Ольга Яковлева
Конспект занятия по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста «Ушки-наши помощники»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Изучаем свой организм. Ушки наши помощники».
Задачи: продолжать формировать первоначальные представления об органах чувств человека (уши-орган слуха);
Дать представления о значимости слуха в жизни человека и о функциональном назначении органов слуха (помогают слышать окружающий мир);
Познакомить детей с причинами нарушения слуха и дать полезные рекомендации о гигиене органов слуха ;
Развивать у детей слуховое восприятие,произвольность поведения. умение действовать по правилам (через организацию дидактических игр);
Публикация «Конспект занятия по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста „Ушки-наши помощники“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Развивать у детей способность к повышению работоспособности,снятию головной боли,регулированию активных центров через выполнение игрового массажа ушных раковин ;
Воспитывать у детей стремление заботиться о своем организме;
Продолжать воспитывать познавательный интерес.
Оборудование и материалы :магнитола. песенка М. Лазарева «Почемучка?»,дидактическая игра «Здоровые-больные ушки» ,детские музыкальные инструменты: бубен, колокольчик,барабан,свисток, шумелка ;игрушка Зайчик Степашка ;раскраски с различными животными4карточки индивидуальные «солнышки-тучки» для определения настроения,иллюстрациии с изображением различных животных.
Предварительная работа :разучивание песенки с движениями и игрового массажа ушных раковин,беседа «Развитие слуха у человека и животных» ;чтение глав из книги Юдина «Главное чудо света»; подвижная игра «Угадай,чей голосок?»;копирование раскрасок и изготовление индивидуальных карточек для определения настроения.
Индивидуальная работа :развитие слухового восприятия через игру «Угадай,чей голосок?» ;чтение стихотворения подготовленным ребенком с целью преодоления стеснительности.
Дифференцированный подход: детям с высоким уровнем освоения программы предложить самостоятельно разложить карточки во время игры «Ушки здоровы, ушки больны» ;вовлечь гиперактивных детей в роль ведущих в игре «Угадай,чей голосок?» ;вовлечь малоактивных детей в игру «Определи по звуку?»;предоставить выбор раскрасок мальчикам и девочкам по их желанию.
Ход :
Здравствуйте!Как приятно, ребята, что вы все здоровы,веселы. Давайте встанем в круг и споем нашу любимую песенку «Почемучка?»
-Ах, зачем мне эти ручки? Показ ручек.
Чтоб все трогал Почемучка! Руки к плечам, затем на пояс. Дети берутся за руки.
-Ах, зачем мне эти ножки? Дети идут по кругу.
Чтобы бегать по дорожке. Мелкий дробный шаг по кругу.
-Ах, зачем мне эта спинка? Остановиться,пожать плечами.
Чтоб ложиться на перинку. Иммитация как спим, ручки под щечку.
-Ах, зачем мне этот пузик?
Чтобы кушал карапузик? Круговые движения рукой по животику.
Почему же, почему же,
Почему же не пойму? Дети пожимают плечами и разводят руки в стороны.
Потому что, Потому что,
Потому что, потому! Грозят пальчиком.
-Ах, зачем мне эти глазки? Показ глаз руками.
Для того, чтоб видеть эти сказки! Дети разводят руки в стороны.
Ах, зачем мне этот носик? Показ пальчиком носика.
Чтобы нюхать абрикосик! Дети делают глубокий вдох.
Ах, зачем мне этот ротик? Показ рукой рта.
Для того, чтоб пить компотик! Дети облизываются и произносят:буль-буль-буль.
Ну, а зубы,чтобы кушать. Иммитация еды.
Ушки –чтобы маму слушать! Дети оттопыривают ушки.
Эта песенка напомнила нам,что сегодня мы продолжим узнавать о себе,о своем организме что-то новое, интересное. Хотите. ребята? Да! Тогда давайте сядем на стульчики поудобнее и распрямим спинку.
Отгадайте,пожалуйста загадку :
«Два брата на одной голове живут,все слышат. а друг друга не видят.» Кто же эти два брата?-Правильно,уши!
Из-за ширмы появляется Степашка
Степашка :Ребята,а меня ушки длиннее!
Воспитатель : Ой. кто это? Да это Степашка!
Степашка :Привет. ребятишки! А вы знаете зачем нам ушки? (они помогают нам слышать) У меня вон какие длинные чуткие ушки. Посмотрите. Они помогают мне слышать далеко-далеко ;нет ли рядом лисы и волка,помогают мне от них спасаться. А у вас нет таких длинных ушей. и таких врагов, как у меня. Ведь вы дети.
А покажите,где у вас ушки? А сколько у вас ушек? А какое ушко правое? А левое?Попробуйте закрыть ушки ладошками. Вы что-нибудь слышите? Нет!Я тоже ничего не слышу!
Воспитатель :Так для чего же нам нужны уши? Вы поняли. ребята? Да, правильно,чтобы слышать. Степашка,садись с нами и послушай. сейчас я расскажу вам что-то интересное.
Рассказ воспитателя: Ребята, ушки есть не только у людей,но и у многих животных. Они разной величины (показ ушек слона,кошки,собаки и др.) , но все они наши помощники. Они не только помогают нам слышать,но и предупреждают об опасности.
Знаете,а у древних людей ушки могли двигаться в разные стороны,как антенны. Смешно? Дело в том,что их подстерегали опасности со всех сторон,ведь вокруг много диких зверей. Наши ушки работают всегда,даже когда мы спим,они воспринимают окружающие нас звуки. Представим себе вы спите,а вокруг вас происходит что-то опасное. Какие же помощники сообщат главному начальнику нашего организма од опасности (Если дети затрудняются,то обратиться к Степашке :Это наши ушки! Молодец!Правильно,Степашка)
Да,ушки спящего человека различают довольно тихие звуки _шорох листвы,шаги,тиканье часов. Именно уши сообщают главному начальнику (головному мозгу) о приближающей опасности. а мозг разбудит вас и прикажет действовать.
Если бы не уши,мы не смогли бы разговаривать. Прежде чем маленький ребенок начнет говорить. он сначала долго слушает запоминает,что и как говорят окружающие люди (мама,папа,бабушка,а потом начинает говорить сам.
Да,ушки-наши помощники и верные друзья. Степашка,и вы ребята,хотите послушать стихотворение о чутких ушках?Да! Тогда нам его расскажет (имя заранее подготовленного ребенка)
«Чтоб услышать звуки эти
Знают взрослые и дети
У людей и у зверюшек
Есть по паре чутких ушек.
Ушки звуки различают
Они слышать помогают.»
Степашка :Какое замечательное стихотворение! Ты умница (назвать имя ребенка!Нам с ребятами оно очень понравилось. Степашка напевает : «
Ушки звуки различают, они слышать помогают.»
А вы,ребята, я знаю очень любите играть. Да!Я предлагаю поиграть в интересную игру «Угадай,чей голосок?» Хотите поиграть? Тогда быстрее вставайте в круг. (Дети закрывают глаза. Степашка дотрагивается до плеча,например, Виталика. Он становится ведущим.
«Виталик,ты стоишь в кругу. Мы зовем тебя : «АУ!»
Глаза закрывай :Кто позвал тебя,узнай?» Дети идут по кругуи после этих слов останавливаются. Ведущий закрывает глаза. Один из играющих,у кого Степашка в руках называет его имя. Ведущий должен определить,кто его позвал. В игру играют несколько раз)
Степашка :Какая замечательная игра. Очень веселая!Спасибо,тебе! А теперь мы с ребятами научим тебя играть с нашими ушками.
Степашка : Я буду запоминать и научу потом этой игре моих друзей.
Дети стоят с воспитателем в кругу и выполняют игровой массаж ушных раковин. Воспитатель во время игрового массажа подбадривает детей,хвалит правильное выполнение движений.
Подходи ко мне, дружок,
И вставай скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорей нам покажи! (взяться руками за свои ушки)
Ловко с ними мы играем
Вот так хлопаем ушами. (6 раз загнуть ушки,отпустить. чтобы был хлопок)
А сейчас все тянем вниз
Ушко,ты не отвались! (Тянем вниз несколько раз отпускаем)
А потом,а потом
Покрутили козелком. (30 секунд,большой палец вставить в слуховое отверстие,указательным притягиваем козелок, сдавливаем и поворачиваем козелок)
Ушко,кажется. замерзло
Отогреть его так можно. (Приложить ладошки и тщательно тереть ушные раковины)
Раз,два! Раз,два!
Вот и кончилась игра! А раз кончилась игра –Наступила тишина! (Дети расслабляются слушают тишину)
Степашка : Т-сс!Как приятно послушать тишину! (Степашка жмет руки детям. Какие ушки у всех стали розовыми. красивыми. Хорошо вы играли с вашими ушками. Я своих друзей тоже научу так играть! Но я еще не запомнил все слова. Давайте сыграем еще раз все вместе.
Воспитатель : Давайте,ребята,все сядем на стульчики. Знаешь,Степашка,для чего мы делали эти упражнения? Нет!
Поможем ему, ребята? (чтобы ушки не болели,хорошо слышали)
Верно. Эти упражнения помогают нам оставаться бодрыми, так как на ушках есть «волшебные точки».
Степашка, а нас в детском саду есть картинки правила как беречь ушки Хочешь их посмотреть? Да! Тогда садись поудобнее. а мы с ребятами сейчас их тебе покажем.
Степашка: Спасибо!
Воспитатель :Ребята!Давайте найдем картинки о том,что вредно нашим ушкам?
Дети : От шума,ударов,сильного ветра и грязи их надо защищать.
Воспитатель : А что полезно нашим ушкам?
Дети: находят картинки о том,что уши любят тишину,тепло,заботу о себе и при необходимости прием у врача.
Воспитатель: А еще. Степашка, мы сделаем для тебя книжечку из этих картинок и подарим ее тебе. Ты пойдешь в гости к другим детям и расскажешь о том. как мы хорошо знаем правила как беречь ушки и заботиться о них. Тогда у нас будет хороший слух.
Степашка: Спасибо,вам, ребятки!Я благодарен вам за заботу о других ребятах.
Воспитатель: А еще,чтобы ушки не болели и не пришлось идти к врачу -Ушки должны быть чистыми! А вы умеете чистить уши?
Как вы это делаете? (выслушиваются ответы детей)Вопрос вроде бы несложный,но вы ответили на него неправильно –спичкой с ватой или специальными палочками. А вот и нет!Так как раз и легче всего повредить ухо. А как правильно? Ты,Степашка,знаешь?
Степашка :Да! Очень просто намыленным пальчиком во время умывания,душа. Затем надо протереть насухо полотенцем.
Воспитатель: Молодец! Запомнили, ребята? Но если вы плохо стали слышать. надо немедленно идти к врачу. Самим здесь не справиться! Ребята,давайте еще раз проверим,как слышат наши ушки. Поиграем в игру «Какой музыкальный инструмент звучит?»
Цель игры :упражняя орган слуха. научить определять и различать разные звуки.
Игровое правило :За ширмой воспитатель вместе со Степашкой выкладывает на стол детские музыкальные инструменты :бубен,барабан. погремушку,колокольчик и свисток. Дети поочередно играют за ширмой на них. А другие дети на слух определяют,какой музыкальный инструмент прозвучал.
Воспитатель: Молодцы,ребята!Ваши ушки хорошо слышат,так же чутко. как и у Степашки. А для того. чтобы они у вас не болели и дальше,мы будем заботиться о них.
Степашка: Ребята,мне пора идти. До свидания,спасибо!На память я дарю вам раскраски для девочек и для мальчиков. Раскраски про животных с разными ушками. Когда вы будете их раскрашивать,вы вспомните еще раз,о чем мы говорили с вами сегодня.
Дети :До Свидания, Степашка!
Воспитатель :Ребята, о каком нашем помощнике мы сегодня узнали много нового и интересного? Вам понравилось узнавать про ушки так много нового?Покажите,пожалуйста. карточку,какое у вас настроение? (дети выбирают карточки «солнышки», «тучки») Я рада,что почти у всех вас настроение радостное,разноцветное. А теперь подойдите и выберете раскраски,которые подарил вам Степашка. (звучит песенка «Улыбка» Шаинского) Дети в свободное время раскрашивают понравившиеся раскраски.