Светлана Андрианова
«Заснеженный дом». Конспект занятия по аппликации
▼ Скачать + Заказать документы
Учить детей создавать выразительный образ заснеженного дома, творчески применяя различные
техники аппликации (симметричная, обрывная, накладная).
Задачи:
Художественно- эстетическое развитие:
1. Расширить спектр технических приёмов обрывной аппликации (разрывание, обрывание, выщипывание, сминание) и показать её изобразительно-выразительные возможности.
2. Учить детей творчески подходить к созданию своего «заснеженного дома».
3. Развивать чувство формы и композиции.
4. Использовать различные материалы.
Материалы и оборудование:
Тонированная бумага, белая мягкая бумага, салфетки бумажные белого и серебристого цветов, ножницы, клеящие карандаши, салфетки матерчатые, коробки для обрезков, гуашь белая, карандаши, мольберт для воспитателя с несколькими вариантами работ «домик на лесной опушке».
Предварительная работа:
Чтение народной сказки «Заюшкина избушка», сказка «Мороз Иванович» В. Одоевского Рассматривание иллюстраций из этих сказок. Рассматривание картин с зимними пейзажами. Напоминание детям о технике безопасности работы с ножницами. Тонирование бумаги, на которой выполняется работа детей.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель стоит перед ними. Рядом с ним мольберт одной из композиций «домик на лесной опушке».
Воспитатель: - Ребята, послушайте какое я вам прочитаю стихотворение. Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Снегопад»
Туча вниз швыряет снег.
Засыпает снегом всех.
На сверкающий ледок
Лёг пушистый холодок.
Туча снегом знай трясёт –
Всё сугробы выше.
Неужели, занесёт
Город наш по крыши!
Воспитатель: Скажите, ребята, про какое время года стихотворение? (Зима)
А как вы узнали? Какие слова вам подсказали, что стихотворение о зиме! (сверкающий ледок, пушистый холодок, сугробы выше).
Давайте подумаем, на что похож снег по ощущениям! С чем его можно сравнить! Ответы детей. (с ватой- белая, мягкая,с мехом- пушистый.)
Воспитатель: давайте потрогаем. Дети трогают мех и вату.
Представьте себе, будто идёт белый пушистый снег и укрывает всю землю необычным «одеялом». Снег ложится на ветки деревьев, и они становятся сказочно красивыми.
Снег падает на крыши домов, и они наряжаются в белоснежные шапочки. Если снег будет идти долго-долго, всё вокруг станет белоснежным и пушистым,- таким же белым, как эта бумага (воспитатель показывает детям белый листок бумаги). Таким же пушистым и мягким,как эта вата и мех (показывает кусочек ваты и мех).
В дверь кто-то стучит. Воспитатель открывает дверь и видит там обезьянку.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите кто к нам пришёл в гости! Это обезьянка. Его зовут Дюк.
Обезьянка «говорит» на ушко воспитателю, а воспитатель вслух: он живёт в жаркой Африке. Там никогда не бывает снега. И дома не бывают заснеженными. Всем животным в Африке стало очень интересно какие у нас зимой бывают заснеженные дома! Поэтому они решили отправить Дюка к нам в гости всё посмотреть и об этом разузнать. Сегодня я вам предлагаю сделать аппликацию заснеженного дома для обучения Дюка. Дюк сфотографирует ваши работы и вместе с фото полетит к себе на родину, покажет другим животным какие у нас бывают заснеженные дома.
Воспитатель усаживает обезьянку на шкаф (отсюда ему будет удобно наблюдать за ходом нашей работы и всё хорошо видно).
Воспитатель: А мы с вами немного разомнёмся. Сделаем физминутку.
Физминутка «Снежинки» (по тексту делать лёгкий массаж, касаться пальчиками разных частей тела.)
Падают снежинки, белые пушинки.
Падают на плечи
Падают на ножки,
Падают на щёчки, так же на ладошки.
Падают на грудку, падают на нос.
С северного полюса ветер их принёс.
После физминутки дети подходят к мольберту, где размещена незавершённая работа.
Воспитатель показывает детям незавершённую композицию «домик на лесной опушке» и просит продумать, как можно показать (передать разными художественными средствами, что на этой картине был снегопад, много снега. (Дети предлагают свои варианты.) (Можно нарисовать белой гуашью- снежные хлопья, изобразить красивые снежинки фломастерами или карандашами).
Педагог берёт белую бумагу или бумажную салфетку, разрывает на кусочки, слегка сминает и быстро приклеивает на крышу домика. Домик сразу стал уютным и сказочным. Далее педагог показывает ещё приём обрывания и выщипывания бумажной формы с целью получения заснеженных комков. Подсказывает ещё один оригинальный приём – модульная аппликация (или мозаика, с помощью которого весь домик можно составить из множества кусочков белой бумаги. Цвет фона нужно подбирать яркого или тёмного оттенка.
Дети переходят к столам и на столах разложен весь нужный для работы материал, а так же альбомные тонированные листы.
Дети выбирают материалы и создают свои «заснеженные домики».
В середине занятия делаем пальчиковую гимнастику «Снежок» для снятия напряжения в руках.
Раз, два, три. Четыре. Пять (загибают пальчики)
Мы с тобой снежок лепили («лепят снежок»)
Круглый, крепкий. Очень гладкий (вместе показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)
После пальчиковой зарядки продолжаем выполнять задание.
Самостоятельная деятельность детей. В свободной художественной деятельности воспитатель предлагает детям нарисовать на тонированной бумаге снегопад и читает отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима» («Белый снег пушистый в воздухе кружится…»)
В конце занятия подводим итог, рефлексия. (Чем мы сегодня занимались? Понравилось вам занятие? Кому было интересно? А что было интересно? Кому было трудно?
Рассматриваем работы и выбираем лучшую. Беседуем с детьми о их работах, воспитатель указывает на недочёты, кто не постарался и хвалит тех, кто проявил внимательность, упорство и трудолюбие. Обезьянка Дюк фотографирует работу, благодарит детей и отправляется обратно к себе в Африку.