Ольга Тетерева
Конспект занятия по ФЭМП с элементами экспериментирования по мотивам сказки «Заюшкина избушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тетерева Ольга
Конспект комплексного занятия по ФЭМП с элементами экспериментирования по мотивам сказки «Заюшкина избушка» с детьми средней группы.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с понятиями длинный и короткий; со свойствами воды и снега; продолжать формировать представление о порядковом значении числа (в пределах 5, закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП с элементами экспериментирования по мотивам сказки „Заюшкина избушка“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Заюшкина избушка». Сказка «Лиса и заяц»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Воспитательные: формировать умения детей внимательно слушать педагога, вовлекать в совместные виды деятельности, учить удерживать в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действовать в течение 15-20 минут.
Материалы: магнитная доска, картинки с изображением героев сказки, герои сказки из настольного театра, макет деревянного домика и домик, сделанный изо льда или снега, изображения ледяного и лубяного домика, изображение лужи, 12 лент разной длины.
Раздаточный материал: карточки с двумя окошками (в одном изображены предметы: 1 зайчик, 2 домика и 3 морковки, а другое – пустое, простые карандаши.
Предварительная работа: чтение и разыгрывание сказки «Заюшкина избушка».
Структура занятия:
1. Организационный момент.
Краткое повторение сказки. Создание игровой мотивации.
2. Счет до 5. Порядковый счет до 5.
3. Беседа с детьми о снеге. Сравнение предметов по длине.
Игровая разминка «Посчитаем ручейки».
4. Задание на закрепление счета до 5.
5. Рефлексия.
Подведение итогов. Игры с героями сказки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Звучит грустная музыка.
Педагог: «Ребята, вы слышите? Что это? (Ответы детей).Ребята, наверное, это кто-то плачет. Кто же это. ?» (достает игрушку Зайку, спрашивает, почему он плачет. Зайка говорит, что его прогнала лиса). Ребята, вы догадались, что это за Зайка, из какой он сказки? (ответы детей).
Сегодня мы с вами вспомним сказку «Заюшкина избушка». Мы её читали, мы в неё играли. А кто помнит, о чём говорится в сказке? (выслушиваем ответы детей, повторяем сказку, выставляя изображения героев на магнитной доске).
Повторение сказки:
Жили-были лиса да заяц. У зайчика была избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна у лисы избушка растаяла, попросилась она к зайчику да его же и выгнала. Пошёл зайка в лес, сел на пенёк и заплакал. И пришли зайке на помощь – собака, медведь, бык и петух. Собака, медведь и бык, как ни старались, не смогли выгнать лису, а помог зайке петушок золотой-гребешок. Он выгнал лису из домика зайца, и зажили они вместе - зайчик да петушок. (По мере повторения сказки, выставляем её персонажей на магнитной доске).
2. Счет до 5. Порядковый счет до 5.
Воспитатель просит детей посчитать, сколько зверушек выложено на магнитной доске (дети считают хором или по одному и дают ответ). Воспитатель располагает цифры по порядку под персонажами, которые приходили на помощь Зайке.
Вопросы:
- Кто первым захотел помочь Зайчику?
- Каким по счету был медведь?
- Кто был вторым помощником Зайки?
- Смог ли четвертый зверь прогнать Лису? Кто это был?
3. Беседа с детьми о снеге. Сравнение предметов по длине.
Педагог: «Ребята, а как вы думаете, почему избушка у лисы растаяла? (выслушиваем ответы детей) У зайчика какая была избушка? Лубяная, т. е. сделана из дерева. А у лисы? Ледяная, т. е. сделана из снега и льда».
Лёд, как алмаз:
И твёрд, и чист, на солнышке сверкает,
Но пригревать начнут лучи, он тут же и растает.
Педагог: «У меня есть для вас сюрприз (показывает детям две избушки: ледяную и «лубяную»). Посмотрите и потрогайте, какие они (даём детям посмотреть и потрогать снег, и выслушиваем их ответы). Снег белый, холодный, колючий. Читаем детям стихотворение Т. Второвой «Снег»:
Снег бывает разный:
Чистый, невесомый,
Снег бывает грязный –
Липкий и тяжёлый.
Снег летит пушистый,
Мягкий и приятный,
Снег бывает рыхлый,
Снег бывает ватный.
Снег такой колючий,
Как хвоя у ёлки,
На морозе жгучий,
Как укусы пчёлки.
Снег тепла боится,
На морозе в скрип,
Снег сухой искрится,
Мокрый к нам прилип!
Педагог: «Ребята, а что происходит со снегом в тепле? (выслушиваем ответы детей) Сейчас мы оставим нашу снежную избушку в тёплом месте, немного позанимаемся и поиграем, а потом проверим, что же с ней станет».
Педагог: «Ребята, вы правильно сказали, что в тепле снег тает. А во что он превращается? (ответы детей). Да, в воду. Посмотрите, когда избушка у Лисы растаяла, то образовалась лужа (воспитатель помещает на магнитную доску изображение растаявшей избушки, которая потекла ручейками. Ручейки бывают длиииииинные (тянет от лужи длинные ленты, выделяя длину лент голосом) и короткие (тянет от лужи короткие ленты, также выделяя длину ленты голосом). Покажите длинные ручейки, а теперь короткие (вызывает детей для выполнения заданий).
Ребята, а как проверить, правильно ли мы нашли длинный и короткий ручеек? (дети дают ответы, педагог подводит их к пониманию того, что надо сравнить ленты по длине, приложив их друг к другу)».
Игровая разминка «Посчитаем ручейки».
Воспитатель просит детей разделиться на две команды. Каждой команде дается корзиночка с ленточками разной длины: по две длинные, средние и короткие ленты. Задание: кто быстрее и правильнее подберет по парам длинные, средние и короткие ленточки.
4. Задание на закрепление счета до 5.
У детей на столах карточки с цифрами от 1 до 5 и карточки, на одной половине которых изображены предметы в разном количестве (1 зайка, 2 домика и 3 морковки, а на второй половине оставлено пустое окошечко. Воспитатель просит нарисовать в пустом окошечке столько кругов, сколько зайчиков изображено на карточке. После выполнения задания воспитатель уточняет: «Сколько кругов нарисовали? Почему нарисовали столько кругов? Поднимите цифру, которая соответствует количеству ваших кругов».
Аналогичное задание дети выполняют на карточках с изображением домиков и морковок.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Педагог: «Молодцы, ребята, вы правильно выполнили все задания. А сейчас давайте посмотрим, что произошло с нашим снежным домиком (рассматриваем домик из снега). Посмотрите, в подносе, на котором стоит домик, появилась вода. Снег начал таять и превращаться в воду. Точно также растаяла избушка Лисы, когда весной пригрело солнышко. Если бы Лиса построила домик из бревнышек, как у Зайчика, то с ним бы ничего не случилось, он бы не растаял. Я предлагаю вам еще понаблюдать за нашим снежным домиком в течение сегодняшнего дня и посмотреть, что станет с ним к вечеру».