Ляйсан Тукбулатова
Конспект занятия по рисованию «Масленицу зазываем. Весну встречаем»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. «Масленицу зазываем. Весну встречаем!»
Цель. Расширение знаний и воспитание у детей интереса к русским народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны, - пробуждением природы через знакомство с обрядовым праздником «Масленица». Развивать творческие способности детей через их собственную художественную деятельность
Задачи.
Публикация «Конспект занятия по рисованию „Масленицу зазываем, Весну встречаем“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. ИЗО, поделки и рисование
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Темочки
Образовательные: расширять и уточнять представления детей о времени года – поздняя зима, ранняя весна закреплять знания детей о приметах весны; расширять представление детей о празднике и его символике; закреплять умение передавать в рисунке события окружающей действительности; продолжать учить рисовать фигуру человека.
Развивающие: развивать творческие способности, умение передавать в рисунке своё настроение; развивать связную речь, внимание, память.
Воспитательные: приобщать детей к традициям русских народных праздников; обогащать и расширять социальный опыт детей; воспитывать у детей интерес к художественному творчеству.
Материалы: белые листы А4, гуашь, кисти, стаканчики-непроливайки, салфетки, палитры, иллюстрации на тему «Масленица», кукла – Масленица.
Предварительная работа: беседы на тему «Масленица», просмотр презентации «Здравствуй, Масленица!», чтение стихотворений, закличек, пословиц и поговорок о масленице.
Ход занятия.
Воспитатель:
Отшумели все метели,
И морозы не трещат,
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни,
И под снегом на дорожках
Уж проталины видны.
- Ребята, Какое время года описывается в стихотворении? А как же мы узнаём о приходе весны?
Дети: начинает таять снег, по дорожкам бегут ручейки, с крыш радостно звенит капель, солнышко светит ярче, греет жарче, появляются проталины, первые подснежники.
- Зима подходит к концу. Люди с нетерпением ждут ласковую весну и провожают зиму веселым и шумным праздником. Ребята, а какой праздник мы отмечаем, когда заканчивается зима?
Дети: масленицу
Воспитатель: правильно, ребята. Люди ждут Масленицу. Наступает масленая праздничная неделя, когда люди провожают зиму и зовут весну. А скажите, ребята, как отмечают масленицу?
- Назовите, пожалуйста, главные символы масленицы (Ответы детей). После ответов детей показываю иллюстрации символов масленицы и поясняю рассказом.
- Блины - это главный символ Масленицы. Блин похож на солнышко, которое ждут после долгой зимы. Поэтому блинов пекли много и разных. Толстые, тонкие, с начинкой и без, с большим количеством масла. У каждой хозяйки были свои рецепты приготовления блинов. Всё это делалось для приглашения, «умасливания» солнца, отсюда произошло и название – «Масленица».
- Еще один символ масленицы - чучело из соломы. Вернее это символ зимы. Персонаж, воплощающий уходящую зиму. Чучело встречали с торжественными песнями в самом начале праздника и провожали в конце. Для проводов мастерили чучело из соломы, обряженное в женскую одежду, иногда с блином, или сковородой в руках. Чучело носили по улице с песнями и хороводами. А в конце праздника провожая зиму, сжигали чучело на костре, который разводили на возвышенности. Пелись разные заклички. С некоторыми из них мы с вами знакомились.
- Давайте сейчас с вами немного разомнемся и потанцуем под закличку.
Масленица-девица
Масленица-девица, снежной зимы сестрица,
К нам на двор примчится блинами угоститься!
Встанут мастерицы у печи крутиться,
Будут думать, да гадать, как девицу ублажать.
Ароматными блинами,
Удалыми пирогами с красноперыми боками
Станем солнышко будить,
Будем весело кутить!
- Какие проводились развлечения на масленичной неделе? (катались на санях, запряженных тройкой лошадей; играли в игру «Взятие снежного городка»; проводили кулачный бой; ходили в гости друг к другу, пекли блины, водили хороводы, пели песни и заклички, и т. д.)
- Ребята, а что если мы нарисуем Масленицу, чтобы зима побыстрее ушла, и пришла весна со звонкой капелью, птичьими песнями, радостным настроением. Вы согласны? Тогда проходите в нашу мастерскую.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, прежде чем начать рисовать, давайте вспомним, какая она – Масленица.
Дети: Масленица большая. Она румяная и веселая в ярком сарафане. На голове у нее платок.
Воспитатель: Руки у Масленицы раскинуты, распростерты в стороны, потому что она зовет Весну.
Ну, что ж, детвора,
Рисовать пришла пора.
Детвора, скорей за дело –
Рисуй Масленицу смело.
Дети самостоятельно рисуют Масленицу.
Педагог следит за качеством рисования, при необходимости оказывает индивидуальную помощь детям.
По окончании работы все рисунки вывешиваются на магнитную доску.
Итог.
Воспитатель: Вот наша боярыня Масленица и готова! Послушайте, что люди на Руси ей говорили: «Душа ль ты моя, госпожа Масленица, сахарные уста твои, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горках покататься, в блинах поваляться, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!»
Дети встают в хоровод и поют:
1. Ты прощай, прощай, (идут по кругу, держась за руки)
Наша Масленица!
Ты прощай, прощай,
Наша широкая!
2. Ты пришла с добром: (идут в круг, раскрывая руки)
Сыром, маслом и яйцом,
Со блинами, с пирогами, (идут из круга, руки на пояс)
Да с оладьями.
3. Блины масляные, («топотушки» по кругу друг за другом)
Плюшки мазаные.
Мы катаемся с горы
От зари и до зари. (выстраиваются в одну линию)
4. А сегодня в воскресенье (идут к доске с рисунками)
Наше кончится веселье.
Ты прощай, прощай (уходят вправо друг за другом, машут рукой)
Наша Масленица!