Людмила Семиколенных
Конспект занятия по исследовательской деятельности «Полёт ракеты в космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по исследовательской деятельности
Образовательная область «Познание»
Тема: Полет ракеты в космос.
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Дать детям представление о принципе работы ракеты;
Публикация «Конспект занятия по исследовательской деятельности „Полёт ракеты в космос“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Ракеты и космические корабли
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Предварительная работа: Непосредственная образовательная деятельность в рамках проекта «Сочи 2014»
Словарная работа: иллюминатор, реактивный двигатель.
Демонстрационный материал: проектор, (фильм вырезка из программы новости, видеофильм «Вид земли из космоса») материалы для опытов.
Раздаточный материал: воздушный шары, геометрические фигуры из цветного картона, ножницы, клей, влажные салфетки.
Задачи:
Интеграция с образовательными областями:
Образовательная область задачи
Познание: Формировать положительное отношение к занятиям исследовательской деятельностью; Активизировать мышление детей, закрепление знаний об окружающем.
Безопасность: Формировать навыки безопасного поведения при проведении опытов.
Коммуникация: Поощрять речевую активность детей в процессе образовательной деятельности, обогащать словарный запас, развивать свободное общение с взрослыми и детьми.
Социализация: Создать педагогические ситуации и поощрять проявления смелости, находчивости, выдержки.
Художественное творчество: Развивать воображение, формировать эстетический вкус.
Труд: Формировать навыки самообслуживания.
Предварительная работа:
Материал:
- Какое знаменательное событие скоро произойдет в нашей стране? (Олимпиада)
- Какие олимпийские символы вы знаете? (ответы детей)
- Факел с олимпийским огнем российские спортсмены пронесли по всем городам нашей страны. Он побывал на дне самого глубокого озера Байкал, и его подняли высоко в космос. Это событие показывали в программе «Новости», и отрывок этой программы я предлагаю вам посмотреть. (просмотр эпизода программы «Новости» «Олимпийский факел в космосе»)
- Почему факел в космосе не горел? (ответы детей)
- Сейчас мы с вами станем учеными-исследователями и проведем эксперимент.
Опыт со свечкой.
Воспитатель: Свечка будет нашим предполагаемым факелом.
- Как вы думаете, что это за запрещающий знак? (Детям нельзя пользоваться спичками)
- А мне вы разрешите зажечь свечку?
- Сейчас я ее закрою банкой. Что же произошло со свечкой? (Она потухла)
- Почему она потухла? (в банке нет кислорода)
- То же самое произошло и с факелом в космосе?
- Уважаемые исследователи, на каком виде транспорта подняли факел в космос? (на ракете)
- Почему не на автомобиле? (ответы детей)
- Почему не на самолете? (ответы детей)
Уважаемые исследователи, наша Земля очень сильная, и все к себе притягивает, и никуда от себя не отпускает. Эта сила Земли называется силой тяготения. Давайте проверим, действует ли эта сила на самом деле? Попробуем подпрыгнуть и задержаться хотя бы на минуту в воздухе. Получилось ли это у вас? Может быть вы тяжелые? Давайте возьмем бумажные полоски, поднимем и отпустим их.
- Что с ними произошло? (ответы детей)
- Даже такие легкие предметы, как полоски бумаги, притягиваются к Земле.
- Какая же сила их притягивает? (сила тяготения)
- Чтобы преодолеть силу тяготения, нужно иметь очень большую скорость. Такую скорость имеет только ракета.
Воспитатель: У нее особый двигатель – реактивный. (показ слайда «Строение ракеты») Уважаемые исследователи, я предлагаю вам познакомиться с работой реактивного двигателя. Перед стартом баки ракеты загружают горючим. По команде «зажигание» горючее вспыхивает и начинает гореть, превращаясь в раскаленный газ. Газ движется по узкому отверстию к днищу ракеты. В дне у ракеты дырка. Называется сопло. Из этого сопла газы вырываются сильной струёй. Струя бьёт в одну сторону — ракета летит в противоположную сторону.
- Я предлагаю вам посмотреть на запуск ракеты.
Опыт «Запуск ракеты в космос».
- Нальем в бутылку воду и смешаем с лимонным соком.
- Завернем пищевую соду в кусочек бумажной салфетки и свяжем для прочности ниткой.
- Бросим пакетик с содой в бутылку и заткнем ее пробкой-ракетой, но не слишком сильно.
- С громким хлопком ракета взлетает в воздух.
- В каком направлении летела ракета? (в вертикальном)
Воспитатель: Я предлагаю вам запустить свою ракету. Наша ракета будет летать только в группе. Мы сделаем её. Впрочем, мастерить здесь ничего не придётся. Возьмите воздушный шарик. Приложите его горловину к губам и надуйте. Затем отведите шарик от губ, оставив отверстие открытым.
- Что вы почувствовали? (Воздух устремился наружу из шарика; почувствовали на лице дуновение.)
- Если поднести отверстие шарика к горящей свече, её пламя затрепещет и может даже погаснуть. (Показ опыта воспитателем)
- Но если из надутого шарика бьёт струя воздуха, как вы думаете, он может летать, как ракета?
(Да, может) Надуйте его снова, подняв лицо вверх.
- А теперь отпустите. Что произошло? (Шарик взлетел.)
- Почему? (Потому что воздух из шарика вылетает и толкает шарик в другую сторону.)
- Сколько времени наши шарики были в полёте? Почему? (В шарике мало газов.)
- А почему ракета может лететь достаточно долго? (Потому что в ней есть топливо, которое сгорает и превращается в газ, который вылетает наружу и толкает ракету вперёд.)
- Куда полетели ваши «ракеты»? (в разные стороны)
- Уважаемые исследователи, я предлагаю вам посмотреть полет еще одной ракеты.
Опыт «Ракета из воздушного шарика».
4,5 м лески продеты через соломинку для коктейлей. На расстоянии 4 м друг от друга поставлены стулья, и привязана бечевка к спинкам стульев. К соломинке с помощью скотча прикреплен надутый воздушный шарик и подвинут отверстием к одному из стульев. Открываем отверстие у шарика.
Соломинка с прикрепленным к ней шариком скользит по бечевке и перестает двигаться при упоре в противоположный стул или при выходе всего воздуха из шарика.
- В каком направлении летела ракета? (в горизонтальном)
- Как вы думаете, кто управляет движением ракеты в космосе? (космонавты)
Уважаемые коллеги, на минуту закройте глаза… откройте глаза…что вы видите? (показ фрагмента видеофильма «Вид земли из космоса»). Вы хотели бы полететь в космос? На чем мы полетим? Предлагаю вам сконструировать свою ракету.
Конструирование ракеты из цветной бумаги.
Воспитатель: Какие красивые ракеты у вас получились! На какую планету вы полетите
Сейчас вы полетите на своих ракетах в космос. Что же увидите из иллюминатора ракеты (ответы детей). Какие планеты солнечной системы вы знаете? Где можно найти информацию о них? (ответы детей). Предлагаю собрать информацию о планетах и сделать книгу «Планеты солнечной системы.