Лисовская Нина
Конспект занятия по хореографии «Основные виды и особенности русского народного танца» для средней возрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по хореографии “ Основные виды и особенности русского народного танца” для средней возрастной группы
Цель - познакомить учащихся с особенностями и видами русского народного танца.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Русские народные танцы
- Средняя группа
- Танец. Конспекты занятий на тему танца
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Тип занятия - занятие первичного предьявления новых знаний.
Задачи занятия :
Образовательные:
- проследить единство связи содержания танцевальной лексики русского народного танца (пластические жесты, мимика, движения рук и ног, головы и корпуса) с национальным характером и ритмом музыки;
- формировать познавательный интерес учащихся;
- познакомить с видами русского народного танца : пляска, хоровод, кадриль.
Воспитательные:
- воспитывать толерантность, чувство дружбы, товарищество;
- формировать нравственные представления и убеждения;
- воспитывать интерес к народному творчеству.
Развивающие:
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать умения коллективной и творческой деятельности;
- развивать ценностное отношение школьника к культуре и искусству России, его истории и народу.
Необходимое оборудование:
1. Музыкальный центр, проектор, компьютер.
2. Мультимедийное сопровождение : презентация по теме занятия, музыкальные фонограммы.
3. Наглядный материал: народный костюм (женский и мужской, платок, венок, валенки, деревянные ложки.
Формировние УУД:
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации;
- определение хода дискуссии через постановку основных вопросов, на которые дети будут искать ответ.
Познавательные:
общеучебные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации, извлечение из нее полезного для поиска истины;
- структурирование знаний;
- различие народных танцевальных жанров и их видов, сопоставление средства их выразительности.
Логические:
- умения учащихся производитьпростые логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Коммуникативные:
- разыгрывать народные танцы (танцы-переплясы, танцы-хороводы, танцы-игры);
- общаться и взаимодействовать в процессе коллективного исполнения через воплощение народных образов (дед и баба, волк и козлята).
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, коллективная.
Методы обучения:
- словесный (беседа);
- наглядный (рассказ педагога с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: показ презентации, прослушивание музыки);
- практический (выполнение творческих заданий, практических упражнений).
Ход урока:
1. Организационный момент (10 мин)
Педагог, одетый в русский народный костюм, приветствует детей
- Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на занятии?
(ответы детей)
- А что такое народный таанец? В чем его отличие от другого вида танца?
(ответы детей)
Педагог (на экране слайд 1) :
- Вы сами определили и тему нашего занятия и поставили цель перед собой.
Русский народный танец - это самый древний и богатый вид танца, он связан с историей русского народа, с их традициями, верованиями и обычаями, а также раскрывает духовную жизнь нашего народа и его быт. Через танец люди передают свои чувтва, мысли и настроение.
Разминка мышц шеи, плеч, рук, корпуса и ног.
2. Освоение нового материала (20 минут)
(слайд 2) “Времена года”
Педагог: Что вы видите? Правильно! В каждое время года люди находили способы, чтобы похвалить и прославить глубокие снега, солнечную весну, зелень лета и осенние созревающие поля. Каждое время года славилось своими праздниками, танцами и играми. Русский народ отражал в танце все, что видел и чувствовал.
Какие русские народные календарные праздники вы знаете?
(ответы учащихся)
(слайд 3) “Календарные праздники”
Педагог: Русские народные праздники - это яркие гулянья, полные веселья и интересных событий. Они очень разнообразные и каждому свойственны свои традиции и обряды. Так, для праздника Коляды характерно облачение в разнообразные наряды, сделанные из шкур и рогов животных; использование масок; колядование; исполнение танцев-игр и обрядовых танцев.
Для Масленицы характерно поклонение Богу Солнца, отсюда символика праздника - круглый блин. Русский народ таким образом провожал зиму и встречал весну, исполняя веселые массовые танцы и пляски.
Если говорить о празднике Ивана Купала, то данный праздник связывали с летним солнцестоянием, основными силами являлись вода, огонь и травы, которым люди поклонялись в своиих танцах, песнях и обрядах.
А какие вы знаете виды русского народного танца?
(ответы учащихся)
Молодцы, вы назвали основные : пляска и хоровод. А они в свою очередь делятся еще на виды : так, пляска бывает игдивидуальная, групповая, массовая, кадриль, трепак; а хоровод бывает орнаментальный и игровой.
(педагог исполняет отрывок из танца “Барыня”)
Как вы думатете, к какому виду относится этот танец? (ответы детей)
Педагог (на экране слайд 4 “Обрядовый хоровод” :
Очень интересный вид - обрядовые хороводы. Это древние круговые танцы с элементами драматического действа. Смысл этого танца зависел от времени года: весной так задабривали богов плодородия, летом славили Купалу, на Троицу хоровод водили вокруг березы и т. д Отличался хоровод четкостью композиционных перестроений:из круга рисовались восьмерки, змейки, колонки.
Давайте и мы с вами выучим и исполним хороводный танец с перестроением в 4 фигуры (круг, линия, змейка и гребень).
(дети разучивают и исполняют хороводные движения под песню “Есть у нас огород”).
Педагог: молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием, вам понравилось? (ответы детей, а теперь обратите ваше внимание на экран.
(слайд 5) “Кадриль”.
Как вы думаете, к хороводным или плясовым танцам относится кадриль?
(ответы учащихся)
Верно! Кадриль является не менее интересным и увлекательным видом плясового танца, это парный танец, пары располагались по четырехугольнику напротив друг друга и поочередно исполняли свои партии.
Предлагаю вам разучить и исполнить “Московскую кадриль”.
(дети делятся по парам, встают по четырехугольнику напротив друг друга и разучивают движения).
3. Закрепление нового материала (5 мин)
У русского народа не только в каждое время года, но и каждый месяц имел свое значение и свой танец.
Понравилось ли вам путешествие по народному календарю?
4. Контроль (5 мин)
- проверка знаний: с какими танцами вы сегодня познакомились? Назовите их виды;
- перечислите наиболее запомнившиеся вам календарные обрядовые празники?
- какая бывает русская народная пляска?
- главная фигура хоровода?
5. Рефлексия (3 мин, заполнение карточек
на уроке я работал (а)
своей работой на уроке я
за урок я
мое настроение
материал урока мне был
активно/пассивно
доволен (а)/ не доволен (а)
не устал (а)/устал (а)
нарисовать смайлик с улыбкой
понятен/не понятен
полезен/безполезен
интересен/скучен
6. Домашнее задание - придумать парное движение для танца “Кадриль”
Молодцы! На этом наше занятие окончено, до свидания!
Рефлексия ученика.
Используемая литература:
1. Богданов Г. Урок русского народного танца. / Г. Богданов. – М., 1995. –103с.
2. Богданов Г. Работа над сценической русской народной хореографией. .– М., ВЦХТ («Я вхожу в мир искусства», 2009. – 160с. ,ил. ,нот.
3. Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии. / К. Я. Голейзовский. – М. ,1964. – 94с.
4. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала: Учебное пособие для вузов/Г. П. Гусев. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208с.
Используемые ИКТ:
www.horeograf.com.
https://perlunadetyam.com.ua/index.php?option=com_content&view=section&id=8
Заместитель директора по УВР Т. В. Клещева
Директор МБОУ “СОШ №3” В. Л. Безугленко