Тупикова Мария
Конспект занятия по фортепиано «Кот и мышь»
▼ Скачать + Заказать документы
План – конспект открытого занятия.
Тема занятия :Разбор музыкального произведения Рыбицкий «Кот и мышь»
Класс «фортепиано» с обучающейся 2 года обучения
Тип занятия : комбинированное
Вид занятия : индивидуальное
Цель занятия : ознакомление с музыкальным произведением, формирование эмоционального отношения к музыке на основе восприятия.
Задачи занятия :
Публикация «Конспект занятия по фортепиано „Кот и мышь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Мышь. Все о мышках для детей
- Фортепиано, пианино. Знакомство, обучение детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Образовательные: развитие навыков музыкального мышления, творческого воображения.
Развивающие: развитие метроритмического чувства, интеллекта – памяти, внимания, мышления, воображения.
Воспитательные: развитие коммуникативной культуры поведения и общения.
Методические приемы:
1. словесный – объяснение, беседа
2. наглядный – показ иллюстраций
3. практический – разбор произведения;
Оборудование: фортепиано, стул, картинки, картинки.
Ожидаемый результат: познакомиться с произведением.
Ход занятия:
I Организационный этап:
а) приветствие;
б) сообщение цели и хода работы на уроке.
II Основная часть урока:
а). Упражнения
б). Закрепление домашнего задания
в). Знакомство с новым произведением
г). Здоровье сберегающие технологии
д). Закрепление нового материала
III Заключительный этап:
а) оценка;
б) домашнее задание.
I. Организационная часть занятия.
Здравствуйте, гости! Здравствуй, Николь.
Предлагаю тебе и нашим гостям послушать произведение Рыбицкого «Кот и мышь». Музыка знакома, слышала такое произведение уже ранее? А кого мы могли представить под эту музыку? Произведение новое значит и тема у нас сегодня новая, но, а раз мы послушали новое произведение, значит тема «Разбор нового произведения».
II.Основная часть.
1. Садимся за фортепиано, помнишь, что садимся мы ровно, спинка прямая, ноги стоят на полу.
Давай вспомним гамму ре мажор. Сыграй сначала правой рукой, потом левой. Помнишь, когда мы поднимаемся вверх мы делаем, что?
Ученик: Крещендо.
Педагог: ДА, мы будто поднимаемся на горочку, а когда спускаемся вниз, мы делаем?
Ученик: Диминуэндо.
2. Педагог: Хорошо. Твоим домашним заданием было дано произведение «Мама», давай вспомним его.
Педагог: Тема нашего занятия сегодня, какая давай вспомним?
Ученик: Разбор произведения Рыбицкого «Кот и мышь».
Педагог: Рыбицкий это польский композитор. Кот и мышь — это характерная пьеса, это как музыкальная картинка, в которой показывают двух персонажей кота и мышку. Кот, какими средствами выразительности показан, как композитор показал, что это кот. Где у нас проводится партия кота, каким образом?
Ученик: легато
Педагог: да, правильно, потому что у кота движение плавное. Кот у нас какой большой или маленький
Ученик: Большой
Педагог: а как мы это узнали
Ученик: По динамике крешендо,
Педагог: хорошо, а ещё что? Вот посмотри, что это за значки такие в левой и в правой руке
Ученик: басовый ключ
Педагог: правильно, то есть у нас партия кота проходит в каком регистре высоком или низком
Ученик: Низком
Педагог: да, тут показано, что кот большой и грозный, по сравнению с мышкой. Хорошо, партия кота у нас низком регистре, легато, крешендо, но тут есть ещё и диминуэндо. Кот вроде как бы насторожился, а потом не решился на мышку все-таки напасть. А как представлена мышка, в каком она регистре
Ученик: Высоком
Педагог: да, правильно. В скрипичном ключе написана партия мышки. Кот у нас ты говоришь на легато, а вот посмотри каким образом идёт легато скачками или поступенно
Ученик: Поступенно
Педагог: то есть по звукам гаммы, а мышка движется не по звукам гаммы, а каким образом?
Ученик: Стаккато
Педагог: это штрих, а регистр?
Ученик: Высокий
Педагог: и ещё что тут уже не гамма, а что как играют?
Ученик: Вместе
Педагог: а как это называется, одним словом, когда играют вместе
Ученик: Аккорд
Педагог: Молодец, то есть 2 звука берется правой и левой, какой – то интервал и вместе образуют 4 звука.
В правой руке, какой у нас интервал, 2 нотки, какой?
Ученик: Терция
Педагог: А в левой
Ученик: Секунда
Педагог: Секунда и терция, секунда — это такой интервал диссонирующий, который звучит резко, и он тоже будто передаёт писк мышки, то есть использована секунда, стаккато, аккорд в верхнем регистре, то есть мышка что делает? Как мы её слышим, кот слышит её писк, как она что – то грызёт или скребётся. Мышка представлена у нас в верхнем регистре, аккордами на стаккато, а динамика, какая
Ученик: Пиано
Педагог: хорошо, то есть тихо, человек мышек практически не слышит, а вот коты они такие они слышат, а кот представлен каким звуком
Ученик: Меце форте
Педагог: да, совершенно два разных характера. Вот давай сейчас размер у нас 4 четверти, со счётом вслух, мы покажем мышку. А что на 4и.
Ученик: Пауза
Педагог: то есть мышка у нас 3 раза пискнула и помолчала. Молодец, а последний аккорд у нас ещё появляется один звук, вот его нужно хорошо прям, показать, тут коту вообще нужно было насторожится, когда он, услышав такой вот высокий, тоненький звук. Повторим ещё раз, покажем мышку. Хорошо, и вовремя 4и мы переносим руки в низкий регистр, чтобы показать, как идёт кот. Давай, звуками гаммы, не торопись, кот идёт восьмыми, мышка четвертными, а кот восьмыми. Хорошо, теперь обратим внимания на партию кота, она идёт на легатто до самой нотки ля, вот провести её до ля и вверх сделаем немного крещендо. Молодец, теперь опять мышка у нас скребётся. А вот посмотри, чем отличается первое проведение мышки от второго. Первое проведение у нас было на пиано, а вот второе уже немного погромче, мышка осмелела. Хорошо, давай попробуем закрепить партию мышки и кота.
3. А сейчас мы немного отдохнём и сделаем здоровье сберегающую гимнастику Гимнастика, стоя, освобождаем тело и руки
«Шалтай-болтай» – руки сначала свободно свисают, затем начинают ходить навстречу друг другу.
«Мельница» – упражнение делаем сначала одной, затем другой рукой. Постепенно раскачиваем руку взад-вперед, пока она не начинает крутиться вокруг плеча, как ветряная мельница.
4. Хорошо, ну а теперь закрепим изученный материал.
Заключительный этап
Сегодня на занятие мы очень плодотворно поработали. Домашним заданием будет закрепление и отработка пройденного на занятие материала.
Рефлексия. Николь, а что тебе сегодня больше всего понравилось, что для тебя было новым, что ты узнала?