Марина Селиверстова
Конспект занятия «Путешествие в мир народных промыслов» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по изобразительной деятельности и
ознакомлению с окружающим миром
Тема. Народное искусство.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные промыслы. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
«Путешествие в мир народных промыслов»
Цель: развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народного орнамента.
Интеграция образовательных областей:
Художественно – эстетическая.
Социально – коммуникативная.
Познание.
Развитие речи.
Физическая культура.
Задачи:
Образовательные.
- Учить различать и называть знакомые народные промыслы России : «Дымка», «Городец», «Хохлома», «Гжель» и их характерные особенности.
- Закреплять знания детей об истории возникновения народных промыслов.
- Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для промысла элементы и цветовую гамму.
- Формировать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.
Развивающие.
- Развивать у детей познавательный интерес.
- Развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Воспитательные.
- Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству.
- Воспитывать любовь к народным традициям.
Оборудование и материалы:
Изделия народных промыслов (дымковская игрушка, разделочная доска с городецкой росписью, гжель, посуда - хохлома, готовые образцы рисунков).
Раздаточный: краски: белая, синяя, кисти, салфетки, непроливайки, палитры, трафареты (кувшины).
Предварительная работа:
Знакомство с изделиями народных промыслов («Дымка», «Хохлома», «Городец», «Гжель»). Рассматривание и рисование элементов росписей. Разучивание народных игр и стихотворений о народных промыслах. Беседы.
Словарная работа: промысел, роспись, узор, «Гжель».
Ход занятия:
Организационный момент. Воспитатель, вместе с детьми входит в зал.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей. Поздороваемся с ними и подарим им свое хорошее настроение. (Дети встают в круг и берутся за руки).
«Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
Доброе утро всем нам -
Добрым, хорошим друзьям».
- Ребята! Я предлагаю вам отправиться в сказку, в которой нас ждет много интересного, мы окажемся в чудесных местах. Но чтобы нам оказаться в сказке, вам нужно сначала послушать её.
Воспитатель читает сказку под музыку.
- Жила-была в одном селе девушка, и звали ее – Марья Искусница. И такая она была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду разными узорами расписывать умела - залюбуешься. Прослышал о Марье Искуснице Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес! А Марья Искусница превратилась в Жар-птицу и улетела от Кощея Бессмертного и стала ронять свои разноцветные перышки, на память о себе. Куда упало красивое перышко, там и появились новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир. А, теперь закроем глаза. И упало одно перо в чудесное место и назвали его село Дымково. Откройте глаза.
- Ребята, вы слышали, когда – нибудь о дымковских мастерах? Чем они занимались?
Дети: - Да. Они лепили из глины игрушки и расписывали их.
Воспитатель: - У меня на столе находятся разные изделия. Кто мне покажет, где здесь дымковские игрушки?
Дети подходят и показывают игрушку.
Воспитатель: - Какие цвета красок использовали дымковские мастера для создания узоров? (синюю, красную, желтую, зеленую)
- А, какие элементы узора использовались при росписи игрушек? (Кольца, круги, точки, прямые и волнистые линии, мазки).
Воспитатель: - Закрываем глаза и перемещаемся в Нижегородскую область, в деревню с название Хохлома. Открываем глаза.
Воспитатель: - Покажите изделия, расписанные хохломой. (Дети подходят к столу и показывают на изделия.) А какие элементы хохломской росписи вы видите? ( Разные ягоды: смородина, клубника, гроздья рябины, травка, завитки, листья, цветы).
Воспитатель: - Что отличает эти изделия от других?
Дети: - Они сделаны из дерева.
Воспитатель: - Какими цветами красок они расписаны? (золотой, красной, черной, зеленой). Молодцы!
Воспитатель: - А теперь снова закрываем глаза и перемещаемся в древний русский город Городец. Открываем глаза. Расположен он на берегу реки Волги. Кто покажет нам изделия с городецкой росписью? Какими цветами красок они расписаны? Из каких элементов состоит узор?
Воспитатель: - Что отличает изделия с хохломской и городецкой росписью от изделий с дымковской росписью?
Дети: - Хохломские и городецкие изделия сделаны из дерева, а дымковские изделия сделаны из глины.
Воспитатель: - Да, много появилось умельцев и мастеров на Руси. Радовали они своими изделиями свой народ. Да не по нраву было это Кощею Бессмертному. Собрал он ветра буйные со всего белого света и напустил их на те места чудесные. Поломали ветра творения мастеров, разбили их на мелкие осколки. Давайте поможем мастерам, сложим изделия.
Дети делятся на три команды по столам и собирают разрезанные на части тарелочки «Хохлома», «Городец», «Дымка».
Воспитатель: - Какая роспись и почему именно эта?
Ответы детей.
Воспитатель – Закроем глаза. Ой, ребята, а сейчас мы куда попали? И сюда Жар - птица свое перо уронила. Но почему же все вокруг сине – голубого цвета. А, где мы, вы узнаете, отгадав загадку.
(Ева читает загадку)
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Воспитатель: - Как называется эта роспись? (Гжель) (Выходит Даша и читает стихи)
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели.
Воспитатель: - Да, действительно, сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее, реки и озера голубые- голубые и красивые васильковые поля. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Покажите нам предмет с гжельской росписью? (Дети показывают)
Воспитатель: - Что же мастера рисовали на посуде, чтобы она получилась такой чудесной?
Дети:- Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек.
Воспитатель: - С чего начинали расписывать узор? ( с крупных деталей: лепестков, стебля, листьев, бутона) А что рисовали потом? (край) Что нужно сделать чтобы получить голубой цвет? ( смешать краски: белую и синюю).
Воспитатель: - Ребята, давайте составим узор на кувшине. (Упражнение «Выложи узор» Дети по одному выходят к трафарету и выкладывают на нем узор из готовых элементов. Показывают и рассказывают, что расположено в центре, по краям.)
Воспитатель: - А, теперь я предлагаю превратиться в народных мастеров и расписать кувшин элементами гжельской росписи.
Но прежде чем начать работу мы с вами потренируем пальчики.
Физминутка:
Наши синие цветки – руки подняты вверх, пальцы собраны в кулаки
Распускают лепестки - медленно разгибаем пальцы из кулачков.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет - покачиваем кистями рук вправо- влево.
Наши синие цветки, закрывают лепестки - медленно сжимаем пальцы в кулачки.
Головой качают, тихо засыпают - покачивание кулачками вперед- назад.
Воспитатель: - Мастера, вы можете приступать к работе.
Самостоятельная работа под спокойную музыку.
В процессе работы даю советы, пояснения, частичный показ. В завершение детских работ оформляется выставка.
Рефлексия.
Воспитатель: - Какие красочные и яркие получились у вас изделия. У русских людей есть поговорка: «Умелец да рука делец, себе и людям радость приносит».
- А теперь снова закроем глаза и вернемся из сказки в детский сад. Ребята, где мы были? Что было для вас интересным, трудным?
- Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное - вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи! Молодцы, мастера- умельцы!