Людмила Киреева
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Роспись игрушки дымковским узором»
Тема: Роспись игрушки дымковским узором.
Воспитатель:Киреева Людмила.
Программное содержание: Продолжать учить детей расписывать узором по дымковским мотивам объемные игрушки, используя разные элементы дымковской росписи. Развивать эстетическое восприятие, творческие способности детей. Продолжать совершенствовать технику выполнения дымковского узора. Воспитывать любовь к народным промыслам.
Публикация «Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе „Роспись игрушки дымковским узором“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Орнамент и узоры. Рисование
- Старшая группа
- Узоры, орнаменты. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Оборудование: На стене - картина зимнего пейзажа (старинные избы, из труб идет дым, на переднем плане - березка в зимнем наряде); дымковские игрушки : индюк, водоноска, барыня и др. ; Для каждого ребенка: игрушка лошадка, вылепленная из глины (или из теста, гуашь, кисти, тычки, салфетки, баночки с водой.
ХОД ЗАНЯТИЯ : Воспитатель обращает внимание детей на дымковские игрушки. Воспитатель: -Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришли игрушки. Вы угадали их? Дети: -Да, это дымковские игрушки. Воспитатель: -Почему вы так думаете? Дети: - Потому что они сделаны из глины и расписаны дымковским узором; их делают в деревне Дымково; Воспитатель: - Правильно. Сейчас я вам немого расскажу о деревне Дымково, где мастера создают такие замечательные игрушки. (Чтение стихотворения и рассматривание картины и игрушек).
Весёлая Дымка
Много сказочных мест у России,
Городов у России не счесть,
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
Возле Вятки самой Дымково-посёлок,
Окаймлён лесами уголок весёлый.
Лет ему за двести,
Триста ль миновало?
Собирались вместе мужики, бывало.
А управясь дома, бабы приходили,
С удалью знакомой пляски заводили.
Праздник отмечали –
Пели, не скучали…
Как-то вятичи-дружки
Сели в праздник у реки.
Под руками глина –
Слой на три аршина.
Стали шарики катать,
Как снежки, бывало…
Глину щупать, глину мять –
Жирная, как сало!
В Дымкове, за Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Труженицы славные живут.
Кто-то сделал индюка –
Распушённые бока,
У кого-то глина стала вдруг павлином.
Кто-то вылепил синицу –
Сразу стало веселей.
Мастера и мастерицы
Живут в Дымкове – селе!
Казалось бы, простой узор, Но отвести не в силах взор! И пошла о Дымке слава, Заслужив на это право, Гово В селе рождались чудо-сказки. Вечера зимою длинны И лепили там из глины Все игрушки не простые, А волшебно-расписные. Белоснежны, как березки, Кружочки, клеточки, полоски. О древней дымковской игрушке Поведем сейчас рассказ. (Показ дымковской игрушки индюка)
Индюк.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок,
А высокий гребёшок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
И напыщен, горделив,
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная – индюк!
. (Показ игрушки водоноски). –
Водоноска.
За студёною водицей
Водоноска – молодица
Как лебёдушка плывёт.
Вёдра красные несёт
На коромысле не спеша
Посмотри, как хороша
Эта девица – краса,
Туга чёрная коса,
Щёки алые горят
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Как лебёдушка плывёт
Песню тихую поёт.
(Показ игрушки барана)
А вот баран. Бока крутые,
Рога золотые, Копытца с оборкой,
На спине – Егорка. (Показ игрушки коня!
Что за конь! Только тронь!
Со всадником вместе
Ускачет верст на двести!
Воспитатель: - Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами? Дети: - Да! Воспитатель: - Сегодня мы с вами будем расписывать игрушки, которые вылепили из теста. Но сначала давайте вспомним, какие краски используют мастера при росписи дымковских игрушек? Дети: - Красный, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый. Воспитатель: - Какие элементы входят в дымковский узор? Дети: -Полоски, клеточки, волнистые линии, круги, колечки, точки. Воспитатель обращает внимание детей на то, что и цвета, и элементы узора сочетаются друг с другом и повторяются в определенной последовательности. Воспитатель: -А сейчас я приглашаю всех в нашу художественную мастерскую, где вас ждут игрушки. Сегодня мы будем расписывать дымковскую лошадку. Каждую дымковскую игрушку лепит и расписывает мастер по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Сегодня вы изобразите каждый свою лошадку по своему желанию. Я предлагаю подумать немного о том, каким узором вы распишете свою игрушку. (Дает детям возможность обдумать предстоящую работу). Подумали, а теперь приступайте к рисованию: плоски и точки мы рисуем кончиком кисти, круги делаем тычками. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку. Когда работы будут выполнены, предложить детям оставить их на столах, чтобы просохли, и исполнить частушки.
(Музыкальная пуза). 1. Наши руки крендельком, Щеки будто яблоки. С нами издавна знаком Весь Народ на ярмарке
. 2. Дымковские барыни Всех на свете краше, А гусары баловни - Кавалеры наши.
3. Мы игрушки расписные - Хохотушки вятские, Щеголихи слободские, Кумушки посадские.
4. С лентами, да с бантами, Да под ручку с франтами Мы гуляем парами, Проплываем павами.
5. Мы игрушки знатные, Складные, да ладные. Мы повсюду славимся, Мы и вам понравимся.
Анализ работ: Воспитатель: - Ребята, посмотрите на своих лошадок. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какая лошадка вам больше всего понравилась? Расскажи, чем тебе понравилась работа. (Ответы 2-3 детей). Воспитатель: - Молодцы, ребята. Сегодня на занятии мы еще раз встретились с дымковскими игрушками, побывали дымковскими мастерами и, вы очень хорошо справились с этой работой.