Константинова Ирина
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с элементами ТРИЗ «Путешествие на весеннюю поляну»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с элементами ТРИЗ (музыка НОД) «Путешествие на весеннюю поляну»
Цель: развитие музыкальности у детей старшего дошкольного возраста средствами элементарного музицирования и технологии ТРИЗ.
Задачи:
• Приобщать детей к музыкальному искусству и побуждать к творческому самовыражению;
Темочки:
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
• Развивать умение оценивать музыкальное произведение, его характер, настроение, темп, динамику, тембр с помощью алгоритма «Волшебная дорожка» и использование Колец Луллия;
• Развивать и способствовать проявлению музыкально-творческих способностей детей;
• Развивать умение выразительно и эмоционально петь, способствовать развитию чувства ритма, чистоты интонирования;
• Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, ответственности.
• Совершенствовать способность решать интеллектуальные задачи путем построения ассоциативного ряда;
• Стимулировать самостоятельную деятельность детей в процессе импровизации танцев, оркестровок, поэтического музицирования;
• Развивать умение творчески интерпретировать музыку разными средствами художественной выразительности;
• Совершенствовать содержательность и связность речи (диалога и монолога, словарь детей.
Образовательная область «Социально-коммуникативная»
- Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Образовательная область «Познавательная»
- Закреплять знания о времени года, расширять представления о приходе весны;
Образовательная область «Речевая»
- Обогащение словарного запаса детей;
- Расширение кругозора средствами музыкальных и художественных произведений.
Образовательная область «Физическое развитие»
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
Методическое обеспечение
Оборудование: музыкальные инструменты – бубны, тарелочки, маракасы, треугольники, ксилофоны, глокеншпили, деревянные коробочки, тон - блок, колокольчики, бубнецы; Кольца Луллия пособие «Определи настроение музыкального произведения и узнай кто написал»; таблица «Волшебная дорожка»; карточки на каждого ребенка к музыкально - дидактической игре «Печка»; мнемодорожка к песне «Весенняя» Фроловой.
Предварительная работа
1. Разучивание песен: «Ама – лама» Т. Тютюнниковой, «Весенняя» Фроловой, «Моя семья» Е. Курячий
2. Знакомство с музыкально – дидактической игрой «Печка»
3. Знакомство с пособием Кольца Луллия
4. Знакомство с картотекой музыкальных признаков.
Ход занятия:
Дети входят в зал под бодрую музыку, останавливаются и поют музыкальное приветствие «Доброе утро!»
Музыкальный руководитель:
Как хорошо, весна пришла!
Легко дыханье ветерка,
И нежность в солнечных лучах,
Плывут по небу облака.
Музыкальный руководитель:
Я вас приглашаю сегодня в необычное путешествие, хочу предложить полетать высоко над землей и посмотреть сверху на все то, что нас окружает нас: реки, поля, леса, горы, скалы, моря, океаны. А на чем можно полететь?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Полетим на воздушном шаре. Занимайте поскорее места.
Ребята, а вы не знаете, почему наш шар не летит?
(ответы детей) Нет ветра.
Какие бывают ветры? (встречный, попутный) А нам какой нужен?
Музыкальный руководитель: Давайте поможем нашему воздушному шару подняться высоко, подуем сильно.
(дети начинают дуть. Звучит музыка)
Ура! Полетели!
(Музыка затихает)
Музыкальный руководитель: Вот мы и прилетели, где же мы очутились?
На лесной поляне. Вот лучи солнца осветили пригорок, разлетелись солнечные зайчики по лесу, запрыгали с ветки на ветку. Как хорошо в лесу, как свежо! Запахло весной. Чувствуете запах весеннего леса? Подышим глубоко, через нос вдохнем чистый воздух, а затем медленно выдохнем (упражнение на дыхание).
Всё очнулось ото сна!
Предлагаю поиграть в игру «Весна», вспомним хорошие и плохие признаки весны.
Проводиться игра «Хорошо – плохо» Музыкальный руководитель показывает белый домик (хорошие признаки, затем черные домик (плохие признаки).
Дети называют признаки.
Музыкальный руководитель : Весной все просыпается и оживает.
Песенкой разбудим природу, будем фантазировать, музицировать.
Упражнение «Ама – лама» Т. Тютюнниковой
Музыкальный руководитель: Молодцы! А теперь, сядем на пенечки.
Посмотрите, ребята у меня на столе лежит «Круг Луллия» на первом круге картинки к музыкальным произведениям, на втором круге картинки с изображением композиторов, а на третьем круге картинки эмоций.
Послушайте музыкальное произведение, а затем поставьте стрелочку на те картинки, которые, по-вашему мнению, больше подходят к этому музыкальному произведению.
Слушание «Подснежник» П. Чайковского
После прослушивания музыкального произведения дети выполняют задание.
Музыкальный руководитель: А чтобы рассказать об этом произведении мы отправимся на станцию «Расказкино», как вы думаете, почему она так называется?
Ответы детей:
Музыкальный руководитель: Правильно, догадались, на этой станции мы будем составлять рассказ о музыке, а в этом нам помогут картинки – помощники, которые вы видите на доске.
Пройдем по ступенькам и многое узнаем.
Работа со схемой: каждая картинка символизирует объект, о котором нужно рассказать.
композитор – дети рассказывают о композиторе, написавшем музыкальное произведение;
маски солнышка напоминают о настроении;
4 картинки помогает определить жанр музыки;
шарики – подсказывают назвать регистр (звуковысотность) ;
дети с инструментами - напоминает рассказать о тембре и музыкальных инструментах, исполняющих данное произведение;
поезд-динамика - определяет громкость звучания и динамические оттенки;
человечек на велосипеде – подсказывает, что нужно рассказать о темпе музыкального произведения.
Дети составляют рассказ о музыкальном произведении «Подснежник» П. Чайковского.
Музыкальный руководитель: Я предлагаю вам, изобразить образ подснежника. И рассказать, что вы почувствовали, изображая образ подснежника. А кто изобразит настроение музыкального произведения графически? Какие линии, будут характерны для этого произведения? (Педагог раздаёт планшеты)
А остальные дети будут дирижерами, будем передавать характер музыки движениями рук.
(Слушание фрагмента «Подснежник» П. Чайковского)
Дети выполняют задание.
Музыкальный руководитель: Сейчас у нас Весна – замечательное время года. Давайте радоваться ему. Будем петь и хороводы водить. Но прежде, разомнем пальчики и разогреем свое горлышко.
Пальчиковая гимнастика «Гроза»
Капли первые упали – (постучать двумя пальцами по коленкам)
Пауков перепугали - (пальчиками имитируем пауков по ногам)
Дождик застучал сильней – (хлопки в ладоши)
Птички скрылись средь ветвей -(скрестить ладони тыльной стороной и помахать пальчиками)
Дождь полил как из ведра – (сильные хлопки)
Разбежалась детвора – (средний и указательный пальцы бегают по ногам)
В небе молния сверкает – (рисуем молнию пальцем в воздухе)
Гром все небо разрывает – (стучим кулачками)
А потом из тучи солнце – (руки поднимаем вверх и растопыриваем пальцы)
Вновь посмотрит к нам в оконце.
Музыкальный руководитель: Все оживает, стрекоза тоже радуются весеннему солнышку, но ей стало скучно и она полетела к пруду.
Попевка «Стрекоза и рыбка» А. Евтодьева
Я предлагаю украсить эту попевку «звучащими» жестами.
А сейчас устроим театр песни. Девочки стрекозы поют тоненьким высоким голоском, а мальчики рыбки поют средним голосом. Мимикой и выражением глаз изобразим героев песни.
Музыкальный руководитель: Посмотрите, какое разнообразие музыкальных инструментов (инструменты на столе). Музыкальными инструментами можно не только украшать музыку, но и выразить какой – либо характер, явление природы и даже чей - то образ Я предложу вам несколько образов и явлений природы, попробуйте выбрать нужный инструмент и изобразить их: весну, ручей, воробушек, ворону, дятла, капель, сороку, гром.
Музыкальный руководитель: Я знаю стихотворение про весну, помогите мне его озвучить на музыкальных инструментах.
Весна идет, весне все рады.
Бегут ручьи через преграды.
С весной и птицы оживились
Воробушки преобразились.
Чириканье то здесь, то там.
Их громкий глас везде услышишь
Сей мастер класс весне припишешь.
В лесу и дятел застучал
Да долго, видно он скучал.
И стук его «тук – тук» пробил
Конечно, он весну будил.
Звенит капель Весны начало
Сорока весело кричала
Ура весне, ура природе
Хоть грянет гром на небосводе
Все оживилось, все поет
Весна уверено идет!
Музыкальный руководитель: По моим губам узнайте, какую я песню спою.
Дети узнают песню «Весенняя» Фроловой
Музыкальный руководитель: Повторим слова песни по карте схеме. А на что похоже вступление песни?
Ответы детей:
Музыкальный руководитель: Украсим весеннюю капель на музыкальных инструментах. А инструмент, на котором вы будете играть попробуйте узнать по описанию.
Игра «Узнай по описанию»
Исполнение песни «Весенняя» Фроловой. Озвучивание проигрыша песни на музыкальных инструментах.
Музыкальный руководитель: А что же дальше на нашем пути? Будто дом, но без крылечка. Что же это, дети? (показ картинки печка)
Дети: Печка!
Музыкальный руководитель: Видно - печка не простая - вся в узорах, расписная, может, мы у печки спросим, что она здесь делает? Она говорит, что она не простая печка, а волшебная музыкальная. Она любит петь песенки и записывать их. Но ноты она не знает, поэтому она выкладывает ритмический рисунок песенки с помощью поленьев. Длинные поленья это долгие звуки, короткие поленья – короткие звуки.
Муз/дидактическая игра «ДРОВА» (Авторская разработка Автаевой.)
Цель: формировать чувство ритма.
Ход: Ребенок при помощи музыкального молоточка отстукивает ритм, а дети выкладывают ритмический рисунок при помощи длинных и коротких палочек (дрова-поленья)
Музыкальный руководитель: Мне кажется, печка выложила из поленьев какую - то песню, узнаем ее.
Дети прохлопывают ритмический рисунок и узнают песню.
Песня «Моя семья» Е Курячий
Исполнение песни, передавая метрическую пульсацию ладошкой по коленям соседа и у себя.
Музыкальный руководитель: Ребята, а какого настроения эта песня?
Ответы детей:
Я вам хочу предложить усовершенствовать песню, придумайте несколько слов, объектов. Эти предметы охарактеризуем, а затем сформулированные свойства перенесем на выбранный нами фокальный объект.
Дети выполняют задание.
Музыкальный руководитель: А второй куплет этой песни споем с движениями.
Песня «Моя семья» исполняется с движениями
А на поле распускаются ромашки, будем весело плясать и ромашки собирать.
Танец «Ромашковое поле».
Вот и закончилось наше путешествие. А что вам больше всего понравилось?
Ответ детей:
Музыкальный руководитель: Очень жалко расставаться, но пришла пора прощаться. На воздушный шарик садитесь в группу вы летите.