказать, зачем он нам?
-Теперь нарисуйте лепестки цветка и выберите вариант узора сердцевины (спираль, ажур,
бутон)
-Нарисуйте листочки. Помните, что они в Полхов-Майданской росписи особенные –один край ровная дуга, другая волнистая линия.
-Обведите контур узора черным маркером.
-Тик так, тик так – то часики стучат отдохнуть нам всем велят.
Воспитатель предлагает отдохнуть на физминутке «Бьют часы на башне»
Воспитатель предлагает приступать к росписи красками: начнем рисовать желтой краской. Сначала надо раскрасить центр (сердцевину, затем внешний круг желтым цветом.
-Кто закончил, приступает к росписи цветка, затем листьев.
Воспитатель предлагает заканчивать роспись и положить работы на отдельный стол.
Дети рассаживаются за столы
Ответы детей: узор-это рисунок, в котором краски и линии создают изображение. Создать узор может не только человек, но и природа.
Орнамент-это узор, в котором ритмично повторяются элементы. Орнамент используют для украшения предметов, одежды, построек.
Ответы детей: с росписью по дереву