ольга митюкова
Конспект занятия по ФЭМП с использованием STEM-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие в подготовительной группе по ФЭМП.
Воспитатель: Митюкова Ольга Валентиновна
Занятие по ФЭМП с использованием STEM технологии : модули «Математическое развитие», «Экспериментирование с живой и неживой природой», «Робототехника»
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП с использованием STEM-технологии» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Цель: комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Задачи: - способствовать развитию общих представлений о множестве: умение формировать множества по заданным признакам, видеть составные части множества;
- Учить измерять объем сыпучих веществ с помощью разных условных мер; способствовать развитию представления о том, что результат измерения объема предметов зависит от величины условной меры;
- делить круг на 8 равных частей путем сгибания предмета, правильно обозначать части целого (половина, одна вторая, две четвертых и так далее);
- ориентироваться на ограниченной площади; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, слева, справа, между);
- содействовать развитию мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ;
- формировать основы программирования;
- развивать способности к абстрагированию и нахождению закономерностей; умение быстро решать практические задачи; знание и умение пользоваться универсальными знаковыми системами (символами);
- развивать умение оценивать процесс и результаты собственной деятельности.
Демонстрационный материал: магнитная доска, фланелеграф, пчелка Bee-Bot, карточки-символы, поле для пчелки с кармашками для цифр от 1 до 4; картинка с изображением пробирок, расположенных в три ряда; набор цифр от 1 до10; круги двух цветов и размеров по 20 шт., халаты для детей белого цвета 8 шт.
Раздаточный материал: Карточки с изображением пробирок, расположенных в три ряда; баночки 16 штук, пустые емкости по 2 шт. на каждого ребенка, шарики двух размеров (3 больших и 7 маленьких, карточки с цифрами от 1 до 10, условные меры двух размеров (мерные ложки, крупа пшенная, счетные палочки по 15 шт., круги желтого цвета: большой и маленький, круг белого цвета, вырезанный из бумаги А4, ножницы.
Ход: - Дети, сегодня у нас гости. Поздоровайтесь с ними. Им очень хочется посмотреть, как вы занимаетесь. И сегодня у нас будет необычная математика – вы все превратитесь в ученых. А кто такие ученые? (Это люди, которые очень много знают, делают разные открытия, очень многого достигли). Кто к ним относится? (профессор, научный сотрудник, лаборант). Раз вы начинающие ученые, кем вы будете? (научными сотрудниками или лаборантами). А я тогда стану профессором и буду вас уму-разуму учить. Поиграем? (Да).
- Замечательно. Но значит, вы должны выглядеть, как настоящие лаборанты. Во что они все одеты? (В защитные халаты). А зачем лаборантам они нужны? (Чтобы защитить свою одежду во время разных экспериментов).
- И я предлагаю вам всем надеть защитные халаты. (Дети надевают белые халаты).
- Итак, вы стали настоящими лаборантами, или ее лучше, младшими научными сотрудниками. И я приглашаю вас в мою лабораторию. Скажите пожалуйста, а можно в лаборатории все брать без разрешения? (Нет). Почему? (А вдруг это опасно и если не знать, как обращаться, можно пораниться и пострадать). Правильно.
-Начинаем. А у меня есть помощник – наша пчелка Bee-Bot. Вы будете работать по ее заданиям. Я даю схему маршрута, а вы задаете пчелке программу. Если все правильно, она придет к заданию под номером 1. (Первый ребенок задает программу, проговаривая свои действия. Остальные дети смотрят на схему движения пчелки на магнитной доске).
-Задание первое. Для начала мы проведем гимнастику для ума. Перед вами лежат карточки с изображением разных пробирок. В нижнем ряду не хватает одной пробирки. Подумайте и найдите в карточках недостающую пробирку. Объясните, почему вы выбрали именно ее. (Дети выполняют задание). Один ребенок выполняет на доске: в каждом ряду пробирки не повторяются. Молодцы. Мозговой штурм сделали, можно продолжать.
-(Следующий ребенок задает пчелке программу). Задание второе. Перед вами стоят баночки, наполовину наполненные водой и кристаллы разного размера.
-Скажите пожалуйста, что будет, если в воду поместить тяжелые предметы? (Она поднимется). Я вам предлагаю опытным путем выяснить, сколько нужно опустить в воду кристаллов, чтобы она поднялась до края баночки? Нужно в воду поместить столько кристаллов, чтобы баночка стала полной. Условие: кристаллы должны быть разного размера, а сколько каких, вы решите сами. Выполняйте. Баночку из емкости не вынимайте, чтобы не пролить воду на стол. (дети выполняют задание). Все справились? Хорошо. А теперь нужно аккуратно вылить воду с кристаллами прямо в емкость, где стояла баночка. Чтобы были хорошо видны кристаллы. У каждого получилось по-разному. Возьмите цифры и выложите перед собой цифровой ряд. Молодцы.
-Задание: подсчитать, сколько всего кристаллов поместилось в баночку и выложить цифру на стол. Цифра у всех может быть разной. Отвечаем полным ответом (У меня получилась цифра 7, потому что в баночку вошло 7 кристаллов). Расскажите, из каких кристаллов состоит ваше число. А ниже положите цифры, показывающие, сколько больших кристаллов у вас получилось, а сколько маленьких. (Состав числа). Предлагаю после занятия продолжить эксперимент и проверить, что будет, если поменять количество кристаллов.
-Физминутка.
- А сейчас продолжаем работу в нашей лаборатории. (Следующий ребенок задает программу пчелке). Третье задание. Перед вами пустые баночки. И крупа. Нужно узнать, сколько условных мер войдет в каждую баночку. Скажите, какими условными мерами можно измерить количество крупы? (Ответы детей). Предлагаю провести эксперимент: измерить сначала большой мерной ложкой, а потом маленькой. И узнать, каких мерных ложек с крупой нужно брать больше, а каких меньше. Ваши предположения (Ответы детей). Давайте проверим. Предлагаю сделать так: насыпали одну условную меру – положили перед собой счетную палочку, взяли еще одну меру – положили еще палочку. И так до полного объема. Затем вам останется только подсчитать количество палочек и выложить нужную цифру. Берем большую условную меру и проверяем, сколько счетных палочек вы наберете. (Дети выполняют задание). ( Отвечают полным ответом: у меня получилось пять счетных палочек, значит 5 больших условных мер). Число 5 оставляем на столе.
-Хорошо. Теперь аккуратно высыпайте крупу обратно в емкость и возьмите маленькую условную меру. Делайте самостоятельно так же, как в первый раз, выкладывая по палочке. (Отвечают полным ответом). Полученное число оставляют на столе.
- Скажите пожалуйста, каких условных мер получилось больше? (Маленьких) Почему? (Потому, что они меньше размером). А каких условных мер получилось меньше (Больших) Почему? (Ответы детей). Значит, результат измерения объема предметов зависит от величины условной меры.
-Замечательно! Такие умные научные сотрудники! Все знаете. Главное – умеете правильно проводить разные опыты. Значит, наша научная лаборатория хорошо работает. Только вот лаборатория есть, а эмблемы у нас никакой нет, чтобы все видели, что это именно наша лаборатория. Давайте придумаем нам эмблему. Ваши предложения (Ответы детей). Наша группа называется «Солнышко», и чтобы все знали, что это мы, предлагаю сделать эмблему солнышка. Согласны? Значит, нужно ее изготовить. Для этого берем большой желтый круг. Его надо разрезать на 8 равных частей. Ваши предложения. Складываем круг пополам, разрезаем. Что у нас получилось? (Две половинки) Как можно сказать про одну часть? (Одна вторая). Складываем каждую половинку пополам и разрезаем по сгибу. Сколько частей у нас получилось? (Четыре). Что можно сказать про одну часть? (Она четвертая). А если взять две части? (Две четвертых). Молодцы. Теперь еще каждую часть складываем пополам и снова разрезаем по сгибу. Сколько частей у нас получилось? (Восемь). Как называется одна часть? (Одна восьмая). Замечательно!
- Вот из этих восьми частей мы и сделаем солнышко. Это и будут лучи солнца. Положите перед собой белый круг, в центре его разместите маленький желтый кружок. Хорошо. Далее над желтым кругом, вверху, положите один лучик; внизу под кругом положите второй лучик; справа от круга – третий лучик; слева от круга – четвертый лучик. (Спрашиваю, где разместили лучик). Остальные лучи самостоятельно разместите между выложенными лучами. (Во время работы проверяю правильность выполнения задания. Помогаю детям, которые испытывают затруднение). Замечательно! Предлагаю позже взять клей и наклеить солнышко на круг.
-Вот и закончилась наша работа в научной лаборатории. Все эксперименты вы провели успешно. Скажите пожалуйста, вам понравилась такая математика? А что вам больше всего понравилось? (Ответы детей). А что-нибудь нового вы сегодня узнали? (Ответы детей). Как вы думаете, а для чего вообще нужна математика? (Ответы детей).
- Мне сегодня было очень приятно с вами работать, вы большие молодцы. Легко провели гимнастику для ума, определили, какой пробирки не хватает; быстро выложили состав числа, причем у каждого получилось свое число; узнали, что результат измерения объема предметов зависит от величины условной меры; все правильно прочитали схему движения пчелки и задали ей программу. Ну и теперь у нас есть своя эмблема нашей научной лаборатории. Надеюсь, мы продолжим в ней работу и дальше. Всем большое спасибо.