Анна Посаженкова
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на тему: «Путешествие на остров сокровищ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 73 «Огонёк», республика Татарстан, город Набережные Челны, 2012 г.
КОНСПЕКТ занятия по ФЭМП в старшей группе на тему : «Путешествие на остров сокровищ»
Подготовила: воспитатель МАДОУ детский сад № 73 «Огонёк» Посаженкова Анна Сергеевна, г. Набережные Челны
Цели: 1. Закреплять знания числового ряда, правильно пользоваться
количественными и порядковыми числительными, считать в пределах 10 и обратно.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на тему: „Путешествие на остров сокровищ“» размещена в разделах
2. Закреплять умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность, устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравное число предметов.
3. Закреплять умение сравнивать предметы различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) длины, высоты.
4. Закреплять знание геометрических фигур.
5. Закреплять умение выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.
6. Закреплять умение называть дни недели, последовательность частей суток.
7. Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности.
8. Воспитывать интерес к занятиям математикой.
Ход занятия.
1. - Ребята, сегодня у нас будет немного необычное занятие по математике. Мы с вами побываем на необитаемом острове, Острове сокровищ, где живёт Пират Джек и его команда. Наша задача найти сундук с золотыми монетами и драгоценностями. Но путь к этим сокровищам долог и труден, и нам надо будет выполнить немало разных заданий. (Посчитать вместе с детьми сколько всего заданий, отмечая каждый раз какой формы листок). Вот первое из них.
Карточка с заданием №1. (Висит листок с заданием над доской – вопросы про дни недели и части суток)
- Ребята, а какой геометрической формы у нас первая карточка? (треугольная, правильно)
- Капитан Весельчак, которого Пират Джек захватил в плен, поможет нам в поисках. А как, мы узнаем только после того, когда прочитаем его послание.
Чтобы прочитать его послание, ребята, вам нужно будет ответить на вопросы. Я буду задавать, а вы быстро отвечайте. Готовы?
- Какое сейчас время года? (весна)
- Перечислите все весенние месяцы? (март, апрель, май)
- А сколько всего весенних месяцев? (3)
- А какой сегодня день недели? (вторник)
- А какой был вчера? (понедельник) Какой будет завтра? (среда)
- А сколько всего дней в неделе? (7)
- Как называется часть суток, когда мы просыпаемся, умываемся и чистим зубы, делаем зарядку и идем в садик? (утро)
- Как называется часть суток, когда дети играют в садике, обедают? (день)
- Как называется часть суток, когда дети идут домой из садика? (вечер)
- Какое время суток наступает, когда мы ложимся спать? (ночь)
(Еще раз с вами повторим, что сутки состоят из четырех частей: утро, день, вечер и ночь)
- Молодцы ребята, справились с заданием! Теперь мы можем прочитать послание капитана Весельчака. Слушайте внимательно, ребята. (Воспитатель читает послание).
2. Карточка с заданием №2.
-Ребята, а какой формы у нас вторая карточка? (квадратная)
- На нашем пути к сокровищам много препятствий. Нам нужно будет сейчас ребята перебраться через болото по камням. Но камни эти необычные, а пронумерованные от 1 до 10. Перепрыгивая по камням по порядку, не путаясь, мы будем на один шаг ближе к сокровищам. (Воспитатель вызывает одного ребёнка)
- Ребята, а нам ведь всё равно придётся возвращаться обратно, домой, давайте сразу проверим, знаете ли вы счет наоборот. (Воспитатель вызывает другого ребёнка для счёта наоборот).
- Молодцы, дети, и тут справились!
А сейчас давайте поиграем. Физкультминутка «Сбор урожая»
- В корзине лежат овощи и фрукты. Дети (по 4 человека) делятся на две команды. Воспитатель предлагает по сигналу одной команде отобрать все овощи, а другой – все фрукты.
- Молодцы, правильно определили, где фрукты, а где овощи.
3. Карточка с заданием №3.
-Ребята, а какой формы у нас третья карточка? (прямоугольная)
Воспитатель берет корзину с фруктами и выкладывает на столе.
- Ребята, что лежит в этой корзине? (фрукты)
- Назовите какие фрукты лежат в корзинке?
- Давайте посчитаем, сколько их? (7)
- Как нужно посчитать, чтобы узнать, на каком месте находится тот или иной фрукт? (дети считают по порядку)
- Который по счету апельсин если считать слева? А если справа? (Воспитатель напоминает, от того с какой стороны мы считаем – слева или справа – количество предметов не меняется)
- На котором месте банан?
- Что лежит справа от яблока? А слева?
- Где лежит виноград? (в середине, потому что справа от него 3 фрукта и 3 слева)
- Воспитатель убирает или меняет фрукты местами и предлагает детям восстановить картину.
-Какие вы у меня молодцы, правильно всё отвечаете!
4. Давайте прочитаем следующую записку капитана Весельчака. Карточка с заданием №4.
-Ребята, а какой формы у нас четвертая карточка? (круглая)
- У вас на столах вы видите длинные карточки с двумя полосками. Сейчас мы с вами выполним еще одно задание, и окажемся еще на шаг ближе к сокровищам пирата Джека. Слушайте меня внимательно.
- На верхнюю полоску нужно положить 8 треугольников, а на нижнюю на 1 круг больше. (Сколько получается нужно кругов выложить на нижнюю полоску)
- Где у нас больше фигур, на нижней или верхней полоске? Что получается больше 8 или 9? 8 больше или меньше 9?
9 больше или меньше 8?
- А как сделать так, чтобы было поровну фигур на обеих полосках? (убрать 1 круг)
- А как еще можно сделать чтобы было поровну? (добавить 1 треугольник)
-Молодцы, всё правильно делаете! Справились с заданием!
Динамическая пауза.
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счёт раз кулак сожмём,
На счёт два в локтях сожмём.
На счёт три прижмём к плечам,
На четыре – к небесам.
Хорошо прогнулись и друг другу улыбнулись.
Про пятёрку не забудем – добрыми всегда мы будем.
На счёт шесть прошу всех сесть.
Числа, я и вы, друзья, вместе дружная 7-я.
(Ребята, какая цифра слышится в слове семья? Правильно 7, вы очень внимательны, молодцы)
5. Карточка с заданием №5.
-Ребята, а какой формы у нас пятая карточка? (треугольная)
- Чтобы продвинуться дальше, нам нужно выполнить следующее задание. Поиграем в игру, которая называется «Посадим пальмы в ряд».
- Давайте расставим пальмы в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой. (Предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов – слева на право)
- Какая по высоте первая пальма? (самая низкая)
- Какая по высоте последняя пальма? (самая высокая)
- Какая по высоте четвертая пальма? (чуть выше 1-2-3ей и чуть ниже последней)
- Давайте теперь расскажем про каждую пальму, какой она высоты? (самая низкая, низкая, чуть выше, высокая, самая высокая)
Затем дети выстраивают пальмы в обратном порядке, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой. (самая высокая, высокая, чуть ниже, низкая, самая низкая)
- Молодцы, и с этим заданием справились.
6. Карточка с заданием №6.
- Ребята, а какой формы у нас шестая карточка? (квадратная)
- Здесь задание на листочках. Задание на внимательность. Но сначала приготовим пальчики для работы.
Пальчиковая гимнастика:
В гости к пальчику большому, прибежали прямо к дому:
Указательный и средний, безымянный и последний.
Вот мизинчик - малышок, постучался на порог.
Вместе пальчики – друзья. Друг без друга им нельзя!
- Я сейчас раздам вам листочки с заданиями. А вам нужно будет выполнить его по образцу. Во все треугольники поставить точку, в квадраты – плюс, а в круги – минус. Сделайте каждый на своих местах, а потом мы все вместе проверим.
- Очень хорошо, справились.
7. Карточка с заданием №7.
-Ребята, а какой формы у нас седьмая карточка? (круглая)
- Задание висит на доске. Нужно посчитать фрукты, поставить нужное количество точек и провести линию (смотреть приложение).
Воспитатель вызывает четыре человека для выполнения данного задания.
- Молодцы, и опять всё у вас отлично получилось!
Ребята, а теперь мы с вами отвлечемся от заданий и немного пофантазируем.
- Игра «Смешные цифры». (смотреть приложение)
- На что похожи эти цифры? (ребята, отвечайте полными предложениями)
- Попробуйте дома с родителями изобразить что-то подобное.
8. Карточка с заданием №8.
- Ребята, а какой формы у нас восьмая карточка? (овальная)
- Ну вот ребята, мы с вами выполнили практически все задания, мы совсем уже близко к сундуку с сокровищами. Но нам его ведь надо найти. Здесь есть план. Эльнар, помоги мне. Давайте будем двигаться от доски вправо 5 шагов и возможно мы что-то найдём. (находим сундук с сокровищами)
- Посмотрите, сундук ведь закрыт, ребята. Давайте возьмем следующую последнюю девятую карточку, чтобы узнать что нам делать дальше, что же нужно сделать, чтобы открыть этот сундучок.
9. Карточка с заданием №9.
-Ребята, а какой формы у нас девятая карточка? (прямоугольная)
- Посмотрите на доску. Если мы правильно соединим точки (по порядку, то у нас получится ключ, которым мы сможем открыть этот сундучок с сокровищами пирата Джека. (Воспитатель вызывает несколько детей для выполнения данного задания)
- Правильно соединили, молодцы. Открываем сундук. Находим сокровища.
- Ребята, я отдам вам эти сокровища тогда, когда вы скажете, чем мы сегодня занимались на занятии, что мы делали, чтоб найти сокровища?
(ответы детей – прыгали по камням чтобы перебраться через болото, повторяя прямой и обратный счет; собирали фрукты и овощи; выстраивали пальмы в ряд; нашли ключ чтобы открыть сундук, соединяя точки по порядку…и т. д.)
- А сейчас положите головки на столы, закроем глаза и представим что мы вернулись с необитаемого острова обратно к нам в группу. А я пока вам раздам сокровища – это награда за ваши труды, за то, что вы хорошо отвечали и всегда справлялись с заданиями. Молодцы!