Можаева Галина
Конспект занятия по пластилинографии в старшей группе «Весёлые Матрёшки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Весёлые Матрёшки»
Цель деятельности: закрепить и обобщить знания детей о кукле Матрёшке.
Программное содержание:
1. Воспитывать интерес к народной игрушке.
2. Познакомить с историей создания русской матрешки.
3. Учить отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике – пластилинографии.
4. Закрепить понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора.
Предварительная работа: игры с Матрёшками.
Материал для занятия :
Публикация «Конспект занятия по пластилинографии в старшей группе „Весёлые Матрёшки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка, матрёшки. Лепка, пластилин
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Старшая группа
- Темочки
плотный картон жёлтого цвета с силуэтом матрешки,
набор цветного пластилина,
стека,
салфетка,
игрушки-Матрешки различной росписи,
сундучок.
Ход занятия
1. Организационная часть.
На столе педагога стоит сундучок.
Педагог: Ребята, в моём волшебном сундучке спряталась загадка, если вы ее разгадаете, то я вам покажу отгадку.
В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там - крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька.
Дети: Матрешка
Педагог: Правильно угадали, получайте отгадку из сундучка.
Воспитатель из сундучка достаёт матрешку и раскрывает её декламирует стихотворение:
Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут!
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки.
В ней живёт ещё одна кукла в серединке.
Эту куколку открой – будет третья во второй.
Половинку отвинти, плотную, притёртую –
И сумеешь ты найти куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая, в ней живёт шестая.
А в шестой – седьмая, а в седьмой восьмая.
Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд сестры – куколки стоят….
Педагог: Дети, а вы знаете, как появилась матрешка, кто ее придумал и сделал? Тогда послушайте, это вам будет очень интересно узнать.
Веселая игрушка – расписная матрешка – родилась очень давно. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин и нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной не было похожего наряда: у одной сарафан красный, а у другой – синий с цветочками, у третей малиновый платочек с белыми горошинами. А назвали красавицу Матрешей, старинным русским
Именем Матрёна, Матрёша, Матрёшечка – ласково называли девушек.
Так родилась матрешка – разъемная деревянная кукла.
Фигурка матрёшки вырезана из деревянного бруска, она разнимается на две части и так может в ней быть до 10-12 куколок. Сначала делают самую маленькую фигурку, обрабатывают шкуркой. Чтобы поверхность была гладкой, и было легче расписывать.
-У меня в сундучке прячутся другие матрешки.
Воспитатель выставляет на стол разные виды матрешек.
Педагог: Эти матрешки приехали из разных мест и внешне отличаются: загорские матрешки – толстобокие в разноцветных передничках, в красных, синих, зеленых платочках;
семеновские – в цветастых фартуках, в желто-красных полушалках;
у полхово - майдановских матрешек по желтому фону малиновые ягоды да цветы раскиданы.
У каждого из мастеров, сделавших этих матрешек, свой, не похожий на другие, стиль в оформлении матрешек, свой подбор цвета. Но, несмотря на это, все матрешки имеют в чем-то схожесть. Чем похожи все матрешки?
Дети: У каждой матрешки платочек на голове, под которой убраны волосы, яркая и красочная одежда.
Педагог: Правильно. Если внимательно рассмотреть узоры на одежде матрешек, можно заметить, что у них есть общие элементы: бутоны, цветы, ягоды, листики.
Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимется, а уж как они любят петь и танцевать! Они и вас приглашают поплясать с собой.
Физкультурная минутка «Матрешки» (движения по тексту)
Хлопают в ладоши
Дружные матрешки.
На ногах сапожки,
Топают матрешки.
Влево, вправо наклонись,
Всем знакомым поклонись.
Девчонки озорные,
В сарафанах ваших пестрых
Вы в похожи, словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки.
2. Практическая часть.
Педагог: Сегодня мы с вами будем изображать матрешку, только необычным способом – будем раскрашивать разноцветным пластилином. Так матрешек еще никто не украшал. Эта техника называется –пластилинография. У вас уже есть изображения матрёшки, только его необходимо сделать ярким и цветным. Для этого мы будем прикладывать пластилин к изображению, и размазывать, не выходя за контур.
Педагог: Что мы сможем вылепить?
Дети: Цветочки и ягодки, листики.
Педагог: Давайте вспомним, как мы на предыдущих занятиях делали цветы и листья?
Нужно раскатать колбаску из пластилина нужного цвета, разделить стекой на равные части, скатать из них шарики, разложить шарики - лепестки вокруг серединки, сплющивая каждый до блинчика, листики – это овалы, которые тоже плющим, прожилки рисуются стекой. Раскатать тонкие колбаски - веточки, разложить по обе стороны веточки шарики - ягодки.
Мастера, скорей за дело
Украшай матрёшек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Изготовление поделки по образцу, под руководством педагога.
Во время работы провести разминку для рук, сидя за столами: «Я в ладоши хлопаю»
Я в ладоши хлопаю
Я в ладоши хлопаю
И ногами топаю.
Ручки разотру,
Тепло сохраню.
Ладошки, ладошки,
Утюжки-недотрожки.
Вы поглядите ручки,
Чтоб играли лучше,
Вы поглядите ножки,
Чтоб бежали по дорожке.
3. Заключительная часть.
Педагог: Получились настоящие русские матрешки, этими работами можно украсить нашу группу, и у вас всегда будет хорошее настроение. А матрешкам так понравилось, как вы увлеченно работали, что они решили остаться и позволить с собой поиграть. Можно будет с увлечением расставлять и собирать матрешек, придумывая разные истории из жизни их дружной семьи.
Воспитатель просит каждого ребенка рассказать о своей работе, в чем одета матрешка, что в руках, просить оценить наряды других матрешек.
- Ребята, вы все молодцы, у всех получились замечательные матрешки.
Мы с вами, как настоящие мастера создали своих неповторимых и чудесных матрёшек.
«Получилось все на диво,
И забавно, и красиво!
Громче хлопайте в ладошки!
Вот они матрешки-крошки!»